Я ИДУ НА УРОК
Т.Г. КАЗАКОВА,
школа № 2, пос. Емельяново,
Красноярский край
Повторение лексики
Урок-игра «Путешествие по
пустыне»
6 класс
Здравствуйте, уважаемая редакция!
Вашу газету я читаю уже давно и в каждом номере
нахожу много интересного.
В школе работаю второй год, только начинаю
набираться опыта, а поэтому материалы,
опубликованные в приложении «Русский язык»,
оказывают неоценимую помощь в подготовке уроков
и внеклассных мероприятий по предмету. Спасибо
вам!
Трудности молодого учителя известны мне не
понаслышке. Еще свежо в памяти волнение перед
первым уроком, первой встречей с классом. Но я
всегда помнила, что главное – завоевать
расположение ребят, тогда и интерес к предмету
поднимется, и знания ученики получат крепкие. Мне
в этом хорошо помогает игра. Ведь в ней сама собой
исчезает стена, разделяющая учителя и ученика,
рождается атмосфера дружбы и сотрудничества.
Посылаю вам разработку урока-игры для 6-го класса.
Такая игра эффективна при проверке знаний
учащихся. Буду рада, если эта разработка поможет
молодым педагогам.
Цель: активизировать мыслительную
деятельность учащихся на материале лексики.
Закрепить и обобщить полученные знания.
Задачи:
1) Повторить изученные группы слов, их
особенности, закрепить лексическое значение
отдельных слов.
2) Повторить правописание слов с непроверяемыми
гласными и согласными.
3) Развивать умение общаться в группах и между
группами, обогатить словарный запас учащихся;
закрепить особенности жанров письма и
дневниковых записей.
4) Активизировать интерес школьников к русскому
языку, расширить кругозор, развивать
сообразительность, находчивость, умение
преодолевать препятствия.
Оборудование: карта путешествия,
фигурки верблюдов, тарантулов, жетоны, карточки.
ХОД УРОКА
I. Учитель. Ребята, сегодня мы
отправимся в путешествие по пустыне к морю. На
чем путешествуют по пустыне? (На верблюдах.)
Мы с вами тоже поедем на верблюдах. Но их у нас
только пять, поэтому нам нужно разделиться на
группы.
Учащиеся выбирают жетоны, цвет которых
соответствует цвету попон на верблюдах, и таким
образом делятся на команды. (В командах должно
быть по 4–5 человек.)
Каждая команда придумывает девиз для
путешествия. Выбирается лучший девиз.
Составляется список вещей, которые нужно взять с
собой в пустыню. Преодолевая препятствия
(выполняя задания), ученики «пересекают» пустыню.
По карте путешествия передвигаются верблюды.
II. Песчаная буря. В пустыне
задул суховей, нам придется переждать песчаную
бурю.
Ученики выполняют задание. Учитель диктует
слова, ученики разграничивают архаизмы и
неологизмы и объясняют их значения. После
письменного выполнения задание проверяется.
Слова: воевода, имидж, фермер, челн, десница,
ветрило, киллер, видеоклип, выя, предприниматель,
уста, холоп, маркетинг.
III. Верблюжьи колючки. Верблюды
едят колючки и не хотят идти дальше.
Команды получают карточки с диалектными словами.
Нужно объяснить их значение и составить с ними
предложения.
1) Певень, вишенник.
2) Лошак, кочи.
3) Бисной, лыва.
4) Утирка, курень.
5) Махотка, бурак.
IV. Оазис. Юмористические задания.
Дети очень часто создают свои собственные слова
по образцу услышанных – неологизмы. Эти забавные
словечки похожи на обычные слова русского языка.
Учитель читает примеры детских неологизмов.
Ученики отвечают на вопрос: почему ребенок
сказал именно так?
1) «Дети, знаете того дядю, который
курит? Как его зовут?» – спрашивает
воспитательница, показывая на садовника.
«Знаем, – отвечают те, – курятник!» 2)
Лошадка копытнула! 3) «Разве в буфете нет
булки?» – «Кусочек есть, только он пожилой». 4)
– Ого-го, как ладошкаются! 5) Положите мне
на голову холодный мокресс!
V. Миражи. В пустыне из-за
отсутствия воды и от жары могут появиться мнимые
изображения, обманчивые видения. Чтобы
преодолеть это препятствие, нужно переждать и
выполнить следующее задание.
Каждая команда получает карточку, на которой
написан заимствованный корень. Нужно указать его
значение и привести как можно больше слов с ним.
1) Аква-
2) Био-
3) Гео-
4) Библио-
5) Графо-
VI. Оазис. Учитель знакомит ребят
с «Бестолковым словарем», где указаны новые
лексические значения известных слов.
Гусар – птичник, пломбир –
стоматолог, слепень – скульптор, сочинитель
– напарник мастера по ремонту, строгач –
столяр, судьба – уголовный процесс, белок
– самец белки, маховик – регулировщик, помреж
– ассистент хирурга.
Ученикам предлагается придумать новые
значения к словам: язычник, майор, радист,
местоимение, зубрила.
VII. Зыбучие пески. Чтобы выбраться
из зыбучих песков, нужно выполнить следующее
задание.
В пять столбиков под названиями «Швейное дело»,
«Музыка», «Медицина», «Языкознание», «Морское
дело» нужно записать следующие слова:
омонимы, эпидемия, лекало, выкройка,
гамма, дрейф, кубрик, боцман, диагноз, фурнитура,
симфония, стетоскоп, вакцина, этимология,
лексикон, корма, сопрано, суффикс, октава,
выточка.
Затем каждая команда получает
карточки, на которых написаны названия
профессий: швея, музыкант, лингвист, врач, моряк.
Нужно придумать и разыграть небольшие сценки с
использованием профессионализмов.
VIII. Учитель. Наше путешествие
подходит к концу. Мы садимся на верблюдов (их
называют корабль пустыни), которые отвезут нас
домой. Пока мы будем в пути, напишите письмо
родным, мини-сочинение или сделайте записи в
дневнике о нашем путешествии. Не забудьте
использовать слова, с которыми мы работали. (Чаще
всего такое задание дается ученикам на дом, но
нужно обязательно повторить в классе
особенности жанра письма и дневниковых записей.)
IX. Итоги урока. Награждение
победителей, оценки за урок.
Награждать можно в следующих номинациях: «Самая
дружная команда», «Самая быстрая команда»,
«Самая веселая команда» и других.
|