Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2003

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Старшеклассникам

Т.М. ПАХНОВА,
г. Москва

Слово об Анне Ахматовой на уроках русского языка

Комплексная работа с текстом

(Материалы для уроков-практикумов, уроков-зачетов, уроков-семинаров)

Анна Ахматова

I. Запишите отрывок, подчеркните грамматические основы предложений. Укажите односоставные предложения, определите их тип.

Вспоминая Ахматову, непременно встречаешься с темой культуры, традиции, наследия. В тех же категориях воспринимается ее творчество. О воздействии русской классики на поэзию Ахматовой много уже говорили и писали. В этом ряду – Пушкин и поэты пушкинского времени, русский психологический роман, Некрасов. Еще предстоит исследовать значение для Ахматовой любовной лирики Некрасова. Ей близка эта лирика – нервная, с ее городскими2 конфликтами, с разговорной интеллигентской речью.
Но все эти соотношения совсем не прямолинейны. «Классичность» некоторых поэтов XX века, вплоть до поэтов наших дней, критика понимает порой как повторение, слепок. Но русская поэзия, сложившаяся после символистов, в борьбе с символистами, не могла все же забыть то, что3 они открыли, – напряженную ассоциативность поэтического слова, его новую многозначность, многослойность. Ахматова – поэт XX века. У классиков она училась, и в стихах ее можно встретить те же слова, но отношение между словами – другое.

(Л.Гинзбург)

1. Озаглавьте отрывок.
2. Определите значение слов ассоциативность, классика, конфликт.
3. Как осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
4. Составьте схемы сложных предложений.
5. Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?

II. Прочитайте отрывок из воспоминаний об А.А. Ахматовой. Озаглавьте текст. Подготовьтесь к свободному диктанту.

Она обладала особым даром чтения. В детстве, в ранней юности мы читаем бескорыстно. Мы перечитываем2, перебираем прочитанное и твердим его про себя. Постепенно это юношеское чтение вытесняется профессиональным, вообще целеустремленным чтением, ориентированным3 на разные соображения и интересы. Анна Андреевна навсегда сохранила способность читать бескорыстно. Поэтому она знала свои любимые книги как никто.
Готовя комментарий к различным изданиям, приходилось нередко сталкиваться с нераскрытой цитатой из Данте, Шекспира, Байрона. По телефону звоню специалистам. Специалисты цитату не находят3. Это вовсе не упрек — по опыту знаю, как трудно3 в обширном наследии писателя найти именно ту строку, которая вдруг кому-то понадобилась.
Остается позвонить Анне Андреевне. Анна Андреевна любила такие вопросы (их задавала ей не я одна) – она называла это своим справочным бюро. Иногда она определяла цитату сразу, не вешая телефонную трубку. Иногда говорила, что для ответа требуется некоторый срок. Не помню случая, чтобы цитата осталась нераскрытой.
Данте, Шекспир, Пушкин — это был постоянный фон ее чтения. Но охватывало оно очень многое...

(Л.Гинзбург)

1. Докажите, что это текст. Какова роль первого предложения? Как соотносятся 1-е предложение (зачин) и последний абзац?
2. Объясните значение слова комментарий.
3. Выпишите несколько словосочетаний с наречиями. Произведите разбор одного из словосочетаний.
4. Составьте схемы сложных предложений. В процессе написания свободного диктанта используйте эти схемы как опорный материал: это поможет сохранить особенности синтаксического строя исходного текста.

III. Прочитайте отрывок из воспоминаний писательницы Н.Ильиной об А.А. Ахматовой. Подготовьтесь к изложению.

Ноябрь 1955 года Ахматова провела в Ленинграде, а в конце этого месяца вновь приехала в Москву, куда привели ее дела, связанные с выходом книги переводов корейских поэтов. Однажды зимой Анна Андреевна была у меня, на улице Кирова. Собирались обедать, поджидали А.А. Реформатского, задерживавшегося3 на заседании. Он пришел наконец. «А я только что слышал строчку ваших стихов, Анна Андреевна, которых раньше не знал: “Ржавеет золото, и истлевает сталь...”». – «От кого вы это слышали?» – спросила Ахматова таким странным, взволнованным голосом, что я, возившаяся у стола, изумленно обернулась. Александр Александрович перестал улыбаться, почувствовал за этим что-то серьезное, стал рассказывать... Он курил в коридоре, стоя у окна, и борода его (в те годы рыжевато-русая) золотилась на солнце, и проходивший мимо В.В. Виноградов произнес: «Помните, у Ахматовой? “Ржавеет золото, и истлевает сталь...”». – «И все? И ничего не добавил?» – «Ничего!» – «Надо немедленно позвонить Виноградову, быть может, он помнит! Или у него записано. Это мои стихи из сожженной тетради, я забыла про них! А кому-то читала, кто-то запомнил, записал, быть может». Анна Андреевна попросила карандаш и бумагу, стала восстанавливать эти утраченные стихи, звонила Виноградову. Стихотворение было восстановлено. В сборнике «Бег времени» опубликована его последняя строфа:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле – печаль
И долговечней царственное слово.

1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст-повествование.
3. Какова роль в тексте предложений с прямой речью, диалога, цитирования?
4. Подготовьтесь записать по памяти поэтические строки Ахматовой о слове. Включите эту цитату в изложение.
5. Запишите предложения:

А.А. Реформатский – это...

В.В. Виноградов – это...

Обратитесь к материалам учебников, энциклопедий.

6. Напишите изложение с дополнительным творческим заданием: напишите сочинение – анализ поэтических строк Ахматовой (найдите в четверостишии ключевое слово, охарактеризуйте особенности синтаксического строя, лексические особенности).

IV. Запишите отрывок из воспоминаний Н.Ильиной об А.А. Ахматовой. Объясните знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений.

...Мы ездили в Архангельское, воспетое Пушкиным, в березовую рощу неподалеку от Успенского шоссе, в красивое местечко на реке Сходне. Приехали туда однажды в ноябре, когда листья давно облетели, и Ахматова сказала: «Природа готовится к зиме. Взгляните, какой она стала прибранной и строгой». По дороге в Архангельское, если начинать путь с Волоколамского шоссе, есть место, где Москва-река делает поворот, и тут кто-нибудь из нас непременно произносил неизменную фразу: «Там, где река образовала свой самый выпуклый изгиб...».
Все эти подмосковные места навсегда связаны для меня с Ахматовой. А когда я снова2 вижу любимую ею березовую рощу, в ушах звучит медленный ахматовский голос: «Так она есть? Она существует? А мне все казалось, что это был сон».

1. Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
2. Какова роль предложений с прямой речью?
3. Произведите разные виды разбора.
4. Подготовьтесь к выразительному чтению.

V. Запишите отрывок из воспоминаний об А.Ахматовой. Подчеркните грамматические основы предложений. Объясните знаки препинания.

Ахматова, бесспорно2, владела талантом дружбы. Когда она хотела встретиться с кем-нибудь, она этого не скрывала. У нее начисто отсутствовало то ложное самолюбие, которое нередко мешает делать первые шаги, чтобы повидаться со своими друзьями и приятелями4. Почувствовав такое желание, она звонила сама, не ожидая инициативы со стороны ее знакомых3. Она поддерживала долгие и прочные дружеские связи с близкими ей людьми. И она старалась как могла быть им полезной... Сколько добрых жестов дружбы и внимания к людям от нее исходило! Сама бессребреница, она была щедрой5. В границах своих малых возможностей, совсем не будучи филантропкой, а только по своему душевному устройству, она оказывала помощь, моральную и даже материальную, своим близким, а иногда – почти посторонним! Когда в последние годы ее обстоятельства изменились к лучшему, с какой легкостью она раздаривала деньги из своих гонораров, книги и вещи! И за всем этим можно было увидеть не только душевную широту, но и сознание добровольно принятого на себя долга, как бы чувство круговой поруки, которое связывает людей и обязывает их помогать друг другу. И она хотела бы3, чтобы это чувство разделяли с нею ее близкие и знакомые.

(Д.Максимов)

1. Определите тему, основные мысли текста. Укажите ключевые слова.
2. Докажите, что это текст публицистического стиля.
3. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?
4. Объясните значение слов: инициатива, филантроп, бессребреница.
5. Подберите синонимы к вводному слову бесспорно.
6. Подберите синонимичные варианты к предложению с деепричастными оборотами. Сравните синонимичные конструкции.
7. Произведите разные виды разбора.
8. Составьте схемы двух сложных предложений.
9. Подготовьтесь к выразительному чтению.
10. Выполните задания по выбору:

а) напишите изложение;
б) напишите сочинение на тему «Талант дружбы». (Это может быть рассуждение, или повествование, или текст, включающий элементы и описания, и повествования.)

VI. Запишите, объясните знаки препинания.

Есть писатели, чье творчество достойно изучения из-за красоты языка, из-за сжатости1, с которой они выражают наш опыт, передают те эмоции, которые3 мы переживаем, но выразить их не можем... Анна Андреевна Ахматова была и то, и другое, и третье... Она умела вытягивать из глубины своего существа, из глубины своего понимания через страдание нечто такое, что3 могут лишь очень немногие поэты и писатели, – наше понимание мира и нашего места в нем.

(А.Хейт)

1. Составьте схемы первого и последнего предложений.
2. Произведите разные виды разбора.

VII. Запишите, объясните знаки препинания.

...Ахматова – и это всем известно – писала стихи с такой взыскательностью к себе, к каждой строке, к каждому слову, с такой постоянной внутренней проверкой необходимости поэтического слова, которое кажется, если не пугаться старомодных оборотов – а сама Анна Андреевна их нисколько не боялась, святым служением слову поэзии. Иногда представляется, что она выращивала стихи, как жемчужница жемчуг, – годами, да так в ряде случаев и было...

(А.Кондратович)

1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
2. Определите тему, основную мысль текста.
3. Объясните значение слова взыскательность.
4. Как вы понимаете: что такое внутренняя проверка, святое служение?
5. Какова роль в тексте вводных предложений?
6. Составьте схему первого предложения.

VIII. Запишите отрывок из статьи «Твардовский и Ахматова». Объясните знаки препинания. Какова роль вводных слов?

Однажды я был свидетелем, как Твардовский резко ответил одному товарищу, спросившему3 с наигранным недоумением: «Зачем вы снова2 собираетесь печатать Анну Ахматову?». Твардовский холодно взглянул на спрашивавшего и как бритвой отрезал:
– Во-первых, таких поэтов, как она, божьей милостью, было бы счастьем печатать хоть в каждом номере, и, во-вторых, надо бы вам знать, что в июне ей исполняется семьдесят пять3 лет.
И не посчитал нужным продолжать дальше разговор.
Как раз к семидесятипятилетию в № 6 за 1964 год появились в журнале «Новый мир» стихи Ахматовой.

(А.Кондратович)

IX. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из воспоминаний А.Кондратовича «Твардовский и Ахматова». Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

Твардовскому очень нравилось стихотворение Ахматовой «Родная земля».
Твардовский говорил:
– Как прекрасно и целомудренно такое отношение к родной земле, которая и обычная земля, по ней мы ходим, и больше, чем земля, почва. И эпиграф из себя же нашла очень точный и все объясняющий: «И в мире нет людей бесслезней, надменнее и проще3 нас». Как ее только не называли! «Эстетствующая» – было одним из самых мягких3 ругательств, а эта «эстетствующая» пишет о земле, как могла бы о ней крестьянская баба написать: «Но ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно своею». Вот так вот...
Казалось бы, времена переменились7 и отношение к имени Ахматовой стало иным, а, однако7, и в то время иногда приходилось защищать Ахматову.

1. Объясните значение слов: эпиграф, целомудренно.
2. Произведите синтаксический и пунктуационный разбор последнего предложения. Почему перед первым союзом и нет запятой?

X. Запишите, объясните знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений. Напишите сочинение по данному началу.

Труднее всего сказать о самом главном в жизни Ахматовой – о том, как рождалась ее поэзия. Ее домашние3 рассказывали, что, сочиняя стихи, она ходила по своей комнате и, как они выражались, «гудела». Это значило, что она повторяла и проверяла вслух возникавшие в ней слова и строки. Она обращалась к бумаге чаще всего лишь тогда, когда в ней складывалось все стихотворение, и записывала его... Самую суть зарождения и протекания творческого процесса и его природу она лучше всего характеризует сама в большом лирическом цикле «Тайны ремесла» (1936–1959) и примыкающих к нему стихотворениях.

(Д.Максимов)

XI. Запишите, объясните знаки препинания. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

В информационной заметке, опубликованной в «Литературной газете» от 17 декабря 1964 года, А.Т. Твардовский писал: «Первое, что можно сказать о поэзии Ахматовой, – это подлинность лирического изъяснения, невыдуманность чувств и незаимствованность мыслей. Поэзия Ахматовой – образец высокого мастерства. Она на уровне высших достижений культуры русского стиха, следуя классической, главным образом пушкинской традиции, обладает чертами несомненной самобытности. Ее поэзия немногословна, экономна в средствах и по видимости как бы только традиционна».

XII. Запишите отрывки из воспоминаний критика В.А. Мануйлова об А.А. Ахматовой. Объясните знаки препинания.

1) Пожалуй, я расскажу о горячей любви Анны Андреевны к Пушкину. Любовь к поэту прошла через всю ее жизнь, и неудивительно, что мы часто говорили о нем, о его творчестве. В первую же встречу мы проговорили около трех часов, и больше всего о Пушкине...
Я рассказал о занятиях поэтикой и Пушкиным под руководством ученого и поэта Вячеслава Иванова. Конечно, Анне Андреевне было интересно узнать о Вячеславе Иванове, о его пушкинском семинаре. Уже тогда, в первую3 встречу, я понял, как хорошо знает Анна Андреевна не только произведения Пушкина, но и то3, что написано о нем4.

2) Вскоре Анна Андреевна навестила меня в Детском Селе. Отмечала, как изменился город, и рассказывала, каким он был в годы ее детства и молодости.
Анна Андреевна отлично знала и любила наш город и, конечно, Петербург. Ее рассказы о людях, домах,быте Северной столицы были удивительно увлекательны и точны. Надо сказать, что память у Анны Андреевны была феноменальная5, едва ли не пушкинская. Она помнила не только все когда-либо прочитанное3 и услышанное, но и даты исторических событий, выхода в свет тех или иных книг. Меня всегда удивляли ее точные, с множеством характерных подробностей воспоминания о ее молодых годах в Царском Селе, о встречах с И.Ф. Анненским – директором Царскосельской гимназии, известном поэте, которого3 она позже назвала своим учителем, о литературной жизни дореволюционного Петербурга.

3) Анна Андреевна была отзывчива и добра. И доброта ее была деятельной. У нее было удивительное дарование и потребность помогать людям. При первом знакомстве она производила впечатление человека замкнутого, даже нелюдимого. Но эта холодность, скованность, недоступность скрывали не только ранимость, но и чуткое внимание к окружающим3, бережное отношение к тем, кто нуждается в помощи.

1. Укажите предложения с вводными словами, подберите к вводным словам синонимы.
2. Какими примерами можно проиллюстрировать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами?
3. Произведите синтаксический разбор предложения, соответствующего схеме:

XIII. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
Какие языковые средства выражения не только мыслей, но и чувств, эмоциональной оценки используются в тексте?

...Во всех сферах своей поэзии Ахматова остается поэтом высокого строя и гармонии, которая преодолевает дисгармонию. Эта победоносная красота и просветляющая2 лирическая сила и явились, по-видимому, одним из главных оснований нашего притяжения к стихам Ахматовой завершающего3 времени ее жизни.

Вот стихотворение «Летний сад»:

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника...

Эту красоту не спугнешь коварными домыслами о «наивности» и «архаичности» – она не боится этих размышлений и торжествует5 над ними.
Или – глубочайший3, безбрежный лирический разлив в стихах, посвященных «Городу Пушкина»:

...Щедро взыскана дивной судьбою,
Я в беспамятстве дней забывала теченье годов...

Или – гениальный «Приморский сонет» (1958, Комарово)... При первом чтении он может не войти в душу, не задеть нашего восприятия, как это со мною, к сожалению7, случилось. Зато, вжившись в него, мы чувствуем, с какой выстраданной, победившей страдание легкостью и потрясающей простотой, с какой примиряющей и светлой скорбью поэт прощается здесь со своей жизнью:

Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни,
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.

И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет1.

И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда...

Там средь стволов еще светлее3,
И все похоже на аллею
У царскосельского пруда.

«Приморский сонет», стихотворение ахматовское до последней точки, примыкает к тем совершенным созданиям русской лирики, Пушкина и зрелого Лермонтова, где предельная, ошеломляющая простота сочетается с изумительной точностью фиксаций внутренней жизни и бездонным лиризмом4.

(Д.Максимов)

1. Объясните значение слов: сонет, архаичность, гармония, фиксация.
2. Подберите синонимы к вводному слову по-видимому.
3. Докажите, что это текст публицистического стиля.
4. Какова роль цитирования в тексте?
5. Выучите наизусть «Приморский сонет», подготовьтесь к письму по памяти.
6. Запишите последнее предложение, подчеркните грамматические основы. Составьте схему предложения.
7. Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

XIV. Прочитайте отрывок из воспоминаний критика В.А. Мануйлова об А.А. Ахматовой. Выучите наизусть стихотворение о Пушкине. Подготовьтесь к изложению. Включите в пересказ цитирование поэтических строк.

Во время Великой Отечественной войны Ахматова провела два с половиной года в Ташкенте. В эти трудные годы до нас, оставшихся в осажденном Ленинграде, доходили скупые, отрывочные известия о ее жизни и работе в Средней Азии. Но 1 июня 1944 года она вернулась в Ленинград. Вскоре, 11 июня, я видел Анну Андреевну в городе Пушкине, в городском Доме культуры. Отмечалась очередная годовщина со дня рождения Пушкина. Город, носящий имя поэта, был освобожден совсем недавно, 25 января. Прошло около полугода. Большой зал был переполнен. В открытые окна врывался запах свежей зелени, ветер шелестел листвой. На торжественном собрании выступала и Анна Ахматова. Анна Андреевна прочла свои всем хорошо известные стихи о Пушкине-лицеисте:

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.

Но давние стихи молодой Ахматовой звучали в тот день как-то по-новому. Голос ее звучал еще совсем молодо, и это стихотворение как-то особенно взволновало всех. Сколько всего было пережито! И Пушкина, и вещее его слово мы пронесли через испытания военных лет, как что-то родное и близкое каждому из нас.

XV. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения А.А. Ахматовой, которое было написано в июле 1941 года. Объясните смысл названия. Запишите текст.

КЛЯТВА

И та, что сегодня прощается с милым,
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!

1. Определите средства связи придаточных предложений с главным. В каком случае что – союз, а в каком – союзное слово?
2. Подчеркните союзное слово и указательное слово как члены предложения.
3. Определите вид придаточных предложений.
4. Выучите стихотворение наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.
5. Составьте схемы сложноподчиненных предложений.

XVI. Прочитайте отрывки из стихотворений А.А. Ахматовой. Определите виды придаточных предложений, укажите союзы и союзные слова.

1) Шиповник так благоухал,
Что даже превратился в слово,
И встретить я была готова
Моей судьбы девятый вал.

2) Знаешь сам, что не стану славить
Нашей встречи горчайший день.
Что тебе на память оставить?
Тень мою? На что тебе тень?

3) Вместо праздничного поздравленья
Этот ветер, жесткий и сухой,
Принесет вам только запах тленья,
Привкус дыма и стихотворенья,
Что моей написаны рукой.

4) Сегодня я туда вернусь,
Где я была весной.
Я не горюю, не сержусь,
И только мрак со мной.

5) Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.

6) Но живого и наяву,
Слышишь ты, как тебя зову.
И ту дверь, что ты приоткрыл,
Мне захлопнуть не хватит сил.

7) Я не любила с давних дней,
Чтобы меня жалели.
А с каплей жалости твоей
Иду, как с солнцем в теле.

8) Когда я называю по привычке
Моих друзей заветных имена,
Всегда на этой странной перекличке
Мне отвечает только тишина...

9) И дикой свежестью и силой
Мне счастье веяло в лицо,
Как будто друг от века милый
Всходил со мною на крыльцо.

1. В каких предложениях что является союзом, в каких – относительным местоимением (союзным словом), в каких – вопросительным местоимением?

2. Запишите предложение, которое соответствует схеме:

Произведите синтаксический разбор предложения.

3. Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из стихотворений А.А. Ахматовой?

XVII. Запишите отрывки из рецензии Андрея Платонова на книгу стихов Анны Ахматовой (1940 год). Подчеркните грамматические основы предложений. Укажите средства связи и придаточных предложений с главным. Определите виды придаточных.

Некоторые наши современники – литераторы и читатели – считают, что Ахматова не современна, что она архаична по тематике, что она слишком интимна и прочее – и что поэтому, стало быть, ее значение как поэта не велико...
Это неправильное мнение, это заблуждение. <...>
Ахматова способна из личного опыта создавать музыку поэзии, важную для многих; некоторые же другие поэты способны великую поэтическую действительность трактовать как дидактическую прозу, в которой3, несмотря на сильные звуки, нет обольщения современным миром и образ его лишь знаком и неизбежен, но не прекрасен.
Вообще же говоря, самая современная поэзия та3, которая наиболее глубоким образом действует на сердце и сознание современного человека. <...>
Ахматова сказала в своей книге:

О, есть неповторимые слова,
Кто их сказал – истратил слишком много.
Неистощима только синева
Небесная и милосердье Бога.

Будем же ценить поэта Ахматову за неповторимость ее прекрасных слов, потому что она, произнося их, тратит «слишком много» для нас, и будем неистощимы к ней в своей признательности.

1. Какие особенности стиля, жанра рецензии мы видим в этом тексте?
2. Объясните значение слов: дидактический, архаичный, интимный.
3. Подберите синонимы к глаголу трактовать. Какова его стилистическая характеристика (обратитесь к словарям)? Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?
4. Понаблюдайте за использованием в тексте цитирования. Объясните знаки препинания при цитировании. В каком случае мы видим авторскую, необычную пунктуацию? В чем особая выразительность такого пунктуационного знака, как тире?
5. Благодаря чему цитата является органической частью текста? Как осуществляется связь цитаты с заключительной частью рецензии?
6. Какие языковые средства выражения отношения, оценки используются в тексте?
7. Составьте схемы первого и последнего предложений.
8. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
9. Выполните задание по выбору:

а) произведите на материале текста разные виды разбора;
б) сформулируйте самостоятельно (используя материал текста) задания, направленные на повторение орфографии, и выполните эти задания;
в) перескажите текст (напишите изложение, стараясь сохранить особенности синтаксического строя текста А.Платонова. Используйте составленные вами схемы предложений как опорный материал);
г) напишите рецензию на сборник стихотворений вашего любимого поэта.

XVIII. Запишите отрывок из воспоминаний об Анне Ахматовой. Подчеркните грамматические основы предложений.

Однажды осенью 1945 года у нас зашел разговор о стихотворении «Памятник» (Я памятник себе воздвиг нерукотворный...). Анна Андреевна сказала, что в прежние годы она читала это завещание Пушкина совсем другими глазами и многого не замечала. Теперь для нее особое значение приобрело предчувствие поэта:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал...

– Как это верно, как это важно, – говорила она. – Разве не в чувствах добрых к человеку – основной смысл искусства, главное назначение поэзии.

(В.А. Мануйлов)

1. Как вы понимаете выражение читать другими глазами?
2. Объясните значение слова завещание. Что дает основание считать стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» поэтическим завещанием Пушкина?
3. Объясните орфограммы и пунктограммы.

XIX. Запишите отрывок из воспоминаний искусствоведа В.Петрова об А.А. Ахматовой. Объясните знаки препинания. Составьте схему предложения.

Я думаю, что самым сильным3 и самым характерным качеством Анны Андреевны можно назвать безошибочное2 чувство формы; оно проявлялось у нее во всем, начиная с творчества и кончая манерой говорить и держаться4.

XX. Запишите отрывок из воспоминаний об А.А. Ахматовой. Объясните знаки препинания.

Как-то в присутствии6 Анны Андреевны я спросила Марию Сергеевну Петровых об одной молодой поэтессе. «Она способная!» – ответила Мария Сергеевна. И тут Ахматова гневно: «Способных поэтов не бывает! Или поэт, или нет! Это не та работа, когда, вставши рано поутру, умывшись, садишься за стол: дай, дескать, потружусь. Стихи – это катастрофа. Только так они и пишутся. Если не так – читатель сразу поймет и почувствует!».
Гневалась она и вступала в споры, лишь когда речь касалась2 предметов7, близко принимаемых3 ею1 к сердцу. По другим поводам до споров и опровержений не снисходила.

(Н.Ильина)

1. Подготовьтесь к выразительному чтению.
2. Какова роль предложений с прямой речью?

XXI. Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Запишите 1-й абзац, подчеркните грамматические основы предложений 1-го абзаца.

Речь Ахматовой была настолько своеобразна, точна, порой афористична, что передавать ее своими словами, восстанавливать в памяти, опираясь лишь на смысл сказанного, – такое было бы бесстыдством. Записывать следовало по горячим следам, в тот же день. Это не всегда удавалось. Поэтому записей мало и они отрывочны.
«Она проводит время в неустанных заботах о себе самой». (Это об одной нашей общей знакомой3.)
Про себя насмешливо: «С большой прямотой напросилась на комплимент».
«Хвастовство ослабляет человека. Открываются тысячи ахиллесовых пят».
(Гневно) «Нельзя писать о войне таким же тоном, каким женщина рассказывает о своих недомоганиях». (Это по поводу статьи одной писательницы.)
Выслушав исповедь одной своей знакомой, задумчиво: «Со мной все бывало. И это со мной было».
На мой вопрос, как она относится к стихам одной поэтессы, сказала: «Длинно пишет. Все пишут длинно. А момент лирического волнения краток».
«Рухнул в себя, как в пропасть!» (Эти слова я слышала от нее не раз. Они произносились по адресу эгоцентриков, и интонация Ахматовой была гневной...)

(Н.Ильина)

1. Объясните значение слов: афористичный, комплимент, эгоцентрик.
2. Придумайте предложения с фразеологизмами: ахиллесова пята, по горячим следам. Объясните значение фразеологизмов.
3. Запишите 2–3 высказывания Ахматовой, используя разные способы передачи чужой речи.
4. Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из данного отрывка?
5. Произведите разные виды разбора.

XXII. Прочитайте отрывки из книги Лидии Чуковской «Записки об Анне Ахматовой». Запишите, используя различные способы цитирования, те высказывания Ахматовой, которые для вас наиболее интересны. С какими высказываниями вы могли бы поспорить?

Я сказала, что в детстве и юности совсем не понимала, не любила Лермонтова и пришла к нему всего лишь лет пять назад. Сказала, что в детстве сильно любила Жуковского.
– Да, я сейчас перечитываю «Ундину», – отозвалась Анна Андреевна, – как это чудесно3, просто прелесть. В стихах Жуковского, во всех, такой замечательный, необыкновенный, особенный звук... А к Лермонтову иногда трудно бывает подойти... У него много лирических вещей неопределенной формы, неопределенного содержания; и одно без больших оснований переходит в другое. – Она улыбнулась собственным словам. – А под конец – целая вереница5 шедевров.
– Знаете, что я хочу вам сказать, – начала она снова, – я очень не люблю, когда нынешние пятидесятилетние дамы утверждают, будто в их время молодежь была лучше, чем теперь1. Вы им не верьте3. Это неправда. <...>
Я спросила, полагает6 ли она, что теперь в нашей стране любят и понимают стихи многие.4
– Да, безусловно. Я вообще не знаю страны, в которой больше любили бы стихи, чем наша, и больше нуждались бы в них, чем у нас. Когда я лежала в больнице, меня попросила один раз сиделка – даже не сиделка, простая уборщица: «Вы, говорят, гражданочка, стихи пишете6... Написали бы мне стишок, я в деревню пошлю...». И оказалось, что она каждое письмо оканчивает стихом, и та, которая ей пишет из деревни, – тоже. Вы только подумайте!

1. Какие особенности разговорного стиля можно проиллюстрировать примерами из текста?
2. Объясните значение слова шедевр.
3. Какие языковые средства выражения не только мыслей, но и чувств, эмоциональной оценки используются в тексте?
4. Выпишите несколько сложноподчиненных предложений. Составьте схемы. Расскажите, используя примеры из текста, о средствах связи придаточных предложений с главными.
5. Объясните орфограммы и пунктограммы.

XXIII. Запишите еще один отрывок из воспоминаний об Анне Ахматовой. Объясните знаки препинания.

Захватив свои тетрадки, я отправилась в библиотеку, но вместо этого свернула к Анне Андреевне...
Она протянула мне корректуру из «Ленинграда». Я прочла и предложила6 перемены в знаках, которые должны были отчетливее выделить ритмическую фигуру. Она все приняла.
– И даст же Бог такой талант! – сказала Анна Андреевна, глядя через мое плечо, когда я правила. – Мне бы ввек не научиться.
Это было смешно3.

(Л.Чуковская. 21 марта 1940  г.)

1. Объясните значение слова корректура (обратитесь к словарю).
2. Что называет Ахматова особым талантом?

XXIV. Запишите отрывки из воспоминаний поэта Льва Озерова об Анне Ахматовой. Объясните знаки препинания.

1) Тайна – нередкое слово в сочинениях Анны Ахматовой. За этим словом скрыт далеко не мистический смысл. Тайна бытия. Тайна искусства. «Тайны ремесла» – цикл стихотворений.
В разговоре слово тайна – редкое. Но самый характер разговоров, их краткость, значительность, выношенность внушали мысль о тайне7 как о самом явлении Анны Андреевны Ахматовой.
Чем чаще пишут о ней7 как о человеке и поэте, тем большей тайной она остается.

Но я предупреждаю вас,
Что я живу в последний раз.

Что это – игра ума? Владение словом? Изящество? Тонкость? Глубина? Все, вместе взятое. Для краткости это называют тайной.

2) Натура достаточно сильная, он умела восхищаться наиболее достойными из своих старших и младших современников.

1. Подчеркните грамматические основы предложений.
2. Укажите односоставные предложения.

XXV. Запишите, объясните знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений.

Анна Андреевна Ахматова. Я познакомился с ней одиннадцатилетним3 мальчиком. Но стал бывать у нее постоянно с 1958 года, когда мне стукнуло уже двадцать три...
Может быть, самое драгоценное, что я получил от Ахматовой, – это чувство преемственности.4 Ахматова сама, вся1 ее поэзия были неопровержимым доказательством того, что великая русская поэзия не кончилась в 1917 году. Цепь, которая ковалась еще в XVIII веке, цепь, в которой3 были звенья чистого5 золота: Державин, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, –7 дошла до Ахматовой... В звеньях, как в сообщающихся сосудах, поэзия была взаимосвязана и притяжением, и отталкиванием.
Ахматова понимала это. Ее встречи с Вячеславом Ивановым, Блоком, Маяковским и Есениным, отношения с Гумилевым, Мандельштамом, Кузминым не были полузабытыми эпизодами. Чудесным образом она сумела передать окружающим2 ее людям пульс этих событий...
Кажется, Мандельштам сказал, что поэту важно получить из предыдущего поколения эстафетную палочку. Мы получили ее из рук Ахматовой. И это было судьбой.

(Е.Рейн)

1. Определите тему, основные мысли текста.
2. С помощью каких языковых средств автор выражает не только мысли, но и чувства?
3. Объясните значение слова преемственность.
4. Как вы понимаете слова получить эстафетную палочку? Объясните значение фразеологизма принимать эстафету.
5. Подберите синонимы к прилагательному чудесный.
6. Составьте схемы двух сложных предложений. Укажите, в каких предложениях что – союз, а в каком – союзное слово.
7. Объясните орфограммы.
8. Какие пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?
9. Произведите разные виды разбора.
10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
11. Укажите предложения, в которых есть ошибки.

а) Вся ее поэзия была неопровержимым доказательством о том, что русская поэзия продолжает жить.
б) Я получил от Ахматовой чувство преемственности.
в) Это не было полузабытыми эпизодами.

Словарный диктант

Преемственность, притяжение, принимать эстафету, преемственное звено, приобретать, преследовать, преподавать, камень преткновения, преображать, приоритет, привилегия, приостановить, прерывать, превосходный, прибрежный, чувство преклонения.

XXVI. Запишите, подчеркните грамматические основы предложений. Объясните знаки препинания.

Анна Андреевна Ахматова дожила2 до часа, когда3 Россия, весь мир сказал заслуженное ею1 слово благодарности за ее высокий дар поэта, за ее подвижнический труд, за то, что она приняла на свое доброе, чуткое5 сердце непомерные страдания и при этом проявила благородство, долготерпение, мужество, имени которому3 нет...
Она утвердилась в наших сердцах и утвердится еще более в сердцах людей грядущих поколений как наследница русской классической поэзии, продолжатель традиций Батюшкова, Пушкина, Баратынского, Тютчева, Иннокентия Анненского...

(Л.Озеров)

1. Докажите, что это текст публицистического стиля. Что придает тексту особое, торжественное звучание?
2. Какие языковые средства служат для выражения не только мыслей, но и чувств, высокой эмоциональной оценки?
3. Объясните значение слов: подвижнический, благородство, традиция.
4. Подберите синонимы к словам: грядущий, непомерный.
5. Составьте схему сложного предложения.
6. Произведите разные виды разбора.
7. Подготовьтесь к выразительному чтению.

XXVII. Запишите строки, которыми завершалась статья А.Т. Твардовского «Достоинство таланта», ставшая некрологом.

Для старой, изнуренной болезнью женщины Анны Андреевны Ахматовой «бег времени» окончен. Для ее чистой и внятной, живо откликающейся3 в людских сердцах поэзии – долгий путь вместе с «бегом времени».

(1966 г.)

1. Объясните значение слов: достоинство, некролог.
2. Почему слова «бег времени» заключены в кавычки? Объясните знаки препинания.

XXVIII. Запишите, подчеркните грамматические основы предложений. Объясните знаки препинания.

Ахматовой было присуще необычайно интенсивное переживание культуры. Лирика и культура – это важная тема. Культура дает лирике столь нужные ей широту и богатство ассоциаций.
В творчестве Ахматовой культура присутствовала всегда, но по-разному. В поздних ее стихах культура проступает наружу. В ранних она скрыта3, но дает о себе знать литературной традицией, тонкими, спрятанными воспоминаниями о работе предшественников.
Символическому слову поздних стихов Ахматовой соответствует новая функция культуры. Историческими или литературными ассоциациями культура вступает теперь в текст.
Функция культуры менялась в поэзии Ахматовой, но ее погруженность в культуру оставалась неизменной.

(Л.Гинзбург)

1. Объясните значение слов: ассоциация, функция.
2. Определите тему, основные мысли текста.
3. Укажите ключевые слова. Озаглавьте текст.
4. Как осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
5. Объясните выделенные орфограммы.

XXIX. Запишите, объясните знаки препинания.

Поэзия Ахматовой – сочетание предметности слова с резко преобразующим поэтическим контекстом, с динамикой неназванного и напряженностью смысловых столкновений. Это большая поэзия, современная и переработавшая опыт двух веков русского стиха...
Анна Андреевна всегда1 умела говорить на языках тех культурных поколений, с которыми3 время сводило ее на протяжении ее долгой жизни4.

(Л.Гинзбург)


Цифрами в текстах обозначены слова для разных видов разбора:

1 – слово для фонетического разбора;

2 – слово для морфемного разбора;

3 – слово для морфологического разбора;

4 – предложение для синтаксического разбора;

5 – слово для лексического разбора;

6 – слово для орфографического разбора;

7 – предложение для пунктуационного разбора.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru