ЖИЗНЬ ЯЗЫКА
И.А.БУКРИНСКАЯ,
О.Е.КАРМАКОВА,
г. Москва.
Названия крестьянского жилища в
русских говорах
(Региональный компонент)
«Человек живет не только в чужом доме, в доме
чужих дедов, но и в чужом языке. Сколько слов и
выражений человек не понимает! Он знает, и все же
– не понимает».
Эти слова Юрия Тынянова можно предпослать в
качестве эпиграфа к главам из книги «Русские
говоры и народные традиции», над которой сейчас
работают сотрудники Института русского языка
РАН и одновременно учителя И.А. Букринская и
О.Е. Кармакова. Имена авторов нашим читателям
знакомы: в газете публиковались отрывки из их
книги «Язык русской деревни. Школьный
диалектологический атлас».
Предлагаемый материал, помимо того, что он
интересен сам по себе, будет полезен в работе с
сельскими и тем более городскими детьми при
изучении культуроведческой лексики, стилистики
– как образец научного и публицистического
текста. Его фрагменты можно использовать для
изложения. Заманчиво звучит тема дома и для
сочинения. (Образец работы над изложением на эту
тему – «Как построена изба» (III
четверть) – предложила Н.О. Крамаренко в
«Поурочных планах в 8-м классе» .
Дом как символ единства
Дом для всякого современного человека
– самое важное и необходимое место, то место, где
он хотя бы отчасти огражден от мира с его
неприятностями, суетой, враждебностью; дом – это
место, где тебя окружает любовь и забота родных,
близких людей. В традиционной крестьянской
культуре семейному жилищу, пожалуй, придавалось
еще большее значение.
Так, в народной культуре дом является
средоточием всех жизненных интересов семьи –
достатка, счастья, согласия, здоровья. Он –
символ единства всего рода: тех, кто живет ныне, и
тех, кто жил прежде. От поколения к поколению
передаются традиции семьи и крестьянского мира,
связанные с работой, ведением хозяйства, в том
числе и строительством, обустройством самого
жилища. Александр Николаевич Афанасьев,
известный этнограф и фольклорист, собиратель
русских сказок, писал: «Изба для славянина была
поэтому не только домом, в обиходном смысле этого
слова, местом жилья; она представлялась ему
таинственным капищем, в котором пребывало
благотворное светлое божество очага и в котором
совершались обряды в честь этого пената. [Пенаты
– лат. Penates. В древнеримской мифологии
боги-хранители, опекавшие благополучие семьи и
домашнего очага. – И.Б., О.К.] Изба была первым
языческим храмом». Вот почему внутренняя
планировка дома – расположение печи, большого
(красного) угла, лавок, стола, колыбели – всегда
были значимы и сохранялись на протяжении веков.
Несколько слов об этнографии
Какой же облик имеет традиционное
жилище русского крестьянина? Каждый, кто
путешествовал по России, замечал различия на
севере и на юге в высоте дома, расположении его
относительно улицы, в строительном материале,
интерьере, в украшении фасада, окон, ворот.
Действительно, этнографы, изучающие
материальную и духовную культуру народа,
выделяют обычно три основных типа жилых
построек, свойственных русской деревне:
северный, среднерусский, южный.
На Севере с долгими суровыми зимами
ставили большие, рубленные из хвойных пород дома.
Срубное строительство испокон веков было широко
распространено на Руси: сруб состоял из
нескольких горизонтальных рядов бревен,
соединенных по углам, – венцов. Высокие
северные дома могли насчитывать восемнадцать и
более венцов. Обычно под одной крышей
соединялось несколько срубов – отдельных
помещений, жилых и нежилых. Северные дома стояли
не на земле, а как бы на высокой подставке из
бревен – подклете, подызбице. Здесь, в нижнем
этаже, реже жили люди, чаще устраивали кладовые и
мастерские. Со знанием дела употребляет это
слово в романе «Петр I» А.Н. Толстой: «Нижнее жилье
избы – подклеть – из могучих бревен. Готовил
ее Василий Волков под кладовые для зимних и
летних запасов – хлеба, солонины, солений,
мочений разных».
В таком большом доме под одной крышей
объединялись жилье и хозяйственный двор,
подчас тоже двухъярусный. Соединение жилого
помещения и скотного двора называется связью
(дом-двор). На нижнем этаже двора в специально
огороженных местах держали скот: в стайках –
свиней, овец, даже птицу, на дворе или в конюшне –
лошадей, а в утепленных хлевах, (о)мшаниках –
корову с теленком; наверху же, на повети,
сеннике, хранили корма, орудия труда и прочие
необходимые в хозяйстве вещи. На поветь вел снизу
наклонный помост, взвоз, по нему на лошадях
привозили телеги с заготовленным на зиму сеном.
Двор мог примыкать к жилому дому или сзади, или
сбоку.
Крыша у домов на Севере, как правило,
двускатная, украшенная коньком, а сам дом выходит
на улицу своей узкой стороной, фасадом. Леса
кругом в изобилии, поэтому в добротном материале
строители себя не ограничивали. Избы искусно
украшались резьбой. Подобный тип дома
распространен в Архангельской, Вологодской,
Ярославской, Новгородской, Вятской, Костромской
областях.
Постройка дома
Строительство жилища было очень
важным событием для крестьянской семьи. Вначале
хозяева собирали помочь – т.е. приглашали
родных и соседей помочь вывезти бревна на сруб.
Дерево для построек заготовляли осенью, если это
хвойные породы, или весной, если породы
лиственные, чаще всего осина. Заранее выбирали
большие и высокие деревья. Затем одни хозяева
нанимали плотников, другие ставили дом сами.
Каждый шаг в строительстве сопровождался
особыми обрядами, в каждой местности имеющими
свои отличия. Обращалось внимание на множество
примет, связанных с выбором места под избу,
тщательно исполнялись обряды при закладке дома,
установке потолочной балки – матицы, возведении
крыши и т.д. Во многих деревнях на время
строительства в будущий красный угол ставили
молодое деревце с иконкой (рябину, елку, березку,
дуб), чтобы в новом жилище были здоровы хозяин и
все семейство. Под углы дома было принято класть
деньги и зерно – для богатства, шерсть – для
тепла, ладан – для святости. Каждый этап
строительства предусматривал угощение для
артели плотников. Так, среди прочего отмечали
установку матицы («матичное угощение»), потому
что именно она – матица – символизировала
дом, и, уходя в дальнюю дорогу, человек должен был
подержаться за матицу, чтобы путь был добрым.
Вот как рассказывает Борис Шергин о
строительном обычае в Архангельске: «...при
закладке дома сначала утверждали окладное
бревно. В этот день пиво варили и пироги пекли,
пировали вместе с плотниками. Называется:
“окладно”.
Когда стены срубят до крыши и положат
потолочные балки, матицы, опять плотникам
угощенье: “матешно”. И третье празднуют –
“мурлаты”, когда стропила под крышу выгородят. А
крышу тесом закроют да сверху князевое бревно
утвердят, опять пирогами и домашним пивом
плотников чествуют, называется: “князево”».
(«Двинская земля»)
При переезде во вновь построенный дом
тоже соблюдались обряды. Прежде всего туда
пускали кошку – обжить дом. (Кое-где полагали, что
это домовой является в виде кошки.) Затем хозяин
входил в дом с квашней и иконой в руках, а хозяйка
несла курицу. Переселяясь в новое жилище, хозяева
хотели, чтобы и домовой – покровитель дома –
переехал вместе с ними. Для этого случая были
специальные зазывания: Домовой, домовой, пойдем
со мной! Домовой, пойдем со мной; веди с собой и
домовиху-госпожу – как умею награжу! В
некоторых местах домового приносили в новый дом
в горшке с углями. Перебравшись в новый дом,
хозяева приглашали гостей, которые приходили с
хлебом-солью и подарками, т.е. справляли новоселье,
новосельщину, влазины.
Путешествие по избе
Давайте представим себе, что мы входим
в деревенское жилище. Сначала поднимаемся на
крыльцо, открываем одностворчатую массивную, но
небольшую деревянную дверь, переступаем через
высокий порог (чтобы тепло из дома не выходило) и
оказываемся в холодных сенях, т.е. коридоре,
соединяющем жилую и хозяйственную части
большого дома. В целом ряде областей сени
называют иначе – мост. Сени не отапливаются,
здесь стоят ведра с водой, подойники, по стенам
развешаны различные нужные вещи: конская упряжь,
серпы, косы, рабочая одежда.
Вновь открываем обитую утепленную
дверь и попадаем теперь уже в избу. В
севернорусских говорах избой, как правило,
называется сруб-четырехстенок. Изба-комната
может быть теплой, с печью, ее называют зимняя
изба, зимовка, заденка, боковушка, или летней –
без печи: летняя изба, перед, холодное житье и
др. Неотапливаемое жилое помещение, находящееся
вверху, обычно именуют верх, светелка, горница,
двуетаж. Клеть – это тоже рубленое
неотапливаемое помещение, обычно означает
кладовую, но в больших семьях использовалась как
летняя комната. Как видим, дом в
севернорусских говорах означает всю постройку, а
изба – его часть – одну комнату.
Слово изба в значении «комната»
широко представлено и в других славянских
языках: чешском, словацком, польском, словенском,
сербохорватском. В словарях современного
литературного языка изба толкуется как
деревянный крестьянский дом.
Обратимся к истории языка
Слово изба, др.-русск. истъба –
«дом, баня» (истобка в «Повести временных
лет»), известно, как уже говорилось, всем
славянам. Происходит из праславянской формы *jьstъba,
которая могла быть заимствована или из герм. *stuba,
вероятно, «теплое помещение, баня», или ром. *extufa
с тем же значением. Это одна из версий
происхождения слова, есть и другие. Вы можете
найти их в этимологических словарях.
А как же обставлялся дом?
Познакомимся с внутренним убранством
традиционного жилища. Мебели в нем было не много:
лавки, неподвижно укрепленные вдоль стен избы,
переносные скамьи, иногда стулья, стол, посудные
и другие полки. Примерно четвертую часть избы
занимала русская (духовая) печь. В
крестьянском жилище печь всегда была большой,
так как играла важную роль в жизни семьи: в ней
готовили пищу, пекли хлеб, на ней спали, лечились
ее теплом, сушили одежду, а иногда в ней даже
мылись. Как правило, летом печь топили один
раз – утром, приготовляя пищу для семьи и
скота, потом закрывали отверстие в печи (устье)
заслонкой – и еда была теплой в течение всего
дня. Печь работала лучше всякого термоса.
По диагонали от печи – красный,
святой, передний, большой угол (в разных
местах его называют по-разному). Здесь помещаются
иконы на специальной полке – божнице, а под
ними стоит обеденный стол. Передний угол
всегда считается самым почетным: под иконами во
время свадьбы сажают новобрачных, а на праздники
– наиболее уважаемых гостей.
Публикация статьи произведена при поддержке компании «MagazinBT». Посетив интернет-магазин компании «MagazinBT», Вы сможете по выгодной цене купить высококачественную бытовую технику от ведущих мировых производителей с доставкой по всей России. В большой ассортимент магазина входят такие товары, как духовые шкафы, стиральные машины, холодильники, утюги, чайники и многое другое. Удобный рубрикатор сайта интернет-магазина позволит быстро найти товар нужной категории, устраивающий Вас по цене и техническим характеристикам. Интернет-магазин компании «MagazinBT» располагается по адресу http://www.MagazinBT.ru
Женская часть избы
Часть избы, прилегающая к печи, искони
являлась женской половиной: там хозяйка
приготовляла пищу, держала кухонную утварь
(чугуны, сковородки, решета, миски, ступы, ухваты,
кочергу, помело и др.). На стене рядом с печью
висел либо поставец – небольшой шкаф для
посуды, либо посудник, судник, судница, блюдник –
деревянная открытая полка того же назначения.
Эта часть, которая отделялась от прочего
помещения деревянной перегородкой, занавеской,
называлась задоски, запечье, кут, печной угол,
бабий угол, кухня, шелнуш (шолнуш, шомнуш) и пр.
– в разных местах по-разному. Последнее из
упомянутых наименований полагают
заимствованием из древнешведского; в русских
диалектах оно обозначает отгороженную часть
комнаты.
Хозяйская часть
В избе была не только женская, но и,
конечно же, мужская часть, та, где работал хозяин,
глава семьи. Она располагалась у входа. По
боковой стене тянулась широкая лавка – коник, или
койник, в некоторых местах представляющая
собой ящик с откидной крышкой: здесь хранились
инструменты. Обычно боковая часть лавки
завершалась доской с вырезанной конской головой,
что и дало название лавке. Именно в этом месте
мужчины занимались различными хозяйственными
работами: чинили упряжь, рыбачьи сети, плели
лапти, корзины, подшивали валенки, вили веревки,
вырезали ложки. Мало ли работы у хозяина в долгие
зимние вечера?
С полатей все видать!
В литературе при описании
крестьянского быта не раз встречается слово полати.
Вспомним хотя бы «Записки охотника» И.Тургенева.
Полати – это неотъемлемая часть внутреннего
убранства деревенского дома. Они представляют
собой широкий деревянный настил под потолком,
где спала вся семья. Полати были самым любимым
местом детворы, так как с их высоты можно было
наблюдать за всем, что происходит в избе,
особенно во время праздников: свадеб, посиделок,
гуляний. А старики и больные устраивались на
печке – самом теплом месте.
Под полатями, сидя на длинных лавках, в
домах побогаче покрытых полавочниками –
половиками из холста, при слабом свете лучины,
потом уже керосиновой лампы женщины пряли,
вязали, шили. Северные избы всегда отличались
чистотой и красотой.
Окна в мир
В.И. Белов в очерках о народной
эстетике «Лад» с любовью описывает крестьянскую
жизнь и среди прочего дом, отмечая, что «...на
окнах русской избы в старые годы не вешали
занавесок. Заглянуть в избу с улицы разрешалось
кому угодно, и в этом не видели ничего дурного.
Зимой между рамами чернел древесный уголь,
поглощающий влагу, а для красоты клали рядом с
ним оранжевые кисти рябины или рассыпали горсть
клюквы. Божницы и стены украшались сухими
целебными, связанными в пучки травами, по
праздникам – белоснежными платами и
полотенцами».
Дочку в колыбельку, а приданое в
коробейку!
Посреди избы висит на длинном шесте (очепе)
колыбель. Шест, в свою очередь, продевается в
кольцо, вделанное в потолочную матицу. В разных
областях колыбель изготавливают по-разному. Она
бывает целиком плетенной из прутьев, бывает с
боковиной из луба, с дном матерчатым или
плетеным. И называют ее тоже по-разному: люлька,
зыбка, колыска, колубалка. К колыбели
привязывалась веревочная петля или деревянная
педаль, которая позволяла матери качать ребенка,
не отрываясь от работы. Висячее положение
колыбели характерно именно для восточных славян
– русских, украинцев, белорусов. И это связано не
только с удобством, но прежде всего с народными
поверьями (стоящая на полу люлька появляется
много позже). По представлениям крестьян отрыв
ребенка от пола, «низа», способствовал
сохранению в нем жизненной силы, потому что пол
воспринимался как граница между миром людей и
подпольем, где обитает «нечистая сила» –
домовой, умершие родственники, привидения. С
целью защиты ребенка от нечисти под колыбель
клали колющие предметы: нож, ножницы, веник и др.
Крытая хоромина не каплет
На севере и северо-западе (Псковская,
Новгородская, Ярославская, Вологодская,
Архангельская, Костромская области) для
обозначения большого дома используется название
хоромы. Это слово широко употреблялось в
древнерусском языке, о чем свидетельствуют
памятники письменности, и имело значение
«комплекс жилых и хозяйственных построек». Позже
появляется смысловое разграничение, отраженное
в словосочетаниях хоромное строение,
обозначающее только жилой комплекс – избу, сени,
клеть, и дворовое строение – комплекс
хозяйственных построек. Исторически хоромы родственно
слову храм. Первое слово с полногласием -оро-,
второе с неполногласием -ра-. Полногласные
сочетания характерны для русского языка,
неполногласные были заимствованы им из
церковно-славянского: ворота – врата, город –
град, золотой – златой. В древнерусских
памятниках письменности исследователи находят
пары хором – храм, хоромина – храмина,
значащие «дом, строение», «комната». Однако уже
тогда наметились различия в употреблении и
значении этих пар. В текстах церковного
содержания закрепляется форма храм, храмина в
значении «церковь», а полногласные формы хоромы,
хоромина остались со значением «постройка»,
«дом».
Среднерусское жилище
В средней полосе России планировка
дома похожа на северную, только подклет бывает
ниже или вовсе отсутствует, да и двор связывается
с жильем по-разному. Порой он располагается, как
на Севере, позади, или строится сбоку от дома, или
же совсем отдельно. Крыша может быть как
двускатной – северная черта, так и
четырехскатной – южная черта. Часто, особенно в
Поволжье, фасад (конек крыши, наличники, балконы,
мезонины) украшало резное кружево. Вот как об
этом пишет А.Ф. Писемский, уроженец Костромской
губернии: «Чухломской уезд резко отличался,
например, от Нерехтского, Кинешемского,
Юрьевецкого и других (Костромской губ.) – это вы
заметите, въехавши в первую его деревню.
Положительно можно сказать, что в каждой из них
вам кинется в глаза большой дом, изукрашенный
разными разностями: узорными, размалеванными
карнизами, узорными подоконниками, какими-то
маленькими балкончиками, бог весть для чего
устроенными, потому что на них ниоткуда нет
выхода». На улицу северные и среднерусские избы
выходили своей более узкой стороной, на которой
было от трех до шести окон.
Южнорусская постройка
Южнорусское жилище строилось без
подклета, пол первоначально был земляной,
глинобитный, а потом деревянный, пол называли земь.
Леса в южных районах мало, поэтому, помимо
деревянных домов, можно было встретить саманные
дома, сделанные из смеси глины и резаной соломы
или же мякины. А с ХVIII в. появляются кирпичные.
Планировка дома на юге принципиально отлична от
северной. Здесь печь находится напротив входа, а
красный угол – между дверью и передней стеной,
выходящей на улицу, т.е. по диагонали от печи. От
такого расположения печи пошла поговорка: «Здесь
молятся Богу у порога». Между боковой частью печи
и фасадной стеной настилался на высоте метра или
полутора широкий помост для спанья, который
назывался пол, примост, кутник, залавок, задняя
лавка (названия варьируются по местностям). А
выше устраивались опять же полати, где иногда
спали, но чаще сушили пеньку, лук, лен. Дом выходит
на улицу своей длинной стороной, в отличие от
севернорусского и среднерусского, а крыша не
двухскатная, а четырехскатная, раньше она
покрывалась соломой, на фасаде прорубалось одно
– три окна. Постройки для скота и сараи
располагались отдельно от дома, обычно они шли по
периметру усадьбы.
Своя хатка – родная матка
В юго-западных областях России
(Смоленской, Брянской, Орловской, Курской,
Белгородской, Воронежской), а также в Белоруссии
и на Украине крестьянское жилище называется хатой.
Это название изредка встречается и на других
территориях Центральной России. Слово хата
заимствовано славянами из иранских языков, где
оно обозначало дом земляночного типа. На то, как
происходило заимствование, единого мнения у
этимологов нет. Одни полагают, что славяне
переняли его непосредственно от носителей
иранских языков – скифов и сарматов. Другие же
считают, что оно пришло в восточнославянские
языки от венгров (haz – дом) в то время, когда
предки венгров перекочевывали из-за Волги на
свою современную родину – в Венгрию.
В южных областях России встречается
еще одно наименование жилища – курень. Как
правило, оно бытует наряду со словом хата. А
это название заимствовано из чатагайского
(староузбекского) языка, где kuran означало
«толпу, племя, отряд воинов», а также «пекарню».
Такое название жилища широко употреблялось у
казаков Войска Донского и в Воронежкой области.
Слово курень неоднократно встречается в
рассказах и романах М.А. Шолохова «Тихий Дон» и
«Поднятая целина».
По мнению археологов, южнорусский план
жилища, где печь расположена в дальнем от входа
углу, причем устьем к двери, наиболее древний. Еще
одна особенность подобных древнейших жилищ –
помост для спанья у дальней стены. Такой тип
жилища в древности был наиболее
распространенным. Остатки этой планировки
встречались еще в ХIХ в. во Владимирской,
Псковской, Новгородской губерниях. Северная и
среднерусская планировка дома является более
совершенной и более поздней. Она возникла в эпоху
Московской Руси, с освоением Поволжья, с путями
московской колонизации – освоением новых земель
на востоке и севере.
О важности дома для русского
крестьянина говорят пословицы, поговорки,
присловья, загадки, рожденные народом: В гостях
хорошо, а дома лучше. Дон, Дон, а лучше дом! Дом
вести – не лапти плести. Что в поле ни родится,
все в доме пригодится. Худу быть, кто не умеет
домом жить. Всего дороже честь сытая да изба
крытая. Своя хатка – родная матка. Изба жильем
пахнет. Загадки: Чего в избе не видно? (Тепла).
Стоит бычище, проклеваны бочища (изба).
|