МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
С.И. РАЙСКИЙ,
г. Москва
Дидактические материалы для
подготовки к выпускному сочинению и изложению*
Для самостоятельной подготовки
учеников и абитуриентов, а также для работы
учителя по курсу практической стилистики
10 - 11 классы
I. Стилистические ошибки
Функциональные стили речи отличаются
друг от друга лексическим составом,
эмоциональной окраской фраз и синтаксическими
особенностями. Например, для разговорного
стиля характерны короткие фразы, редкое
употребление причастных и деепричастных
оборотов, эмоциональность, а также
соответствующая лексика – те слова, которые в
словарях даются с пометой разг. или прост.
Официально-деловому стилю присущи
традиционные выражения и обороты (так называемые
канцеляризмы), обилие отглагольных
существительных, отсутствие эмоциональной
окраски фраз. Научный стиль отличается
преимущественно сложными предложениями,
насыщенностью терминами, строгой логикой в
построении текста, четким следованием теме. Публицистический
стиль характеризуется повышенной
эмоциональностью, стремлением к образности,
использованием слов различных лексических
пластов.
Стилистические ошибки связаны с
игнорированием стилистической окраски слова или
оборота.
Кроме того, школьники часто злоупотребляют
канцеляризмами, пользуются терминами, смысла
которых толком не знают.
1. Термины
Представляется целесообразным
использовать в работе с этим разделом школьный
словарь литературоведческих терминов.
1. Сюжеты этих пьес схожи по
своему нраву. Сюжет не имеет нрава; даже
употребление слова характер вместо нрав
здесь сомнительно. Предлагаемые варианты
исправления: эти пьесы схожи по сюжету; сюжеты
этих пьес схожи – и т.п.
2. В эпилоге драмы «Гроза» происходит
развязка. Эпилог согласно определению – это
заключительная часть художественного
произведения, сообщающая о судьбе героев после
изображенных в произведении событий или дающая
дополнительные разъяснения замысла автора (см.
любой словарь литературоведческих терминов).
Развязка – часть композиции, идущая за
кульминацией, завершение событий в произведении.
Следовательно, в эпилоге развязка происходить не
может; кроме того, в драме «Гроза» нет эпилога.
Вывод: фраза в целом бессмысленна. Предлагаемый
вариант исправления: В последних сценах драмы
«Гроза» происходит развязка.
Сюжет / мотив / композиция и ее части
1. В этих произведениях показано
сходство сюжета.
2. В обоих произведениях существует сюжетный
поворот с дуэлью.
3. Она наивно полагала, что Онегин и есть прототип
ее идеала.
4. Эпилог является результатом всего рассказа.
5. Ярко чувствуется художественный стиль
благодаря монологам, разным по структуре
предложениям и правильной композиции. Также в
этом тексте есть кульминация, присущая для
текстов, написанных художественным стилем.
Художественные приемы и средства
1. Прочитав этот отрывок, я увидел
множество художественных средств.
2. Гоголь описывает Собакевича, не жалея почти
никаких литературных терминов – эпитетов или
сравнения.
3. В этом стихотворении прослеживается четкий
эпитет.
4. У Ларисы и Катерины схожи мотивы судьбы.
5. В поэме выражены религиозные мотивы, юмор,
образ стихии и революции.
Образ
1. Стихотворение пропитано
реальностью. Именно поэтому сильно выражена
четкость образов.
2. Такие образы, как Чацкий, признавали
сумасшедшими или, по-другому, белыми воронами
общества.
3. Чацкий представлен в образе борца за истину.
4. Из первых же строк произведения обнаруживается
один из художественных образов – смена ритма.
5. Этим названием Лесков хотел подчеркнуть образ
своего героя.
Персонаж / герой
1. Создается впечатление, что персонаж
Манилова не различает сказку и реальность.
2. Практически для всех персонажей использован
прием преувеличения – гипербола.
3. Персонаж Чичикова наименее преувеличенный и
наиболее приближенный к реальной жизни.
4. Лариса является центральным лицом пьесы
«Бесприданница».
5. Чацкого возмущает в Молчалине не его низкое
происхождение, а именно психологический портрет
человека бесчестного.
Жанр
1. В пьесе «Гроза» основной жанр –
трагедия, но сам автор считает, что это роман.
2. В советское время поэму воспринимали как
революционную лирику.
3. Жанровое своеобразие в пьесе «Вишневый сад»
очень различно.
4. Чехов создает новый оригинальный жанр –
драматургию.
5. Поэма «Мцыри» заключена в традиционную для
романтизма форму исповеди.
Тема / проблема / идея
1. Он затрагивал тему, которую так и
хотелось услышать.
2. Тема «человек» приобрела у Горького понимание
человеколюбия.
3. Даже в тех произведениях, где эта проблема не
была главной, она все равно присутствовала, так
как занимала одно из первых мест в ряду
нравственных символов.
4. Сквозной темой Катерины является желание
обрести свободу и избавиться от тирании своей
свекрови.
5. В романе «Отцы и дети» одной из главных тем
является проблема в общении двух поколений.
2. Канцеляризмы; «наукообразная» речь
1. В конце цитаты Базаров
утверждает, что все в прошлом. Цитата – это
дословная выдержка из какого-либо произведения
или чьи-либо слова, повторенные в точности.
Следовательно, Базаров не мог ничего утверждать
в конце цитаты. Источник ошибки – странное
представление ученика о том, что цитата и монолог
или диалог, цитата и реплика, цитата и разговор –
одно и то же. Предлагаемый вариант исправления:
В конце разговора Базаров утверждает, что все в
прошлом.
2. Это не только личная, но и глубоко
общественная, социальная трагедия. В данном
случае, во-первых, непонятно, зачем употреблено
слово глубоко – звучит, может быть, и
«солидно», на взгляд автора сочинения, но на
самом деле смешно и бессмысленно. Во-вторых,
наличествует плеоназм (см. ниже): общественная
и социальная – одно и то же. Предлагаемый
вариант исправления: Это не только личная, но и
общественная трагедия.
1. Не в его правилах пресмыкаться перед
вышепоставленными людьми.
2. У Андрея и Пьера присутствует чувство долга.
3. Есть еще один случай, в котором Базаров
проявляет то ли любовь, то ли издевательство, то
ли хочет отомстить Кирсановым.
4. Героизм может быть у любого человека, он
следует из сердца.
5. Роман является представителем реализма в
русской литературе XIX века.
6. Если подумать логически над этим вопросом, то
появится вывод.
7. Эта повесть с патриотическим оттенком.
8. Астафьев посвятил все свои рассказы
деревенской прозе.
9. Ленского можно считать романтическим героем,
он любил Ольгу, был романтиком, и то, что с ним
происходило, а это в целом: его приезд, любовь,
дружба с Онегиным и дуэль, – можно считать
романтикой.
10. Синтаксически текст передается с помощью
простых, а иногда односоставных предложений.
11. Художественность этого эпизода выражена так
ярко, что задевает душевное состояние читателей.
12. Данный текст представляет собой
художественный стиль.
13. Владимир попал Бурмину в сердечные сосуды.
14. В своем произведении он показал Базарова как
отличие от окружающей среды.
15. Базаров ко всему относится с
естественно-научной позиции.
16. В лице Одинцовой Базаров сталкивается с
женской красотой в самых широких национальных ее
проявлениях.
ИТОГОВЫЙ ЗАЧЕТ
1. Определите тип ошибки и
сформулируйте два варианта грамотного
построения каждой фразы.
1) На вечере выступал известный артист,
и он прошел очень интересно. 2) Петербург был
центр культуры и науки. 3) Иванов был отец троих
детей. 4) Лена пришла к Тане, и она ей сказала, что
ей звонил Дима. 5) Снег засыпал город, который шел
уже третий день.
2. Определите тип ошибки и постройте
фразы грамотно.
1) Спикер предложил депутату занять его
место. 2) Журналисты попросили мэра организовать
себе пресс-конференцию с ними. 3) Кошка с собакой
вечно ссорится. 4) Сегодня школьники пришли с
цветами, которыми они хотят поздравить учителей.
5) В комнату вошел Коля с Мишей. 6) МВД разработал
новые правила. 7) Появились мама с продуктами. 8)
Приехали отец с новым телевизором. 9) В комнате
сидело три человека. 10) Ей не нравился принятый
событиями поворот.
3. Ниже приведено шуточное
четверостишие. С помощью каких стилистических
приемов автор добился юмористического эффекта?
Попробуйте сформулировать грамотные фразы, не
меняя смысла и по возможности не заменяя слова, а
только изменяя грамматические формы и порядок
слов.
Если хочешь сил моральных
И физических сберечь,
Пейте соков натуральных –
Укрепляет грудь и плеч!
Обобщающая практическая работа
Предлагается поработать с
черновиком предэкзаменационного сочинения
ученика выпускного класса. Теперь, когда первый
этап работы пройден, можно попытаться
отредактировать целый текст. Орфографические
ошибки выделены прописными буквами, речевые
ошибки подчеркнуты, после спорных утверждений в
скобках стоят вопросительные знаки. Цифры при
слове отмечают необоснованные повторы.
Задание № 1
1. Исправьте орфографические ошибки.
2. Исправьте речевые ошибки. В нужных случаях
разделите предложения на более короткие.
3. Исправьте и прокомментируйте фактические
ошибки {знак (?)}.
4. Письменно прокомментируйте спорные
утверждения {знак (??)}.
Тема: «СОЦИАЛЬНЫЕ, ФИЛОСОФСКИЕ И
НРАВСТВЕННЫЕ ИСТОКИ БУНТА РАСКОЛЬНИКОВА».
Жизнь любого человека, его поступки,
восприятие окружающего мира, строЮтся на
протяжении всей жизни, начиная от рождения и до
последних дней.
Каждый день человек узнает что-то
новое, и это может изменить его жизнь на корню,
изменить все и всех вокруг. Что же так надОвило
на Раскольникова, что он смог пойти на убийство и
в итоге причинить себе боль, самую страшную и
сильную боль: потерять мать, единственного
человека, который был нужен ему и которому был
нужен он? Что же так сильно повлияло на
Раскольникова, что, не находясь даже в состоянии
аффекта (??), смог убить женщину, при этом
абсолютно трезво мыслить (??) и еще суметь
оправдаться (??) перед самим собой?
Раскольников все детство провел с
матерью и сестрой, его мать была прекрасной
женщиной, которая ничего не жалела для своего
сына, иногда она отдавала ему последнее.
У Раскольникова вполне удачно
складывалась жизнь (??), но за счет того, что у
него1 не было отца (?), у него2
сформировался особенный характер (??), он3
был подвластен своим чувствам, хотя он4
был достаточно умным человеком, но бывало, что он5
забывал подумать о последствиях.
Раскольников прекрасно понимал, что
такое жизнь и смерть, как правильно жить и
умирать. (?) И он не боялся нЕ жизни, нЕ смерти (??),
не боялся даже убить, отнять жизнь, и потом
спокойно (?) жить, не обращая внимания на кусочек
жизни, который должен был исправить всю его жизнь,
(связь?) но Раскольников жил верой в себя.
«Ну вот и славно! Упокой Господь
мертвых, а живым еще жить!» – а ведь он1
даже не верил в Бога, он2 надеялся, что он3
есть, в те моменты, когда он4 нужен1,
когда у Него5 нужно2 что-то
попросить, а когда он6 лишил жизни человека, он7
не задумался о том, есть ли он6 или нет,
что его7 ждет; наверное, потом он8
все-таки понял, что и для его9 наказания
наступит время, и никуда он10 не сможет
уйти от Него11, ТАК-ЖЕ как и Алена
Ивановна, (связь?) хоть она и была жестокой
женщиной, которая мешала многим, ее наказал
Раскольников, а позже и себя.
Раскольников был страНым человеком,
как и все люди (?), он всех любил, но в ТО-ЖЕ время не
видел надобности в этих людях. Я считаю, что
воспитание Раскольникова без отца сильно
повлияло на него, его мировоЗрение отличалось
от всех остальных своей идеологией,
Раскольников жил одним днем, он1
абсолютно не задумывался о том, что будет завтра
и будет ли оно вообще, его2 волновало
только сегодня (??), и если сегодня день вышел не
совсем удачный, то он3 пойдет на любой
поступок, лишь бы добиться своей цели, и больше его4
ничего не волнует, он5 один, он6
был самым настоящим единоличником, но
благодаря своей хитрости он7 сумел на
протяжениЕ многих лет это скрывать от друзей,
матери, сестры и всех остальных людей, которые его8
окружали, и в один момент он9 не
сдержался и выплеснул все накопившееся наружу,
человек не может все держать в себе, когда-нибудь
все открывается. Как только Раскольников уехал в
Петербург, на него стали наваливаться все
новые и новые проблемы, из которых нужно как-то
выкручиваться, а как из них можно выкрутиться,
если ты один, у тебя нет никого, кроме друзей,
которым от тебя нужны только деньги (?), конечно,
Раскольникову было тяжело осознОвать, что где-то
далеко находится мама, которая вспоминает о нем,
которая ждет его домой, любимая сестра, именно
это так сильно обозлило его: все не так, как
должно быть, ему очень хотелось оказаться сейчас
рядом с мамой и сестрой, пускай он часто даже не
осознОвал этого или не хотел осознОвать.
У Раскольникова, с одной стороны, жизнь
была просто прекрасна (?), но внутри его что-то
тяготило, а после преступления он понял, в чем
все его ошибки, он, наверное, найдет путь к
исправлению этих ошибок, но легко ли ему будет их
исправить, легко ли ему будет забыть об этих
ошибках? Нет, не легко!
Раскольников, на мой взгляд, запутался
в себе, как только попал в Петербург. После всего
случившегося с ним в Петербурге, я думаю, он нашел
причину своего негодования, и он выберется из
этой пропасти проблем, но для этого ему нужно
будет очень постараться, и, может быть, все только
начинается.
|