Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2003

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Н.ШАПИРО

См. № 4, 8, 12, 16, 18, 20, 37, 41, 45/2002 и № 4/ 2003


Полезные мелочи

1. Охота к перемене мест

Обычно порядок изучения тем нам диктуют программы и учебники. Но иногда здравый смысл подсказывает перестановки, которые высвобождают время для отработки практических навыков. Изучая части речи, лучше поближе к началу подвинуть словообразование, тогда на протяжении всей темы можно упражняться в написании н и нн в прилагательных и проч. Не страшно, если дети сначала узнают, как пишутся суффиксы, а уже потом поймут, что с их помощью образуются прилагательные разных разрядов.
Из тех же приблизительно соображений я в восьмом классе начинаю заниматься вводными словами и предложениями до изучения односоставных предложений. Дело в том, что традиционно по программе восьмого класса чуть ли не полгода предлагается заниматься вопросами синтаксиса, почти не связанными с пунктуацией, а потом на восьмиклассников обрушиваются сразу многочисленные пунктуационные правила, отчасти известные из предыдущих классов, но требующие уточнения и тренировок. В некоторых программах разговор о вводных словах запланирован в пятом классе, но лишь на уровне предварительного знакомства, другие и ознакомление относят на конец восьмого. Переставляя эту тему в начало года, учитель получает возможность отрабатывать важное пунктуационное правило в течение нескольких месяцев.
В учебнике для 8-го класса Бархударова, Крючкова, Максимова и Чешко тема «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными» размещается в самом конце раздела, посвященного сложноподчиненному предложению. Получается, что ученики чуть ли не два месяца неспешно вид за видом изучают придаточные предложения на довольно простых с точки зрения пунктуации примерах, а потом должны быстренько научиться выявлять разнообразные типы связи, рисовать громоздкие схемы, расставлять знаки. А ведь мы знаем, как долго усваиваются правила расстановки запятых при стечении союзов и при однородных придаточных. Что и говорить о более сложных конструкциях! Поэтому стоит начать составлять схемы и знакомить с разными типами связи частей сложноподчиненного предложения сразу же после того, как получено понятие о придаточном предложении. А потом, по мере изучения отдельных видов, схемы будут становиться все более полными.

2. Не потеряешь – не найдешь....

Георгий Кондратьевич Данилов из Санкт-Петербурга считает, что не стоит жалеть время на уроке на занятные истории, смешные сценки: они помогут сделать и объяснение нового материала, и повторение изученного живым, веселым, запоминающимся. Кажущиеся потери оборачиваются если не стопроцентной грамотностью, то хотя бы хорошим настроением, а это тоже немало.
Вот два примера.
На первом уроке по теме «Деепричастие» вдруг по классу от окна к двери бежит ученица, которую заранее попросил об этом учитель.
Вопрос классу:
– Что сделала ученица?
– Пробежала по классу.
Появляется запись на доске: Ученица пробежала по классу.
Ученица бежит еще раз, но не просто бежит, а при этом подпрыгивает. На доске появляется запись: Ученица бежит, подпрыгивая.
При сравнительном разборе выясняется, что действий теперь два, одно – главное (пробежала), другое – добавочное (подпрыгивая).
Класс увидел добавочное действие собственными глазами.
Перед изучением однородных членов на доске открывается такая запись:
Дядя Оля и Коля пошли в кино.
Дети смеются: дядя носит женское имя. Оказывается, в предложении пропущена запятая.
Учащиеся осознают важность правильной постановки запятой между однородными членами.

3. Раскуси-ка!

Еще один совет от Г.К. Данилова.
При закреплении темы «Частицы, пишущиеся через черточку (дефис)» можно рассказать такую историю.
По преданию как-то в разговоре с Петром I турецкий паша, враждовавший с Россией, достал из кармана горсть маку и хвастливо заявил, что имеет под своим началом столько воинских частей, сколько зернышек на его ладони. В ответ Петр тоже порылся в кармане и извлек всего-навсего одно зернышко перца.
– Наше войско невелико, а попробуй раскуси-ка, – сказал Петр.
Ответ Петра обычно вызывает сочувственный смех. От души посмеявшись, учащиеся продолжают работу с повышенным интересом и энергией, в частности, отыскивают в ответе Петра частицу, пишущуюся через черточку. Небольшая затрата времени на такое отступление окупилась...

4. В уголке и тем же цветом

Наш постоянный автор из Зеленограда К.И. Прохоренко рассказывает, как удобнее работать с карточками для фронтальной проверки. Чтобы никто из учеников не поднимал карточку перевернутой, «кверху ногами», нужно буквы, помещенные на лицевой стороне, написать в уголке и тем же цветом на обратной стороне.
Фронтальная проверка с помощью карточек будет более эффективной, если дети привыкнут поднимать их моментально, а не после того, как посмотрели, что сделали соседи. Поэтому команда к коллективному действию должна быть резкой, энергичной, звонкой (но, конечно, не грубой и не вызывающей испуга). Можно обойтись без слов, а, например, стукнуть металлической спицей по графину или хлопнуть в ладоши.

5. Искусство побеждать

Ученики Людмилы Романовны Готлиб не ошибаются в написании слова искусство. Тем, кто уже хоть раз проиграл в схватке с этим коварным словом, она советует при новой встрече с ним сразу же настроиться на победу – показать себе два пальца: V – victory – победа! И заодно, пересчитав пальцы, вспомнить: 2 буквы с – во 2-м случае.

Продолжение

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru