ИНФОРМАЦИЯ
Л.М. РЫБЧЕНКОВА,
начальник отдела образовательных
программ
и стандартов гуманитарного образования МО РФ
Новое об экзамене по русскому языку в
9-х и 11-х классах общеобразовательных учреждений
в 2002/2003 учебном году
(Вопросы и ответы)
В отдел образовательных программ и
стандартов гуманитарного образования
Министерства образования РФ часто обращаются
учителя, родители, выпускники
общеобразовательных учреждений, которые просят
разъяснить те или иные вопросы, связанные с
организацией и проведением экзаменов по
русскому языку за курс основной и старшей школы.
Обобщив ряд вопросов, попытаемся дать на них
ответы.
Предполагаются ли в текущем учебном
году какие-либо изменения в организации и
проведении государственной (итоговой)
аттестации по русскому языку по сравнению с
прошлым годом?
Существенных изменений не будет,
однако некоторые особенности в организации и
проведении экзамена по русскому языку,
касающиеся текущего учебного года, необходимо
прокомментировать.
Обязательный письменный экзамен по русскому
языку в 9-х классах общеобразовательных
учреждений проводится в форме изложения с
элементами сочинения по открытым текстам из
переработанного и дополненного «Сборника
текстов для проведения письменного экзамена по
русскому языку за курс основной школы: 9-й класс»
(авт.-сост.: Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. М.: Дрофа,
2002). Пригодными являются все издания сборника
начиная с 5-го. Номера текстов из сборника
определяются органами управления образованием
субъектов Российской Федерации.
В классах с углубленным изучением русского языка
письменный экзамен по русскому языку проводится
в форме сочинения по темам, направленным из
Министерства образования Российской Федерации в
установленном порядке. Из четырех предлагаемых
тем две свободные и две – по курсу русской
литературы.
Устный экзамен по русскому языку – это не
обязательный экзамен, а экзамен по выбору
выпускника. Этот экзамен может проводиться в
различных формах: традиционно – по билетам или в
форме защиты реферата, в форме комплексного
анализа текста или по тестам, разработанным в
рамках государственного централизованного
тестирования. Примерные билеты будут
опубликованы в сборниках приказов и инструкций
МО РФ «Вестник образования» (издательство
«Просвещение») и «Вестник образования России».
Кроме того, необходимый материал (примерные темы
для рефератов, вопросы для собеседования,
примеры текстов для анализа и т.п.) для подготовки
к экзамену опубликован в сборниках «Оценка
качества подготовки выпускников основной школы
по русскому языку» (М., 2002) и «Оценка качества
подготовки выпускников средней (полной) общей
школы по русскому языку» (М., 2002).
Каковы особенности проведения
экзамена по русскому языку в 11-х классах?
В настоящее время подготовлен и
утвержден приказом Минобразования России от
21 января 2003 г. № 135 документ «О внесении
изменений и дополнений в “Положение о
государственной (итоговой) аттестации
выпускников 9-х и 11-х (12-х) классов образовательных
учреждений Российской Федерации”». В
соответствии с ним письменный экзамен в 11-х
классах возможно сдавать как в форме сочинения,
так и в форме изложения с творческим заданием,
выбор формы экзамена осуществляет выпускник.
Основанием для этих изменений являются
положительные результаты двухгодичного
эксперимента по апробации письменного экзамена
по литературе, который предоставлял выпускнику
возможность выбора формы экзамена.
Следует отметить также, что письменный экзамен
становится экзаменом не только по литературе, но
и по русскому языку. Фактически он таким и был: за
сочинение и изложение всегда выставлялись две
оценки («за содержание» и «за грамотность»).
Как известно, в соответствии с действующим
Базисным учебным планом русский язык не является
обязательным предметом в старших классах. (Это
происходит в большинстве регионов за счет
вариативной части Базисного плана.) Выпускник
имеет право сдавать русский язык в качестве
устного экзамена по выбору только в том случае,
если русский язык изучается в старших классах в
обязательном порядке.
Многие регионы участвуют в
эксперименте по ЕГЭ (единому государственному
экзамену). Какие экзамены по русскому языку и
литературе сдают выпускники в этом случае?
Вся необходимая информация об
организации и проведении экзаменов в рамках ЕГЭ
широко освещается в педагогической печати, кроме
того, она размещена на сайте www.ege.ru.
Органы управления образованием субъектов
Российской Федерации, участвующих в
эксперименте, самостоятельно решают вопрос о
том, какие экзамены в формате ЕГЭ будут сдавать
выпускники данного региона. Если по русскому
языку выпускники будут сдавать экзамен в формате
ЕГЭ, они не освобождаются от обязательного
экзамена по литературе (в форме сочинения или
изложения с творческим заданием или в форме
обязательного устного экзамена). В 2–3 регионах в
порядке эксперимента в текущем учебном году
пройдет экзамен по литературе в форме ЕГЭ.
Если выпускник сдает письменный экзамен по
русскому языку в форме ЕГЭ, он имеет право
сдавать устный экзамен по русскому языку в
качестве экзамена по выбору.
Предусматриваются ли какие-либо
особенности в проведении экзамена по русскому
языку в школах, участвующих в эксперименте по
совершенствованию структуры и содержания общего
образования?
Выпускники школ, участвующих в
эксперименте по совершенствованию структуры и
содержания общего образования, сдают экзамены в
порядке, установленном действующим «Положением
о государственной (итоговой) аттестации
выпускников общеобразовательных учреждений
Российской Федерации».
|