МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Н.А.ЗАЙЦЕВА,
Стабенская средняя школа,
Смоленская обл.
Карточки для домашних заданий и
зачетов
10 класс
Уважаемые редакция и коллеги, предлагаю вам
материалы по русскому языку в 10-м классе,
связанные с изучением творчества И.С. Тургенева и
Ф.М. Достоевского. На наш взгляд, эти упражнения
помогают решить комплексную задачу: повторить
орфографию и пунктуацию и одновременно
проверить понимание прочитанного произведения.
Тексты представляют собой в основном
высказывания известных литературных критиков, а
также ученых, писателей о романе И.С. Тургенева
«Отцы и дети» (карточки № 1–9) и о романе Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание»
(карточки № 10–16).
Карточка № 1
Спишите, расставляя знаки препинания
и вставляя пропущенные буквы.
Подводя итог всему что было пережито
(во)время знакомства с Аркадием он должен был
ответить хотя(бы) только самому себе зачем он
(с,з)близился с ним? (Не)исправимый р_мантик
чу_ствующий себя в логическом застенк_ нигилизма
(не)совсем уютно искал себе друга то есть живой
связи с людьми? Или нигилист искал себе
ученика? (На)всегда прощаясь с Аркадием он
прощался с (не)состоявш_мся нигилистом и (в)месте
с тем с самой мыслью о (с,з)ближен_ с другими
людьми. (М.Еремин)
1. Чье имя спрятано за местоимением он?
2. Каково лексическое значение
выделенных слов?
3. В чем проявляется нигилизм главного
героя?
4. Кто же главный герой, о котором идет
речь: неисправимый романтик или нигилист?
Аргументируйте свое мнение.
Карточка № 2
Спишите, расставляя знаки препинания
и вставляя пропущенные буквы.
Базаров (не)был бе_трас_ным уч_ным
пе_симистом но общение с ним в повседневной жизни
как(то) (не)гре_т (не)раду_т. Более того пугает
насторажива_т. Как правило за пр_делами своих
профе_иональных занятий подобные типы людей
(не)пр_тягивают к себе окружающих а о_талкивают
(не)уживчивостью (не)терпимостью эмоц_ональной
(не)достаточностью. (В.И. Толстых)
1. Сгруппируйте слова по видам
орфограмм.
2. Согласны ли вы с такой
характеристикой Базарова? Докажите свою позицию
примерами из текста романа.
Карточка № 3
Спишите, расставляя знаки препинания
и вставляя пропущенные буквы.
Злоба Базарова есть выражение
страдания т_мление производимое отсутствием
любви. (Не)смотря на все свои взгляды Базаров
жажд_т любви к людям. Если эта жажда про_вля_тся
злобою то такая злоба сост_вляет только
оборотную сторону любви. Холодным отвлеч_(н,нн)ым
человеком Базаров быть (не)мог его сердце
требовало полноты требовало чу_ств и вот он
злит(?)ся на других но чу_ству_т что ему еще более
следу_т злит(?)ся на себя. (Н.Страхов)
1. Подберите синонимы к слову жаждет.
2. Выпишите опорные слова (имена
существительные), которые раскрывают сущность
натуры Базарова. Как эти слова помогают понять
противоречивость его характера?
3. Сформулируйте основную мысль
критика и подтвердите ее или опровергните
примерами из текста романа.
Карточка № 4
Спишите, расставляя знаки препинания
и вставляя пропущенные буквы.
Подумайте только молодец этот Базаров
господству_т безусловно над всеми и (н_)где
(не)встреча_т себе (н_)какого дельного отпора. Даже
и смерть его есть еще торжество венец к_ронующ_
эту достоин_ю жизнь и это хотя и случайно но
все(таки) сам_пожертвование. Далее идти нельзя! (М.Н. Катков)
1. Разберите по составу слово самопожертвование.
2. Что имел в виду М.Н. Катков, называя
смерть Базарова самопожертвованием?
3. Как вы понимаете финал романа? Почему
автор привел своего героя к смерти?
Карточка № 5
Спишите, расставляя знаки препинания
и вставляя пропущенные буквы.
Что Тургенев вывел Базарова не для
того что(бы) погладить его по голове это ясно что
он хотел что(то) делать в пользу отц_в и это ясно.
Но в сопр_к_сновени_ с такими ничтожными и
жалкими отцами как Кирсановы крутой Базаров
увлек Тургенева и (в)место того что(бы) посеч(?)
сына он выпорол отц_в. (А.И. Герцен)
1. Объясните значение выделенного
слова.
2. Укажите хотя бы одно многозначное
слово и составьте с ним словосочетания. В каком
(переносном) значении оно употребляется здесь?
(Например, словосочетания погладить по голове,
выпорол отц_в.)
3. Согласны ли вы с утверждением, что
Кирсановы – ничтожные и жалкие отцы?
Аргументируйте свою точку зрения.
Карточка № 6
Спишите, расставляя знаки препинания
и вставляя пропущенные буквы.
Если(бы) я был сослан на (не)обитаемый
остров и мог взять с собой лиш(?) шесть книг то в
числе их безусловно были(бы) Отц_ и дети
Тургенева. (Томас Манн)
1. Составьте схему этого предложения,
определите тип придаточного.
2. Почему, по вашему мнению, эту книгу
выделил писатель? В чем ее ценность?
3. Подберите синонимы к слову безусловно.
К какой части речи оно относится?
Карточка № 7
Спишите, расставляя знаки препинания
и вставляя пропущенные буквы.
Глубокий аск_тизм прониз_вает собою
всю личность Базарова. Характер этого аск_тизма
соверше(н,нн)о особый... он отказ_вается от таких
насл_ждений которые могли(бы) стать выше его и
завладеть его душой.
В чем состоит сила иску_тва враждебная Базарову?
Иску_тво есть (н_)что слишком сладкое тогда как
Базаров (н_)каких сладостей (не)любит а
предпоч_тает им горькое. Выр_жаясь другим языком
можно сказать что иску_тво всегда носит в себе
эл_мент пр_м_рения с жизнью. Иску_тво есть
созерцание отр_шение от жизни и покл_нение
ид_алам. Базаров(же) ре_лист (не)созерцатель а
деятель пр_знающий одни действительные явления и
отрицающ_ ид_алы. (Н.Страхов)
1. Кто такой аскет и что такое аскетизм?
Применимы ли эти понятия к Базарову? Докажите
свое мнение.
2. Как критик определяет понятие искусство?
Как его определение помогает понять отношение
Базарова к искусству? (Базаров не созерцатель, а
деятель, он отрицает идеалы.)
3. Какие контекстуальные антонимы к
слову созерцатель употребляет автор и для
чего? (Реалист, деятель.)
Карточка № 8
Спишите, расставляя знаки препинания
и вставляя пропущенные буквы.
Для Базарова пр_восходство над всеми
означает лиш(?) право треб_вать и (не)навид_ть. А
требования его (по)истине бе_пр_дельны и этот
(не)пр_м_римый максимализм обращается на него
самого то и дело во_станавливая Базарова против
его собстве(н,нн)ых чу_ств желаний поступков... Для
Базарова любовная драма озн_чает унижение она
во_принимается как про_вление позорной слабости
которую герой может изв_нить себе только на
порог_ смерти. (В.М. Маркович)
1. Как вы понимаете слово максимализм?
В чем проявляется максимализм Базарова?
2. Какими примерами из текста романа
можно доказать, что максимализм главного героя обращается
против него самого?
3. Найдите в последнем предложении
контекстуальные синонимы к слову любовь?
(Драма, унижение, слабость.) Разделял ли
Тургенев такое понимание любви Базаровым? А вы?
Карточка № 9
Спишите, расставляя знаки препинания
и вставляя пропущенные буквы.
Базаров отв_рач_вается от природы
(не)корит его за это Тургенев а только рису_т
природу во всей ее красоте. Базаров (не)дорожит
дружбою и отр_кается от р_мантической любви
(не)пороч_т его за то автор а только изобр_жает
дружбу Аркадия к самому Базарову и его счас_ливую
любовь к Кате. Базаров отрица_т тесные связи
между родителями и детьми (не)упр_кает его за это
автор а только разверт_вает перед нами картину
родительской любви. Базаров чужда_тся жизни
(не)выставля_т его автор (за)то злодеем только
показ_вает нам жизнь во всей ее красоте. Базаров
отв_ргает поэзию Тургенев (не)делает его (за)то
дураком автор только изображает его самого со
всею роскошью и проницательностью поэзи_.
Одним словом Тургенев стоит за вечные начала
человеческой жизни за те основные элементы
которые могут бе_конечно изм_нять свои формы но в
сущности всегда остаются (не)изме(н,нн)ыми.
Как бы то (н_)было Базаров все(таки) побежден не
лицами (не)случайностями жизни а самою идеею
жизни. (Н.Страхов)
1. К какому типу и стилю вы отнесете
этот текст? Какими доказательствами вы
воспользуетесь?
2. Каковы особенности построения
первого абзаца?
3. За какие вечные начала
человеческой жизни стоит Тургенев? Согласны ли
вы с ним?
Карточка № 10
Спишите, расставляя знаки препинания
и вставляя пропущенные буквы.
СПРОСИ У СОВЕСТИ СВОЕЙ
Споко_н и счас_лив тот кто живет в ладу
со своей совестью. (Не)завидна участь того кто
разминулся с ней поступился совестью ради
(сию)минутной выгоды или хуже того отрекся от нее
из личного эг_изма.
Совес_ливый человек (не)обман_т (не)украдет
(не)пр_даст на производств_ (не)схалтурит. В
час_ной жизн_ (не)оставит без помощ_ и внимания
старых родителей или собстве(н,нн)ого ребенка
(не)обид_т слабого и (не)униз_т себя лиц_мерием и
лестью.
Совес_ливый значит порядочный чес_ный человек
наделе(н,нн)ый чувством достоинства
справ_дливостью добротой. О совес_ливом человеке
можно сказать словами Н.А. Добролюбова Пусть его
жизнь (не)оз_рилась блеском какого(либо) деяния на
пользу общества все(таки) его нравстве(н,нн)ое
значение (не)потеря(н,нн)о.
Добавим что нравстве(н,нн)ое значение каждой
личности живущ_ по (не)писа(н,нн)ым законам
совести (не)оценимо ибо всем окружающим она дарит
теплоту человечности. (К.Ткаченко)
1. Сформулируйте основную мысль текста.
2. Определите микротемы. (Составьте
план.)
3. Какое отношение имеют размышления о
совести, высказанные в этой статье, к роману
Достоевского «Преступление и наказание»?
4. Как вы понимаете фразеологический
оборот поступился совестью?
5. Назовите слова и выражения,
относящиеся к высокому стилю. Для чего автор
использует их в своей статье? Изменится ли
эмоциональный настрой статьи, если эти слова
заменить нейтральными синонимами?
Карточка № 11
Спишите, расставляя знаки препинания
и вставляя пропущенные буквы.
Почему Раскольников убивает старуху
процен_щицу и ее сестру? Очевидно что(бы) спасти
свою семью от бедности освободить сестру которая
что(бы) помочь ему окончить университет
собирается выйти (за)муж(?) за богатого (не)годяя.
Но он совершает это убийство еще и (по)тому что
хочет доказать себе что он (не)обыкнове(н,нн)ый
человек подчиняющ_ся нравстве(н,нн)ым законам
созда(н,нн)ым другими но личность способная
создать свой собстве(н,нн)ый закон нести огромный
моральный груз ответстве(н,нн)ости пр_терпеть
муки совести и во имя благ_родной цели помощ_
своей семье продолжени_ занятий в университет_
которые позволяют ему осчас_ливить человечество
способная на злодейские средства без ущерба для
собстве(н,нн)ого покоя и добродетельной жизни. (В.Набоков)
1. Согласны ли вы с точкой зрения
писателя?
2. Каким нравственным законам не хочет
подчиняться Раскольников?
Карточка № 12
Спишите, расставляя знаки препинания
и вставляя пропущенные буквы.
Мы живем в сложное драматическое
время. В мир_ кровь льется (на)прав_ и (на)лев_. Как
часто зат_рается ее цена. Но нельзя что(бы)
зат_ралась. Нельзя что(бы) в нашем мире кем бы то
(н_)было утверждалось право на собстве(н,нн)ую
избра(н,нн)ость исключительность
раскольническое право на насилие. В
совреме(н,нн)ом прочтени_ романа мне кажется
особе(н,нн)о важным подчеркнуть что (н_)один
человек (н_)освобожден от законов м_рали
нравстве(н,нн)ости. (Г.Тараторкин, исполнитель
роли Раскольникова)
1. Найдите сложные предложения.
Определите тип придаточных предложений.
2. За что осуждает Г.Тараторкин
Раскольникова?
3. О каких законах морали,
нравственности идет речь в этом тексте?
Карточка № 13
Спишите, расставляя знаки препинания
и вставляя пропущенные буквы.
История Родиона Романовича
Раскольникова представляется мне историей
человека пытавш_ся пр_ступить пр_дел
дозволе(н,нн)ого нравстве(н,нн)о возможного якобы
ради утверждения своей человеческой личности.
«Тварью дрожащею» быть (не)достойно человека а
надобно быть Наполеоном что(бы) владеть всем этим
людским «муравейником» считал он. Надо подч_нить
его себе а для этого все средства не только
дозволе(н,нн)ы но и хороши. Но (с,з)десь(то) и
оказывается что Раскольников не утверждает свою
личность а разрушает ее. (Л.А. Кулиджанов,
кинорежи_сер)
1. Согласны ли вы с тем, что
Раскольников разрушает свою личность? Если да, то
в чем это проявляется?
2. Определите виды сказуемых в двух
последних предложениях.
Карточка № 14
Спишите, расставляя знаки препинания
и вставляя пропущенные буквы.
Сильнее всего старит душу име(н,нн)о
зло. (Н_)какое зло (н_)какая обида (н_)какая боль
(н_)какое (н_)счастье пережит_ человеком
(не)проход_т бе_следно. Каждое зло рубец на сер_це
каждая боль если (не)нашлось средств для
обезбол_вания метка морщинка на лице каждая
(не)проще(н,нн)ая злопам_тная обида с_дина в
волосах каждое твое (не)счастье зарубка в памяти. (Е.З.
Воробьев)
1. Сформулируйте основную мысль
высказывания. Какое отношение она имеет к роману
Достоевского «Преступление и наказание»?
2. Что собой представляет текст по типу
речи? Найдите в нем тезис и доказательства.
3. Над какими группами орфограмм вы
работаете?
Карточка № 15
Спишите, расставляя знаки препинания
и вставляя пропущенные буквы.
Оп_раясь на реальный материал
действительности Достоевский выдвигал и осв_щал
проблемы имеющ_ всемирное значение проблемы
борьбы добра и зла в соц_альной жизни во
внутренней природе людей темы жизне(н,нн)ого
пр_звания человеческой личности страдания и
протеста эгоизма и сам_пожертвования
пр_ступления и наказания вопросы обществе(н,нн)ых
духовных связей между людьми и их раз_ед_нения
справедливого устройства соц_ального мира и
многие другие. Лучшие его произведения явились
предупр_ждением человечеству о грозящ_ ему
опас_ности быть ввергнутым в ад бездуховности.
Все его творчество от первой до последней строки
тревожная дума о будущем человечества о судьбах
России. (М.Б. Храпченко)
1. Составьте схему первого предложения.
Объясните постановку знаков препинания.
2. Что подразумевает литературовед М.Б.
Храпченко под адом бездуховности?
Карточка № 16
Спишите.
По мнению религиозного философа
П.Флоренского, грех – «момент разлада, распада и
развала духовной жизни». Русские писатели в
своем творчестве рассматривали соотношение
понятия «грех» с понятием «преступление»,
пытались выявить наказание не только с
юридической точки зрения, но и с христианской как
справедливое возмездие за проступок, как суд
Божий. Государственные наказания за
преступления, но их мнению, не заключали в себе
всей полноты ответственности человека за
совершенный проступок, не затрагивали
психологическую глубину его души, а
следовательно, не давали подлинного осознания
греха и не влекли за собой раскаяния.
1. В чем заключалось наказание
Раскольникова?
2. Докажите, что преступление,
совершенное Раскольниковым, ведет к «разладу,
распаду и развалу духовной жизни».
|