МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Н.ШАПИРО
См. № 4, 8, 12, 16, 18, 20, 37, 41, 45/2002
Полезные мелочи
Первый в этом году выпуск «Полезных мелочей»
мы начнем с фрагмента письма. Петербуржец
Георгий Кондратьевич Данилов, педагог и методист
с многолетним стажем, работавший в школах и
институтах усовершенствования учителей в
Республике Адыгея и Краснодарском крае,
рассказывает такой эпизод: «Перрон вокзала г.
Туапсе. Ко мне подходит милиционер. Оказывается,
он учился у меня около 25 лет назад. Говорит, что
многое забыл, а вот шуточные примеры (про
мошенника и труженика, про одетые галоши) помнит.
Очень было приятно, тем более что служба у него
специфическая и место нашей встречи необычное».
Эта история укрепила нашу решимость продолжать
публикацию «Мелочей». Ждем и от вас, дорогие
коллеги, взносов в нашу общую копилку!
1. Украл – запомним
Рассказывает Георгий Кондратьевич
Данилов. Его ученики никак не могли научиться
писать без ошибок слово труженик. Но стоило
только один раз произнести шутку – и ошибка
навсегда исчезла. Вот эта шутка:
Мошенник у труженика одно н украл.
2. Нарядные галоши
Чтобы ученики не путали глаголы одеть
и надеть, Георгий Кондратьевич Данилов
предлагает нарисовать такие картинки. Рисунки
можно сопроводить надписью:
3. Еще две пары
Учителя математики часто жалуются, что
дети с ошибкой пишут слово параллельный. Г.К.
Данилов в таком случае спрашивает учеников:
– Что означает пара?
– Два предмета.
– Видите, само слово подсказывает, что надо
писать удвоенное л. (Заметим, что в этом
слове полезно увидеть еще одну пару – две
безударные гласные а.)
4. Цыган, обжора и шофер
Чтобы дети лучше запомнили
правописание трудных слов, Г.К. Данилов вместе с
учениками составляет рассказики. Нужно только
следить, чтобы в такой рассказик не вкралось
слово на то же правило, но с другим написанием.
Вот пример на слова с ударными о после
шипящих.
Лето. Поспел крыжовник. Вокруг
колхозного сада ходит сторож с трещоткой. А мимо
сада как раз проходит Петя-обжора. Этот
Петя-обжора так объелся крыжовником, что у него
шов на брюках лопнул. И как назло сторож с
трещоткой услышал шорох. «Куда бы удрать? В какую
бы спрятаться чащобу?» – лихорадочно соображал
Петя.
А вот предложения с безударными о
в иноязычных словах.
Шофер вел по шоссе машину, а в ней
сидели артисты цирка – жонглеры и жокеи. Они
угостили сынишку шофера шоколадом.
А Юлий Анатольевич Халфин предлагал
своим ученикам стихотворение, в котором есть и
слова, пишущиеся по правилу, и исключения.
Цыплята весь день на циновке лежали.
Цыплята цингою ужасно страдали.
Цыган их на цыпочках водит в больницу.
Велел им там доктор цибулей лечиться.
Был доктор в халате, как в панцире жук.
«Цибуля, – сказал, – не микстура, а лук».
5. Еще несколько пар
Любовь Александровна Захарова из г.
Нерюнгри Республики Саха (Якутия) прислала
забавную, лаконичную и исчерпывающе точную
иллюстрацию к правилу «Одна и две буквы н
в суффиксах страдательных причастий прошедшего
времени и прилагательных, образованных от
глаголов».
Суффиксы «задирают носики», так как
пишутся с двумя н. Это бывает в четырех
случаях:
если в слове есть приставки, кроме не-;
если в слове есть суффикс -ова-
(-ева-);
если к нему относятся зависимые
слова;
если слово образовано от
бесприставочного глагола совершенного вида,
кроме раненый.
Продолжение
|