РАЗВИТИЕ РЕЧИ
С.ЕВГРАФОВА
Понимание и воображение
(Об одном типе упражнений)
Не так давно, в № 43/2002, мы
опубликовали фрагменты рабочей тетради Л.Г.
Зазулиной из Оренбурга. Среди прочего в этих
материалах по развитию речи для 5–6-х классов
были упражнения, которые автор назвала так:
«Включи воображение». В них ребенку предлагается
представить, какой образ стоит за фразой –
обычно строкой из стихотворения. Наверное, не
всякий учитель обратит внимание на столь простой
вид работы, хотя, на мой взгляд, такие упражнения
чрезвычайно важны. Давайте рассмотрим, зачем они
нужны, в чем их суть.
Из психологии известно, что изначально
у маленьких детей оба полушария мозга оперируют
образами (то есть работают как правое полушарие у
взрослого человека), но с развитием речи у левого
полушария формируются специфические функции – в
первую очередь те, что позволяют нам выделять в
цельном образе отдельные, абстрактно
осознаваемые признаки, которые ложатся в основу
различных классификаций. Но это не означает, что
речью «распоряжается» только левое полушарие:
процессы понимания и порождения речи очень
сложны и предполагают быстрое и эффективное
взаимодействие обеих частей мозга. Так,
вспоминая произошедший накануне эпизод, мы
извлекаем из «правополушарной» памяти картинку;
когда же мы пытаемся описать случившееся, мы
вспоминаем слова, выбираем их из рядов синонимов
и антонимов – а информация об этом хранится в
семантической, по сути дела, «левополушарной»
памяти. Вот почему для развития речи очень важно
постоянно активизировать связи между образами и
словами и предложениями.
Опытные методисты прекрасно знают,
насколько полезно развивать умение описывать
картинки. Поэтому в детских садах и в начальных
классах школы детей просят составлять рассказы
по все более и более сложным рисункам, а затем и
писать сочинения по картинам известных
художников. Но упражнения этого типа развивают
только путь от образа к слову, то есть учат
порождать высказывания. А вот противоположное
направление – развивать воображение, опираясь
на слово, на высказывание, – иногда кажется
учителям излишним, слишком тривиальным. А между
тем это не так. Именно способность перейти от
слова, высказывания к развернутому образу
позволяет нам понимать текст. Чем лучше у
человека развита эта способность, тем богаче у
него абстрактное мышление.
Учителю ни на минуту нельзя забывать о
том, что ученик, громко и гладко произносящий
«правильные» речи (отвечающий урок, делающий
доклад и др.), может понимать в сказанном не
больше попугая или магнитофона. Знать слово или
выражение – это значит ярко представлять себе те
несколько типичных картинок, которые с помощью
этих слов и выражений можно описать. Потому-то до
достижения детьми определенного возраста так
важно при изучении классических – не
современных по языку и описываемым реалиям! –
текстов привязывать знакомство с новыми словами
к походам в краеведческие и другие музеи.
Впрочем, гораздо чаще встречаются
люди, у которых неумение понимать тексты
сочетается не с гладкой, а со сбивчивой речью.
Так, у некоторых старшеклассников, пишущих
сочинения и изложения, встречаются ошибки,
которые мы квалифицируем то как речевые, то как
логические, но которые – если говорить на
бытовом языке – производят впечатление полной
бессмыслицы: будто человек сам не понимает, что
хотел сказать. Приведу пример такого рода.
Одиннадцатиклассник в изложении по тексту о
писательской судьбе Булгакова написал: «В субботе
каждого талантливого писателя есть своя
загадка» (в исходном тексте речь шла о судьбе
писателя). Конечно, ученик не расслышал слово, но
главная причина такой ошибки – в отсутствии контроля
понимания, или, если хотите, контроля
воображения.
Контроль понимания является
необходимой составляющей любых речевых
действий. Так, например, хотя всем с детства
знакома фраза «Казнить нельзя помиловать»,
ошибки на «смысловые» запятые в тестах являются
весьма и весьма частотными. Добрая половина
абитуриентов в предложении Выбирая некрупную
кисть <сирени>, Сережа осторожно брал ее в рот,
как бы собираясь съесть, затем так же осторожно
вынимал, с невыразимым удовольствием_
проглатывая что-то вкусное последнюю запятую
ставит не там, где она нужна, а в подчеркнутой
позиции (то есть вынимал с невыразимым
удовольствием, проглатывая что-то вкусное –
я такого вообразить не в состоянии!).
Итак, даже «нетворческие» речевые
задачи нуждаются в постоянном участии процесса
понимания, неотделимого от воображения. При этом
многие школьные задания ученики выполняют без
участия воображения. Отсюда –
невыразительное, хотя и быстрое чтение. Отсюда –
бессмысленно зазубренные стихи.
Очень многие учителя-словесники
придают большое значение заучиванию стихов
наизусть. Само по себе это занятие достойное,
особенно если стихи прокомментированы в классе.
Но именно работа со сложным, перегруженным
образами стихотворным языком требует
тщательного контроля воображения. Особенно явно
эта необходимость проступает, когда речь идет о
малышах.
Недавно мы с сынишкой (ему шесть с
половиной лет) собрались на елку, и он очень
огорчался, что из-за болезни не выучил никаких
рождественских стихов: вдруг Дед Мороз попросит
его почитать? Чтобы избежать слез, я предложила
ему выучить стихотворение по дороге, в метро; он
обрадовался, а я захватила с собой томик Есенина.
Мы остановились на стихотворении «Заметает
пурга...». Вот оно:
Заметает пурга
Белый путь.
Хочет в мягких снегах
Потонуть.
Ветер резвый уснул
На пути;
Ни проехать в лесу,
Ни пройти.
Забежала коляда
На село,
В руки белые взяла
Помело.
[Гей вы, нелюди-люди,
Народ,
Выходите с дороги
Вперед!]
Испугалась пурга
На снегах,
Побежала скорей
На луга.
Ветер тоже спросонок
Вскочил
Да и шапку с кудрей
Уронил.
Утром ворон к березоньке
Стук...
И повесил ту шапку
На сук.
Строфу, взятую в квадратные скобки,
мы учить не стали: образ ряженых «нелюдей-людей»
показался мне слишком сложным для дошкольника. О
колядках он знал, потому что в детском садике они
готовились к празднику и пели колядки. Казалось
бы, в тексте не должно было быть ничего
непонятного. Однако малыш стал настойчиво
добиваться от меня ответов на самые неожиданные
вопросы.
Почему пурга хочет утонуть в снегах?
(Мягкий снег похож на пушистую перину, на подушку:
ляжешь спать – и как будто утонешь.)
А, и ветер тоже лег спать в мягкий
снежок в лесу! – догадался сынишка. – И снега
было так много, что никто не проедет! А почему
трактором не убрали? (Тогда трактором дороги не
убирали, их еще не было, только вручную – лопатой
или метлой, и только возле дома, но не в лесу.)
А что такое село? (Большая
деревня.)
А как же она на него забежала – на
крышу, что ли, залезла? (Нет, это так тогда
говорили: зайти, забежать на село, выйти на
деревню.)
А что такое помело? (То же, что и
метла.)
А зачем коляда помело взяла?
(Чтобы дорожки разметать и протаптывать.)
А как коляда это делает? (Ты видел,
как колядуют? Никто не боится мороза и метели, все
идут от дома к дому, песни поют, угощение
собирают. Вот дорожки и протопчут. Получается,
что коляда вымела пургу помелом с мягкой
постельки, вот пурга и испугалась, убежала из
села на луга.)
И ветер тоже проснулся? А какая у
него шапка? (Снежная, ты же видел: после
снегопада на деревьях снежные шапки. Ветер их
сбивает, но в лесу они остаются.)
А, это их ворон обратно повесил...
Ребенок успокоился, когда
стихотворение превратилось в его сознании в
цельную картину. Только тогда оно стало для него
осмысленным!
К сожалению, далеко не всегда мы даем
нашим ученикам возможность добиться такого
уровня осмысления тех текстов, с которыми мы
работаем на уроках. Более того, чем старше наши
ученики, тем меньше мы обращаем на это внимание:
нам кажется, что они сами умеют контролировать
процесс понимания и осмысления, что при
необходимости они зададут нам вопросы. Но разве
кто-то проверяет, умеет ли ребенок
контролировать понимание воображением? Вместо
этого мы заставляем его воспроизводить
услышанное и прочитанное – а это означает, что мы
проверяем его способность учить наизусть и
пересказывать близко к тексту. А это умение ни о
чем не говорит: психологи знают, что многие
умственно неполноценные люди обладают почти
фотографической памятью... Заучивать следует
только то, что принято, осмыслено, что живет в
воображении. Тогда заученный текст может стать
эстетическим образцом, опорой в дальнейшем
познавательном процессе.
|