Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2003

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Н.А.ЗАЙЦЕВА,
Стабенская средняя школа,
Смоленская обл.


Карточки для домашних заданий и зачетов

10 класс

Уважаемые редакция и коллеги, предлагаю вам материалы по русскому языку в 10-м классе, связанные с изучением творчества И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского. На наш взгляд, эти упражнения помогают решить комплексную задачу: повторить орфографию и пунктуацию и одновременно проверить понимание прочитанного произведения.
Тексты представляют собой в основном высказывания известных литературных критиков, а также ученых, писателей о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» (карточки № 1–9) и о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (карточки № 10–16).

Карточка № 1

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Подводя итог всему что было пережито (во)время знакомства с Аркадием он должен был ответить хотя(бы) только самому себе зачем он (с,з)близился с ним? (Не)исправимый р_мантик чу_ствующий себя в логическом застенк_ нигилизма (не)совсем уютно искал себе друга то есть живой связи с людьми? Или нигилист искал себе ученика? (На)всегда прощаясь с Аркадием он прощался с (не)состоявш_мся нигилистом и (в)месте с тем с самой мыслью о (с,з)ближен_ с другими людьми. (М.Еремин)

1. Чье имя спрятано за местоимением он?

2. Каково лексическое значение выделенных слов?

3. В чем проявляется нигилизм главного героя?

4. Кто же главный герой, о котором идет речь: неисправимый романтик или нигилист? Аргументируйте свое мнение.

Карточка № 2

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Базаров (не)был бе_трас_ным уч_ным пе_симистом но общение с ним в повседневной жизни как(то) (не)гре_т (не)раду_т. Более того пугает насторажива_т. Как правило за пр_делами своих профе_иональных занятий подобные типы людей (не)пр_тягивают к себе окружающих а о_талкивают (не)уживчивостью (не)терпимостью эмоц_ональной (не)достаточностью. (В.И. Толстых)

1. Сгруппируйте слова по видам орфограмм.

2. Согласны ли вы с такой характеристикой Базарова? Докажите свою позицию примерами из текста романа.

Карточка № 3

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Злоба Базарова есть выражение страдания т_мление производимое отсутствием любви. (Не)смотря на все свои взгляды Базаров жажд_т любви к людям. Если эта жажда про_вля_тся злобою то такая злоба сост_вляет только оборотную сторону любви. Холодным отвлеч_(н,нн)ым человеком Базаров быть (не)мог его сердце требовало полноты требовало чу_ств и вот он злит(?)ся на других но чу_ству_т что ему еще более следу_т злит(?)ся на себя. (Н.Страхов)

1. Подберите синонимы к слову жаждет.

2. Выпишите опорные слова (имена существительные), которые раскрывают сущность натуры Базарова. Как эти слова помогают понять противоречивость его характера?

3. Сформулируйте основную мысль критика и подтвердите ее или опровергните примерами из текста романа.

Карточка № 4

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Подумайте только молодец этот Базаров господству_т безусловно над всеми и (н_)где (не)встреча_т себе (н_)какого дельного отпора. Даже и смерть его есть еще торжество венец к_ронующ_ эту достоин_ю жизнь и это хотя и случайно но все(таки) сам_пожертвование. Далее идти нельзя! (М.Н. Катков)

1. Разберите по составу слово самопожертвование.

2. Что имел в виду М.Н. Катков, называя смерть Базарова самопожертвованием?

3. Как вы понимаете финал романа? Почему автор привел своего героя к смерти?

Карточка № 5

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Что Тургенев вывел Базарова не для того что(бы) погладить его по голове это ясно что он хотел что(то) делать в пользу отц_в и это ясно. Но в сопр_к_сновени_ с такими ничтожными и жалкими отцами как Кирсановы крутой Базаров увлек Тургенева и (в)место того что(бы) посеч(?) сына он выпорол отц_в. (А.И. Герцен)

1. Объясните значение выделенного слова.

2. Укажите хотя бы одно многозначное слово и составьте с ним словосочетания. В каком (переносном) значении оно употребляется здесь? (Например, словосочетания погладить по голове, выпорол отц_в.)

3. Согласны ли вы с утверждением, что Кирсановы – ничтожные и жалкие отцы? Аргументируйте свою точку зрения.

Карточка № 6

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Если(бы) я был сослан на (не)обитаемый остров и мог взять с собой лиш(?) шесть книг то в числе их безусловно были(бы) Отц_ и дети Тургенева. (Томас Манн)

1. Составьте схему этого предложения, определите тип придаточного.

2. Почему, по вашему мнению, эту книгу выделил писатель? В чем ее ценность?

3. Подберите синонимы к слову безусловно. К какой части речи оно относится?

Карточка № 7

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Глубокий аск_тизм прониз_вает собою всю личность Базарова. Характер этого аск_тизма соверше(н,нн)о особый... он отказ_вается от таких насл_ждений которые могли(бы) стать выше его и завладеть его душой.
В чем состоит сила иску_тва враждебная Базарову? Иску_тво есть (н_)что слишком сладкое тогда как Базаров (н_)каких сладостей (не)любит а предпоч_тает им горькое. Выр_жаясь другим языком можно сказать что иску_тво всегда носит в себе эл_мент пр_м_рения с жизнью. Иску_тво есть созерцание отр_шение от жизни и покл_нение ид_алам. Базаров(же) ре_лист (не)созерцатель а деятель пр_знающий одни действительные явления и отрицающ_ ид_алы. (Н.Страхов)

1. Кто такой аскет и что такое аскетизм? Применимы ли эти понятия к Базарову? Докажите свое мнение.

2. Как критик определяет понятие искусство? Как его определение помогает понять отношение Базарова к искусству? (Базаров не созерцатель, а деятель, он отрицает идеалы.)

3. Какие контекстуальные антонимы к слову созерцатель употребляет автор и для чего? (Реалист, деятель.)

Карточка № 8

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Для Базарова пр_восходство над всеми означает лиш(?) право треб_вать и (не)навид_ть. А требования его (по)истине бе_пр_дельны и этот (не)пр_м_римый максимализм обращается на него самого то и дело во_станавливая Базарова против его собстве(н,нн)ых чу_ств желаний поступков... Для Базарова любовная драма озн_чает унижение она во_принимается как про_вление позорной слабости которую герой может изв_нить себе только на порог_ смерти. (В.М. Маркович)

1. Как вы понимаете слово максимализм? В чем проявляется максимализм Базарова?

2. Какими примерами из текста романа можно доказать, что максимализм главного героя обращается против него самого?

3. Найдите в последнем предложении контекстуальные синонимы к слову любовь? (Драма, унижение, слабость.) Разделял ли Тургенев такое понимание любви Базаровым? А вы?

Карточка № 9

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Базаров отв_рач_вается от природы (не)корит его за это Тургенев а только рису_т природу во всей ее красоте. Базаров (не)дорожит дружбою и отр_кается от р_мантической любви (не)пороч_т его за то автор а только изобр_жает дружбу Аркадия к самому Базарову и его счас_ливую любовь к Кате. Базаров отрица_т тесные связи между родителями и детьми (не)упр_кает его за это автор а только разверт_вает перед нами картину родительской любви. Базаров чужда_тся жизни (не)выставля_т его автор (за)то злодеем только показ_вает нам жизнь во всей ее красоте. Базаров отв_ргает поэзию Тургенев (не)делает его (за)то дураком автор только изображает его самого со всею роскошью и проницательностью поэзи_.
Одним словом Тургенев стоит за вечные начала человеческой жизни за те основные элементы которые могут бе_конечно изм_нять свои формы но в сущности всегда остаются (не)изме(н,нн)ыми.
Как бы то (н_)было Базаров все(таки) побежден не лицами (не)случайностями жизни а самою идеею жизни. (Н.Страхов)

1. К какому типу и стилю вы отнесете этот текст? Какими доказательствами вы воспользуетесь?

2. Каковы особенности построения первого абзаца?

3. За какие вечные начала человеческой жизни стоит Тургенев? Согласны ли вы с ним?

Карточка № 10

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

СПРОСИ У СОВЕСТИ СВОЕЙ

Споко_н и счас_лив тот кто живет в ладу со своей совестью. (Не)завидна участь того кто разминулся с ней поступился совестью ради (сию)минутной выгоды или хуже того отрекся от нее из личного эг_изма.
Совес_ливый человек (не)обман_т (не)украдет (не)пр_даст на производств_ (не)схалтурит. В час_ной жизн_ (не)оставит без помощ_ и внимания старых родителей или собстве(н,нн)ого ребенка (не)обид_т слабого и (не)униз_т себя лиц_мерием и лестью.
Совес_ливый значит порядочный чес_ный человек наделе(н,нн)ый чувством достоинства справ_дливостью добротой. О совес_ливом человеке можно сказать словами Н.А. Добролюбова Пусть его жизнь (не)оз_рилась блеском какого(либо) деяния на пользу общества все(таки) его нравстве(н,нн)ое значение (не)потеря(н,нн)о.
Добавим что нравстве(н,нн)ое значение каждой личности живущ_ по (не)писа(н,нн)ым законам совести (не)оценимо ибо всем окружающим она дарит теплоту человечности. (К.Ткаченко)

1. Сформулируйте основную мысль текста.

2. Определите микротемы. (Составьте план.)

3. Какое отношение имеют размышления о совести, высказанные в этой статье, к роману Достоевского «Преступление и наказание»?

4. Как вы понимаете фразеологический оборот поступился совестью?

5. Назовите слова и выражения, относящиеся к высокому стилю. Для чего автор использует их в своей статье? Изменится ли эмоциональный настрой статьи, если эти слова заменить нейтральными синонимами?

Карточка № 11

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Почему Раскольников убивает старуху процен_щицу и ее сестру? Очевидно что(бы) спасти свою семью от бедности освободить сестру которая что(бы) помочь ему окончить университет собирается выйти (за)муж(?) за богатого (не)годяя.
Но он совершает это убийство еще и (по)тому что хочет доказать себе что он (не)обыкнове(н,нн)ый человек подчиняющ_ся нравстве(н,нн)ым законам созда(н,нн)ым другими но личность способная создать свой собстве(н,нн)ый закон нести огромный моральный груз ответстве(н,нн)ости пр_терпеть муки совести и во имя благ_родной цели помощ_ своей семье продолжени_ занятий в университет_ которые позволяют ему осчас_ливить человечество способная на злодейские средства без ущерба для собстве(н,нн)ого покоя и добродетельной жизни. (В.Набоков)

1. Согласны ли вы с точкой зрения писателя?

2. Каким нравственным законам не хочет подчиняться Раскольников?

Карточка № 12

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Мы живем в сложное драматическое время. В мир_ кровь льется (на)прав_ и (на)лев_. Как часто зат_рается ее цена. Но нельзя что(бы) зат_ралась. Нельзя что(бы) в нашем мире кем бы то (н_)было утверждалось право на собстве(н,нн)ую избра(н,нн)ость исключительность раскольническое право на насилие. В совреме(н,нн)ом прочтени_ романа мне кажется особе(н,нн)о важным подчеркнуть что (н_)один человек (н_)освобожден от законов м_рали нравстве(н,нн)ости. (Г.Тараторкин, исполнитель роли Раскольникова)

1. Найдите сложные предложения. Определите тип придаточных предложений.

2. За что осуждает Г.Тараторкин Раскольникова?

3. О каких законах морали, нравственности идет речь в этом тексте?

Карточка № 13

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

История Родиона Романовича Раскольникова представляется мне историей человека пытавш_ся пр_ступить пр_дел дозволе(н,нн)ого нравстве(н,нн)о возможного якобы ради утверждения своей человеческой личности. «Тварью дрожащею» быть (не)достойно человека а надобно быть Наполеоном что(бы) владеть всем этим людским «муравейником» считал он. Надо подч_нить его себе а для этого все средства не только дозволе(н,нн)ы но и хороши. Но (с,з)десь(то) и оказывается что Раскольников не утверждает свою личность а разрушает ее. (Л.А. Кулиджанов, кинорежи_сер)

1. Согласны ли вы с тем, что Раскольников разрушает свою личность? Если да, то в чем это проявляется?

2. Определите виды сказуемых в двух последних предложениях.

Карточка № 14

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Сильнее всего старит душу име(н,нн)о зло. (Н_)какое зло (н_)какая обида (н_)какая боль (н_)какое (н_)счастье пережит_ человеком (не)проход_т бе_следно. Каждое зло рубец на сер_це каждая боль если (не)нашлось средств для обезбол_вания метка морщинка на лице каждая (не)проще(н,нн)ая злопам_тная обида с_дина в волосах каждое твое (не)счастье зарубка в памяти. (Е.З. Воробьев)

1. Сформулируйте основную мысль высказывания. Какое отношение она имеет к роману Достоевского «Преступление и наказание»?

2. Что собой представляет текст по типу речи? Найдите в нем тезис и доказательства.

3. Над какими группами орфограмм вы работаете?

Карточка № 15

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Оп_раясь на реальный материал действительности Достоевский выдвигал и осв_щал проблемы имеющ_ всемирное значение проблемы борьбы добра и зла в соц_альной жизни во внутренней природе людей темы жизне(н,нн)ого пр_звания человеческой личности страдания и протеста эгоизма и сам_пожертвования пр_ступления и наказания вопросы обществе(н,нн)ых духовных связей между людьми и их раз_ед_нения справедливого устройства соц_ального мира и многие другие. Лучшие его произведения явились предупр_ждением человечеству о грозящ_ ему опас_ности быть ввергнутым в ад бездуховности. Все его творчество от первой до последней строки тревожная дума о будущем человечества о судьбах России. (М.Б. Храпченко)

1. Составьте схему первого предложения. Объясните постановку знаков препинания.

2. Что подразумевает литературовед М.Б. Храпченко под адом бездуховности?

Карточка № 16

Спишите.

По мнению религиозного философа П.Флоренского, грех – «момент разлада, распада и развала духовной жизни». Русские писатели в своем творчестве рассматривали соотношение понятия «грех» с понятием «преступление», пытались выявить наказание не только с юридической точки зрения, но и с христианской как справедливое возмездие за проступок, как суд Божий. Государственные наказания за преступления, но их мнению, не заключали в себе всей полноты ответственности человека за совершенный проступок, не затрагивали психологическую глубину его души, а следовательно, не давали подлинного осознания греха и не влекли за собой раскаяния.

1. В чем заключалось наказание Раскольникова?

2. Докажите, что преступление, совершенное Раскольниковым, ведет к «разладу, распаду и развалу духовной жизни».

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru