Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2003

ДРУГОЙ ВЗГЛЯД

Н.А.БОРИСЕНКО


Продолжение. Начало в № 2/2003

2. Занавес приоткрывается, или Начало урока

Если в прошлый раз мы говорили о последнем этапе урока – домашнем задании, то сегодня поговорим о его начале.

В терминах риторики начало и конец – самые важные части любого выступления, а урок – это и есть самое главное выступление в жизни каждого из нас. Здесь действует так называемое «правило рамки», или «закон края». Оно состоит в том, что вся предназначенная для запоминания информация в общении (будь то лекция, доклад, урок или «кухонный» разговор) должна быть заключена в рамку. Этой рамкой по отношению ко всей речи будут яркие, запоминающиеся начало и конец выступления.
Почему они должны быть яркими? Дело в том, что начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняются в памяти человека лучше, чем середина. Это универсальный психологический закон, и его надо знать любому учителю.
Воспроизведем самые первые минуты урока.

Звенит звонок. В классе скорее пушкинское «лай, хохот, пенье, свист и хлоп», чем «правильный» – с точки зрения методиста – оргмомент:
– Дети, встаньте ровно! Успокоились!
Нет, это слишком старомодно. Так сейчас только в младших классах начинают урок.
– Тише. Закройте рты! Что за юбка? Когда ты последний раз стригся? Вы что, всю ночь порнофильмы смотрели?

Эти примеры я взяла из статьи Н.А. Красновой «Слова похвалы и порицания в педагогической речи» (см. «Русский язык» № 39/2002), хотя, разумеется, ими далеко не исчерпывается мастерство учителей в школьном остроумии.

Трудность приветствия на уроке состоит в том, что почти все дети с нами уже поздоровались на перемене (если, конечно, вы не приходите в класс со звонком) и само приветствие – это чистая условность. Смысл его не в том, чтобы поздороваться, а в том, чтобы привести детей в чувство.
В четырех из пяти случаев урок начинается обезличенным «Здравствуйте. Садитесь». (Именно с точками, без восклицательных знаков.) По мнению специалистов, сама парцеллированность этой короткой фразы не свидетельствует о готовности учителя к диалогу. Гораздо лучше – «Доброе утро!» или «Добрый день!»1. Я проверила – действительно лучше. Можете попробовать сами.

Следующий этап – собственно начало урока – зависит от многих факторов: типа урока, личности учителя, особенностей класса. Многие учителя предпочитают начинать урок всегда одинаково, мотивируя это тем, что ученики уже привыкли к их стилю. Одна моя знакомая уже десять лет открывает свои уроки одной и той же фразой: «Начнем (начинаем) работать». И ничего, ее ученикам это нравится. Я тоже иногда так начинаю. Действительно рабочее, активное начало.

Но все-таки хотелось бы какого-то разнообразия. Если исповедовать ту теорию, что урок сродни театру, игре актера на сцене, то и начинать его нужно соответственно.

«Приветствую путешественников в Древние Афины!» – произносит учитель истории, стремясь превратить урок в увлекательную экскурсию в античный мир. «Милостивые государыни и милостивые государи! Рад видеть тех, кому предстоит сегодня стать свидетелями необычайно интересного события на базарной площади» – это, конечно же, начало сценария урока по чеховскому «Хамелеону»2. Человеку творческому, каким является каждый учитель, под силу придумать множество подобных увертюр.

Действительно, в класс нужно «явиться» (Е.Н. Ильин), удивить новым сценарием. Само же приветствие – это приоткрывающийся занавес нашего урока, вот только благоговейной тишины зрительного зала мы вряд ли когда-нибудь добьемся.

Итак, главное правило начала урока – это создание интриги. Цель ее – удержать внимание, вызвать интерес, добиться взаимопонимания и доверия. В подготовке первых минут урока нам поможет старый и добрый Д.Карнеги с его советами:

возбудить любопытство, поведать интересную историю, использовать какой-нибудь предмет, начать с потрясающей цитаты, задать вопрос, связать тему с жизненно важными интересами слушателей и т.д.

Что из этого не подойдет для урока? Да все подойдет. «Захватывающее начало, которое сразу привлечет внимание», по Карнеги, – предмет особой заботы оратора, в нашем случае – учителя.

Приветствие состоялось, интрига создана. Дальше, очевидно, уже нельзя идти по проторенной дороге. Интерес, возбужденный в начале урока, нужно поддерживать до самого его конца, иначе он попросту угаснет, а ученики почувствуют себя обманутыми.

Объяснение нового материала. Существует не одна сотня приемов, позволяющих сделать это увлекательно, оригинально и красиво. Но в любом случае вначале должен быть какой-то «зацепляющий крючок».
Например, такой широко известный:

Один чудаковатый цыган зачем-то встал на цыпочки, да при этом еще совсем не по-цыгански сказал цыпленку «цыц». Какое правило он хотел вам этим напомнить? 3

А можно включить телевизор (сейчас это доступно многим школам) и показать несколько фрагментов из кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию», созданной по мотивам пьесы М.Булгакова «Иван Васильевич», и обратить внимание на такие диалоги:

1. Иоанн. Ты, стало быть, тут живешь? Хоромы-то тесные.
Тимофеев. Да уж, хоромы неважные.

2. Иоанн. Любишь боярыню?
Якин. Люблю безумно!
Иоанн. Как же ее не любить? Боярыня красотою лепа. Бела вельми, червлена губами, бровьми союзна.…

3. Милославский. Объявляю перерыв на обед.
Дьяк. Царь трапезовать желает.

Зададим классу вопрос:
– Что привлекло ваше внимание в речи персонажей? Заметили ли вы что-нибудь необычное?..
Так начинается урок по теме «Устаревшие слова». Разумеется, можно взять и более классические тексты, насыщенные архаизмами и историзмами. Но и такое начало, согласитесь, имеет право на существование.

А вот урок по теме «Место придаточной части в сложноподчиненном предложении»:
Вы видели когда-нибудь, как идет семейство гусей? Куда бы они ни направлялись, гуси идут строго один за другим, гуськом. (Рисую на доске картинку.) Так же могут располагаться и части сложноподчиненного предложения: одна за другой, «гуськом».
А русская матрешка
(показываю матрешку) – это игрушка. Вы, конечно же, знаете, как она устроена. Каждая матрешка прячется внутрь большей. И в сложном предложении может быть так же: одна часть сложноподчиненного предложения «прячется» в другой, как матрешка в матрешке.
Итак, есть предложения-«гуси» и предложения-«матрешки». Давайте поучимся их различать.

Многие, конечно же, узнали фрагмент из книги Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой «Секреты пунктуации» (или «Речь, язык и секреты пунктуации»). Я много раз, причем в самых разных классах, начинала урок «по Граникам», и всегда это действовало на учеников неотразимо. «Образная грамматика» – открытие авторского коллектива – входила в урок как бы сама собой, и уже буквально на следующем уроке ученики легко различали «гусей» и «матрешек».
Здесь есть та самая интрига, о которой мы говорили выше. Интрига ведет книгу, интрига ведет параграф, интрига ведет урок. Наверное, если бы мы все стали «интриганами», нашим детям стало бы намного легче учиться.
Я не настаиваю, что именно так и только так, всякий раз непременно что-то придумывая, следует начинать каждый урок. Если быть реалистом, то понятно, что на такое «придумывание» часто не остается ни сил, ни времени.

Впрочем, есть, кажется, один выход. Через нашу газету создать копилку разных интересных элементов урока (начал, концов и т.п.). Многое уже было сделано раньше. Когда-то в газете «Русский язык» были рубрики «Лексическая копилка», «Грамматическая копилка». Кажется, настала пора их возродить. Так что теперь дело за вами, уважаемые коллеги. Присылайте нам свои разработки, фрагменты уроков, делитесь секретами своей методической кухни.

Продолжение следует


1 Мурашов А.А. Речевое мастерство учителя. Педагогическая риторика. М., 1999. С. 155.

2 Примеры взяты из книги А.А. Мурашова. С. 155.

3Бондаренко С.М. Цыган на цыпочках // Русский язык. 2001. № 27.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru