ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ. УЧЕНИК
М.НИКОЛАЕВ
Михаил Михайлович
Я учитель рисования. Я прихожу в школу
каждый четверг. Здороваюсь с коллегами, с
учениками. Для коллег – вежливая полуулыбка, для
учеников – снисходительный кивок. Я учитель и,
следовательно, должен знать себе цену.
Вот я иду по коридору... Кстати, вы помните
школьный коридор? Тусклый прямоугольник – окна
впереди и серые стены по бокам. Стены здесь
всегда серые. Даже если их красят зеленой или
бежевой краской.
И воздух в школе серый, пропитанный казенными
запахами. Помните?
Итак, я иду по коридору. Сворачиваю в учительскую.
Там кожаные кресла, полки с неинтересными
учебниками и овальное зеркало без рамы. На
подоконнике меланхолически курит химичка.
Ольге двадцать семь лет. У нее унылый профиль с
грустным сапожком носа. Она делает маленькие
затяжки, беззвучно выплевывая синие облачка
дыма.
Я здороваюсь с ней и тоже закуриваю. Мы оба
молчим, потому что она не из разговорчивых, а я
боюсь сказать что-нибудь не то. Мы молча курим до
самого звонка. Я гашу сигарету, затаптывая
окурком оранжевые искорки. Двигаюсь к двери и
чуть не сталкиваюсь с завучем Ириной
Владимировной. Факельная прическа, золотой зуб и
воинственный бюст.
– Доброе утро!
– Здравствуйте, дорогой мой!
Меня любят пожилые женщины...
В классе шевелится с десяток детских голов. Это
первый класс. Здесь при твоем появлении дружно
встают и доверчиво смотрят в глаза. Потом, в
старших классах, эти ребята будут приветствовать
тебя с ленцой, а в глазах их замерцают
переливчатые нагловатые огоньки. Но пока... Пока
первачки еще очень нежны и доверчивы.
Прохожу к своему сакраментальному учительскому
столу. Короткий жест в сторону учеников –
садитесь! Садятся не без шума, конечно. При этом у
кого-нибудь обязательно падает пенал. Выпавшая
ручка катится к моей ноге.
– Кто это? – морщусь я.
– Лиза! Лиза! – охотно отвечают дети.
Сконфуженная Лиза тянется за упавшей ручкой.
Боже, какие маленькие пальчики рядом с моим
угрюмым ботинком! Подняла и села, кольнув меня
косым взглядом.
– Ну-с, начнем, пожалуй, – говорю я, оглядывая
класс. За последней партой сидит Олег, худой
малец с ушами тролля. Сейчас он сосредоточенно
копается в сумке. Кривясь от усилий, он
выдергивает из нее деревянную линейку. «Так, это
мне не нужно», – бормочет Олег и втыкает линейку
обратно. Затем запускает руку поглубже,
извлекает живодерски измятую тетрадь, поднимает
ее за уголок и рассматривает ее, как убитую птицу.
– О! – восклицает Олег. – Новая тетрадочка!
– Олег! – рявкаю я.
Мальчик роняет свой трофей и испуганно
оборачивается.
– Почему ты до сих пор не готов к уроку?! Где твой
альбом?! Где карандаши?! И что ты сделал со своей
тетрадкой?!
– Ничего, – отвечает Олег, поспешно впихивая
тетрадь в сумку.
– Где твой альбом?!
– Сейчас-сейчас, – пыхтит Олег, продолжая
терзать сумку.
– Начинаем...
Я рисую на доске средневековый замок, попутно
рассказывая о Средневековье. Рыцарские турниры,
прекрасные дамы и так далее. Чистенькие розовые
мордочки полны внимания. Кончив рисовать,
продолжаю говорить, прохаживаясь вдоль парт.
Жестикулирую. Внезапно коротеньким копьем
выскакивает чья-то поднятая рука.
– Михал Михалыч, можно спросить?
– Слушаю тебя.
Толик, круглоголовый симпатяга с вечно
расширенными от радости познания глазами,
откровенно спрашивает меня:
– А вы тоже были рыцарем?
– Теперь рыцарей уже нет, – говорю я.
– Кто же убивает драконов?
Я мешкаю с ответом. За меня лихо отвечает рыжий
Краснухин:
– Менты, конечно, кто же еще!
Уверенно сказал, даже с какой-то мужественной
хрипотцой. Синеглазая Лена поворачивается к нему
и иронически округляет глаза. По классу
зашелестело: «Менты, менты, менты...». Я спрашиваю
Краснухина:
– Почему ты решил, что менты убивают драконов?
– Менты... Ну, они, это... Стреляют... Тут кто хочешь
помрет...
– Ты-то откуда это знаешь?
Вопрос я задал глупый. Кто же не знает, что когда
менты стреляют – кто хочешь помрет! Но
синеглазая Лена игриво смотрит на меня и
понимающе улыбается, дескать, прижми его, пусть
не высовывается.
– Очевидно, ты уже имел дело с нашей
милицией, – едко замечаю я. – Не рановато ли?
Красухин краснеет. В классе осторожно
посмеиваются.
– А чего вы смеетесь? – восклицает добрый
Толик. – Может, у него папа милиционер? Или
мама.
– Довольно! Вернемся к нашей теме...
Продолжение следует
|