МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Н.ШАПИРО
См. № 4, 8, 12, 16, 18, 20, 37, 41, 45/2002 и № 4/ 2003
Полезные мелочи
1. Охота к перемене мест
Обычно порядок изучения тем нам
диктуют программы и учебники. Но иногда здравый
смысл подсказывает перестановки, которые
высвобождают время для отработки практических
навыков. Изучая части речи, лучше поближе к
началу подвинуть словообразование, тогда на
протяжении всей темы можно упражняться в
написании н и нн в прилагательных и проч.
Не страшно, если дети сначала узнают, как пишутся
суффиксы, а уже потом поймут, что с их помощью
образуются прилагательные разных разрядов.
Из тех же приблизительно соображений я в восьмом
классе начинаю заниматься вводными словами и
предложениями до изучения односоставных
предложений. Дело в том, что традиционно по
программе восьмого класса чуть ли не полгода
предлагается заниматься вопросами синтаксиса,
почти не связанными с пунктуацией, а потом на
восьмиклассников обрушиваются сразу
многочисленные пунктуационные правила, отчасти
известные из предыдущих классов, но требующие
уточнения и тренировок. В некоторых программах
разговор о вводных словах запланирован в пятом
классе, но лишь на уровне предварительного
знакомства, другие и ознакомление относят на
конец восьмого. Переставляя эту тему в начало
года, учитель получает возможность отрабатывать
важное пунктуационное правило в течение
нескольких месяцев.
В учебнике для 8-го класса Бархударова, Крючкова,
Максимова и Чешко тема «Сложноподчиненное
предложение с несколькими придаточными»
размещается в самом конце раздела, посвященного
сложноподчиненному предложению. Получается, что
ученики чуть ли не два месяца неспешно вид за
видом изучают придаточные предложения на
довольно простых с точки зрения пунктуации
примерах, а потом должны быстренько научиться
выявлять разнообразные типы связи, рисовать
громоздкие схемы, расставлять знаки. А ведь мы
знаем, как долго усваиваются правила расстановки
запятых при стечении союзов и при однородных
придаточных. Что и говорить о более сложных
конструкциях! Поэтому стоит начать составлять
схемы и знакомить с разными типами связи частей
сложноподчиненного предложения сразу же после
того, как получено понятие о придаточном
предложении. А потом, по мере изучения отдельных
видов, схемы будут становиться все более полными.
2. Не потеряешь – не найдешь....
Георгий Кондратьевич Данилов из
Санкт-Петербурга считает, что не стоит жалеть
время на уроке на занятные истории, смешные
сценки: они помогут сделать и объяснение нового
материала, и повторение изученного живым,
веселым, запоминающимся. Кажущиеся потери
оборачиваются если не стопроцентной
грамотностью, то хотя бы хорошим настроением, а
это тоже немало.
Вот два примера.
На первом уроке по теме «Деепричастие» вдруг по
классу от окна к двери бежит ученица, которую
заранее попросил об этом учитель.
Вопрос классу:
– Что сделала ученица?
– Пробежала по классу.
Появляется запись на доске: Ученица пробежала
по классу.
Ученица бежит еще раз, но не просто бежит, а при
этом подпрыгивает. На доске появляется запись: Ученица
бежит, подпрыгивая.
При сравнительном разборе выясняется, что
действий теперь два, одно – главное (пробежала),
другое – добавочное (подпрыгивая).
Класс увидел добавочное действие собственными
глазами.
Перед изучением однородных членов на доске
открывается такая запись:
Дядя Оля и Коля пошли в кино.
Дети смеются: дядя носит женское имя.
Оказывается, в предложении пропущена запятая.
Учащиеся осознают важность правильной
постановки запятой между однородными членами.
3. Раскуси-ка!
Еще один совет от Г.К. Данилова.
При закреплении темы «Частицы, пишущиеся через
черточку (дефис)» можно рассказать такую историю.
По преданию как-то в разговоре с Петром I турецкий
паша, враждовавший с Россией, достал из кармана
горсть маку и хвастливо заявил, что имеет под
своим началом столько воинских частей, сколько
зернышек на его ладони. В ответ Петр тоже порылся
в кармане и извлек всего-навсего одно зернышко
перца.
– Наше войско невелико, а попробуй раскуси-ка, –
сказал Петр.
Ответ Петра обычно вызывает сочувственный смех.
От души посмеявшись, учащиеся продолжают работу
с повышенным интересом и энергией, в частности,
отыскивают в ответе Петра частицу, пишущуюся
через черточку. Небольшая затрата времени на
такое отступление окупилась...
4. В уголке и тем же цветом
Наш постоянный автор из Зеленограда
К.И. Прохоренко рассказывает, как удобнее
работать с карточками для фронтальной проверки.
Чтобы никто из учеников не поднимал карточку
перевернутой, «кверху ногами», нужно буквы,
помещенные на лицевой стороне, написать в уголке
и тем же цветом на обратной стороне.
Фронтальная проверка с помощью карточек будет
более эффективной, если дети привыкнут поднимать
их моментально, а не после того, как посмотрели,
что сделали соседи. Поэтому команда к
коллективному действию должна быть резкой,
энергичной, звонкой (но, конечно, не грубой и не
вызывающей испуга). Можно обойтись без слов, а,
например, стукнуть металлической спицей по
графину или хлопнуть в ладоши.
5. Искусство побеждать
Ученики Людмилы Романовны Готлиб не
ошибаются в написании слова искусство. Тем,
кто уже хоть раз проиграл в схватке с этим
коварным словом, она советует при новой встрече с
ним сразу же настроиться на победу – показать
себе два пальца: V – victory – победа! И заодно,
пересчитав пальцы, вспомнить: 2 буквы с – во
2-м случае.
Продолжение
|