МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Работаем по учебнику В.В.Бабайцевой
Ф.С.ПАТРУШЕВА,
гимназия №48,
г. Талнах, Красноярский край
«Мы любим вводные слова.
Очевидно»
5 класс
Тема урока: «Вводные слова».
Цели урока:
– учить опознавать вводные слова в
устной и письменной речи; определять их роль в
предложении, тексте;
– формировать умения:
выражать определенные отношения к
высказываемому с помощью вводных слов разных
семантических групп на основе анализа речевой
ситуации;
отрабатывать навыки правильного и
выразительного чтения предложений с вводными
словами;
– развивать умение различать вводные
слова и члены предложения;
– формировать пунктуационные навыки, связанные
с постановкой знаков препинания при вводных
словах в письменной речи;
– закреплять навыки правильного написания
вводных слов и словосочетаний;
– развивать творческую и речевую активность,
интерес к предмету на основе языковых
впечатлений;
– воспитывать любовь к родному языку, слову.
Оборудование.
Таблицы:
– Наречия – вводные слова.
– Глаголы – вводные слова.
– Существительные – вводные слова.
Раздаточный материал*:
– Опорная таблица – «Вводные слова
выражают следующие значения» (8 шт.);
– Кругограмма «Вводное слово» (4 шт.).
– Кроссворд «Спрятанное слово».
– Рисунки-карточки (8 шт.).
Учебник под ред. В.В. Бабайцевой
(Практика), словари, опорная тетрадь, рабочая
тетрадь, словарик личный.
Тип урока – закрепление знаний,
умений, навыков.
ХОД УРОКА
I. Вступительная часть
1. «Открытие» темы.
Ребята, я, возможно, поторопилась,
заявив громко: «Мы любим вводные слова...».
– Любите ли вы вводные слова? Ответьте одним
словом. Желательно вводным. Запишите его рядом с
первой частью темы.
– Оставьте, пожалуйста, свободную строку. В конце
урока вы поставите себе оценку. Тоже вводным
словом.
2. «Обыгрывание» эпиграфа.
Поэт А.Кушнер посвятил вводным словам
стихотворение, строки из которого я взяла в роли
эпиграфа:
Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова.
3. Постановка целей, задач урока.
Сегодня мы покажем, как:
– умеем находить, узнавать,
использовать вводные слова в устной и письменной
речи;
– умеем из множества вводных слов и
словосочетаний выбрать те, которые наиболее
точно, ярко выражают нашу мысль, чувства;
– умеем их правильно писать, произносить;
– умеем выделять вводные слова и выражения
интонационно и знаками препинания.
Одним словом, мы любим вводные слова!
II. Основная часть урока
1. Обучающая сказка «Чудные слова» (см.
№ 7/2003).
Расскажу я вам, ребята, сказку про
слова чудные – вводные.
Задание. Внимательно
слушайте и записывайте слова чудные – вводные!
Оформление записи в тетради:
конечно же, пожалуй, впрочем, как
говорится, к радости общей, может быть, во-первых,
во-вторых, в-третьих, разумеется, безусловно,
по-видимому, возможно, по слухам, по мнению,
по-моему, напротив.
Задание. Проверьте
записанные слова по опорной таблице, словарику.
Работа по опорной таблице: 1)
подчеркните орфограммы; 2) распределите по
семантическим группам (устно).
Задача учащихся:
узнавать вводные слова в тексте;
выписывать по памяти, на слух;
проверить их правописание;
дать орфографический комментарий
некоторых слов.
Пример: конечно (ср. кончить)
же (част.); впрочем (ср. прочий).
Цель:
опознавание вводных слов в речи,
определение их роли в тексте, распределение по
семантическим группам;
развитие орфографической зоркости,
памяти, внимания.
2. Работа с опорной таблицей «Вводные
слова выражают...» (см. № 7/2003).
Работа в группах, в парах.
– Сопоставление предложений: с
вводным словом – без вводного слова.
– Что изменилось, как изменился характер
высказывания.
– Назовите вводные слова. Докажите правильность
своего выбора.
– Запишите свои примеры (предложения) или
запишите наиболее понравившиеся, обозначьте
вводные слова условным знаком.
– Нарисуйте схему предложения, осложненного
вводным словом, дайте характеристику
предложения.
[+ + +, – =]. (Повествовательное,
невосклицательное, простое, осложнено вводным
словом кажется.)
[+ + +, = –];
[–, + + +, =] [...,+++, =]
3. Работа с учебником. Повторение –
порядок синтаксического разбора – упр. 264.
– Расскажите о роли вводных слов в
тексте: во-первых, во-вторых, в-третьих,
наконец, значит, итак.
– Обратите внимание на то, как пунктуационно
оформляются предложения с данными словами. Вот
как о них говорит поэт:
Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова «во-первых», «во-вторых»,
Они, начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями, пока
Не знаю, где была душа.
(А.Кушнер)
4. Самостоятельная работа.
Задание. Используя таблицы,
сгруппируйте вводные слова по орфограммам.
I. С удвоенной согласной.
Бесспорно,
несомненно,
естественно.
II. -тся/-ться в глаголах.
Кажется,
разумеется,
помнится,
случается,
как говорится,
признаться (петь ты мастерица).
III. Употребление дефиса в словах.
По-моему,
по-вашему,
по-видимому,
во-первых,
во-вторых,
в-третьих.
IV. Существительные с предлогами.
К счастью,
к несчастью,
по сообщению,
к сожалению,
без сомнения.
Вывод учащиеся делают самостоятельно:
1) В роли вводных слов могут быть
различные части речи (чаще наречия,
существительные, глаголы).
2) Нужно помнить о правописании вводных слов.
5. Работаем с кругограммами (см. №
7/2003).
Работа со словарями (толковый
словарь С.И. Ожегова, словообразовательный
словарь А.Н. Тихонова, этимологический словарь).
Задания:
1. Найдите вводное слово.
2. Работа со словарями; лексико-орфографическая
работа; словообразовательный разбор.
3. Конструирование предложений по схемам:
1) [+ + + , ...],
2) [... , + + +, ...], с. 85 (учебн.),
3) [... , + + +].
1) Очевидно2
очевидный,
очам видно,
(очевидец),
око, видеть.
2) Видимо2
видимый,
видеть (вид).
3) Пожалуй – вводное слово,
выражает возможность, склонность согласиться с
чем-либо.
Я, пожалуй, приду.
Ему созвучно слово пожалуйста –
это вводное слово. Некоторые ученые называют его
частицей, но Бабайцева отнесла его в группу
вводных слов. Оно употребляется в этикетных
формулах, например:
Скажите, пожалуйста, который час.
С. 107, § 94. Бабайцева (Т), произносится
[пожалыста].
Скажите пожалуйста! – вводное
выражение, выражает оттенок неодобрения,
возмущения, удивления, иронию.
Скажите пожалуйста, какая
важная птица!
Скажите пожалуйста, он еще и
спорит!
4) Конечно – некоторые вводные
слова современного русского языка являются
результатом сокращения (усечения) вводных
сочетаний слов, в настоящее время устаревших.
Конечно – это сокращенное конечное
дело (устаревшее: договориться, конечное
дело, можно).
Образцы ответа.
– С помощью вводного слова (очевидно)
я выразил надежду на то, что мне удастся
выполнить те или иные действия.
– Вводное слово (очевидно) выделил
интонацией, письменно – запятыми, потому что оно
стоит в середине предложения.
– Графически выделяю [, + + + ,].
– Вводное слово (очевидно) можно заменить
синонимом (наверное, скорее всего).
– Слово имеет в современном языке корень-очевид-,
а исторически можно восстановить в этом слове 2
корня (очи (око) и видеть (вид),
е – соединительная гласная).
6. Решение кроссворда «Спрятанное
слово» (см. № 7/2003).
– Если вы узнаёте вводные слова,
знаете их значения, правильно их пишете, то
быстро решите кроссворд.
(Работа в парах, затем совещаются в группе.)
Напоминание: можно пользоваться
всем справочным материалом.
– Запишите в тетрадь слова, которые вы
не употребляли в речи сегодня. Какие из них
просторечные, разговорные? Книжные? (Бывало,
видать, помнится, слыхать, словом, очевидно,
вероятно, безусловно – запись в тетрадь.)
7. Развитие речи.
1) Инсценировка «Петин поход в
кино».
ТЕКСТ
...Пятиклассник Петя вернулся из кино.
Глаза его возбужденно блестели.
– Что, хорошая была картина? – спросил я.
– Ух и здорово! – ответил он.
– Что же здорово?
– Да, понимаете, так здорово! Сначала, значит, он
вдруг узнает, а потом, понимаете... Ну, словом,
просто здорово... Вообще, так сказать, но сначала
не знает, так здорово, что, понимаете, в общем,
никто не знает. А потом, понимаете, он-то уж знает,
а они... Ну, в общем, здорово! Понимаете?
Но я не понимал. Мой приятель так и не сумел мне
толком объяснить, что же так понравилось ему в
фильме.
(А. Дорохов)
– Понятно ли, кто был героем фильма?
Почему?
– В чем проявилось неумение Пети объяснить, что
именно ему понравилось в фильме?
– Оправданно ли употребление такого количества
вводных слов в высказывании?**
2) Сочинение рассказа. Работа на
листочках-черновиках.
– Составьте в парах связный текст по
картинке, озаглавьте его. Употребите в тексте
разумное количество вводных слов, подходящих к
данной ситуации (сюжету картинки). (Л.М.
Зельманова. Рисунки и карточки. 6-й класс.)
3) Проверка сочинений-миниатюр (3–4
ученика).
8. Вывод по теме урока.
Подводится по плану, предложенному
учащимся в качестве домашнего задания.
(Найдите ответы на вопросы.)
ПЛАН ОТВЕТА
1. Какие слова называются вводными?
2. Какие значения выражают вводные слова?
3. Как они выделяются в устной и письменной речи?
4. Для чего нужны вводные слова?
9. Итоговая беседа с учащимися.
– Какие задания были для вас трудными?
– Каким баллом оцениваете работу своей группы,
свое участие на уроке?
– Что понравилось на уроке?
– Произнесите тему урока с «эмоциональной
окрашенностью» в голосе – экспрессией: «Мы любим
вводные слова! Очевидно!».
– Каким вводным словом вы бы оценили свою работу
на уроке? Запишите его в заглавие урока.
Домашние задания:
1. Подготовка к словарному диктанту
(слова в начале урока + слова, записанные в ходе
урока).
2. Упр. 268. Инструкция по выполнению. Знаки
препинания, работа над орфограммами.
3. Сочинение – 1) «Перемена», 2) «Какое время года я
люблю и почему?» (по выбору учащихся) с
использованием вводных слов.
Продолжение следует
* Раздаточный материал и творческие работы
см. в № 7/2003.
** Русский язык в школе. 1997. № 1. С. 43.
|