МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Работаем по учебнику М.В.Панова
В.А.ШАДРИНА,
г.Сургут
Контрольные работы
Диктанты и задания за курс 7-го
класса
7 класс
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
(Уровень повышенной сложности)
Повторение за курс 6-го класса.
Определение проблем в изучении учебного
материала.
Диктант
Придумайте заглавие к тексту.
Разбейте текст на абзацы.
ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА МИКЛУХО-МАКЛАЯ С
ПАПУАСАМИ
Маклай
раздвинул ветки и осмотрелся. Узкая тропинка
привела его к широкой песчаной площадке, вокруг
которой стояли хижины. Их крыши были сделаны из
пальмовых листьев, окон не было. Свет проникал в
жилище только через единственную дверь. Маклай
заглянул в одну хижину, с трудом рассмотрел в
непроглядной темноте очаг из камней, помост из
бамбука, связки перьев и раковин.
Ученый отошел от хижины на несколько шагов и
остановился на середине площадки. В
сочно-зеленой листве деревьев мирно пели птицы,
на земле колыхались тени от веток, в траве
трещали насекомые.
Маклай стоял, присматривался к незнакомым
растениям, прислушивался к пению птиц, звону
цикад, шуму стремительного горного ручья. Шорох
позади привлек его внимание. Он быстро оглянулся
и увидел темнолицего человека. Человек в
нерешительности замер на месте, потом вздрогнул
и бросился бежать.
(По А.Чумаченко)
(124 слова)
Задания (по вариантам)
1. Произведите лексический разбор слов:
I – колыхались;
II – стремительный.
2. Произведите морфемный разбор слов:
I – раздвинул;
II – прислушивался.
3. Произведите морфологический разбор
слов:
I – (к) песчаной (площадке);
II – (через) единственную (дверь);
4. Произведите фонемный разбор слов:
I – заглянул;
II – темнота.
Справка для учителя: Миклухо-Маклай
Николай Николаевич (1846–1888). Русский
путешественник, этнограф (специалист по
этнографии – науке, изучающей материальную и
духовную культуру народа). Изучал коренное
население Юго-Восточной Азии, Австралии и
Океании (1870–1880-е годы), в том числе папуасов
северо-восточного берега Новой Гвинеи (ныне
Берег Миклухо-Маклая). Выступал против расизма и
колониализма. (БСЭ)
Диктант
(Первый уровень сложности)
СТЕПАН И ФУНТИК
Во дворе,
среди курчавой гусиной травы, стояла деревянная
миска с мутной водой – в нее бросали корки
черного хлеба для кур. Фунтик (такса) подошел к
миске и осторожно вытащил из воды большую
размокшую корку.
Сварливый голенастый петух, прозванный Горлачом,
пристально посмотрел на Фунтика одним глазом.
Потом повернул голову и посмотрел другим глазом.
Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом,
среди бела дня происходит грабеж.
Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились
кровью, внутри у него что-то заклокотало, как
будто в петухе гремел далекий гром... Петух
разъярился.
Стремительно и
страшно, топая мозолистыми лапами, петух
помчался на Фунтика и клюнул его в спину... Фунтик
выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем
бросился в отдушину под дом.
(К.Паустовский)
(118 слов)
Задания (по вариантам)
1. Найдите любое предложение с
однородными членами, разберите его по членам
предложения (I, II).
2. Произведите морфологический разбор слов:
I – посмотрел; II – голенастый.
3. Разберите слова по составу:
I– гусиная, вытащил;II – разъярился,
мозолистые.
ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА
(I полугодие)
Прочитайте и спишите текст без
орфографических и пунктуационных ошибок.
Озаглавьте текст.
По
городу стали распастраняться самые невероятные
слухи.
Одни говорили что на дароги к Зеленому городу
поселилась баба Яга – костяная нога, которая
поедает всех кого увидет. Другие гаварили что это
не баба Яга, а Кощей Бесмертный. Третьи спорели и
доказовали, что кощеев бесмертных небывает а это
трехголовый дракон а поселился он не на дороги а
в самом Зеленом городи. Каждый день этот дракон
седает по одной малышки а когда в городи
поивляица малыш, то седает малыша потому што
малышы лучше малышак.
После того как поивилась басня про этои
трехголоваго дракона, никто из змеевских жителей
неотваживался отправица в город к малышкам и
разъузнать, что там делаица. Однако в скорам
времини нашолся смельчак... Он сказал что очень
веноват перед малышками и теперь его мучет
совесть. Поэтому он хочет загладеть свою вену –
пойдет к ним в город и плюнит этому дракону прямо
на хвост, после чево дрокон якобы подохнит и
прикратит свои беззобразия... Гвоздик ушол.
Некатарыи жытели очень желели его, заранее
оплакевали... Гвоздик, как и следывало ожыдать
невернулся и тагда все в горади паверили слухам о
дракони о каторам стали расказывать самые
сверхьестественныи не былици. Каждый из
рассказывающих пребавлял этаму дракону паадной
галаве, так што он пастипенно из трех головова
привратился в стоголового.
(Н.Носов)
Задания (по вариантам)
1. Определите стиль речи. Приведите
доказательства из текста.
2. Подберите синонимичные фразеологические
обороты из текста к данным словам (по вариантам):
I – ему стыдно; II – исправиться.
3. Определите разряд по значению и
грамматические признаки прилагательных:
I – невероятные (1-е
предложение); II – бессмертных (4-е
предложение).
4. Выпишите из текста:
I – 2 глагола 1-го продуктивного
класса; 1 глагол 5-го или 2-го продуктивного класса
и 1 глагол непродуктивного класса;II – 2 глагола
4-го продуктивного класса, 1 глагол 5-го или 2-го
продуктивного класса, 1 глагол непродуктивного
класса.
5. Обозначьте в тексте:
I – 3 переходных глагола;
II – 3 непереходных глагола.
6. Выполните словообразовательный
разбор глаголов:
I – уговаривать;
II – рассказывать.
7. Выполните фонемный разбор слов,
проследив путь от звука к букве:
I – поселился;
II – загладил.
8. Выпишите из данного ниже текста
подчеркнутые словосочетания, записывая
числительные прописью.
Митрофанушка Простаков съел за ужином
«три ломтика солонины, да подовых, не помню, пять,
не помню, шесть», и запил это кувшином кваса.
Нынешнему читателю это мало что говорит о
количественной стороне дела, а в XVIII веке и в
начале XIX диалог об ужине Митрофана шел под
непрерывный хохот, ибо за этими словами (три
ломтика солонины, пять-шесть подовых, кувшинец
кваса) стояли конкретные, хорошо всем знакомые
реалии.
Ломтик (по выражению Митрофанушки) – это
официальная кухонная мера – ломоть
означал кусок толщиной в 2,5 сантиметра,
отрезанный во все сечение каравая, окорока,
тонкого края солонины.
В данном случае три ломтика равны примерно
600–700 граммам мяса.
Слово подовый означает пирог размером
примерно 20ґ10 сантиметров, который достигал 409
граммов веса, так что шесть подовых были
общим весом примерно в 2,5 килограмма.
Таким образом, Митрофанушка, 16-летний недоросль,
съел на ужин около 3 килограммов жирных
пирогов, а всего 8,5 – 9 килограммов жирной
пищи и запил это 5 литрами хлебного кваса.
(Из книги В.В. Похлебкина «Кушать
подано»)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
(итоговая, II четверть)
Диктант
Мы выбрались к реке. Мы счистили всю
грязь и тину, которые облепили нас со всех сторон.
Мы выполоскали одежду, и, пока она сохла на
раскаленном песке, мы купались.
И все рыбы с ужасом умчались прочь в свою
глубокую глубину, когда мы с хохотом взбивали
сверкающие пенистые водопады.
И черный усатый рак, которого я вытащил из его
подводной страны, ворочая своими круглыми
глазами, в страхе забился и запрыгал; должно быть,
впервые увидал такое нестерпимо яркое солнце и
такую нестерпимо рыжую девчонку. И тогда,
изловчившись, он злобно хватил Светлану за палец.
С криком отбросила его Светлана в самую середину
гусиного стада. Шарахнулись в стороны глупые
толстые гусята.
Но подошел сбоку старый серый гусь. Много он
видел и пострашней на свете. Скосил он голову,
посмотрел одним глазом, клюнул – тут ему, раку, и
смерть пришла.
(А.Гайдар. Голубая чашка)
(131 слово)
Задания
1. Выпишите все глаголы несовершенного
вида. Почему их так мало?
2. Выпишите из текста глаголы и покажите
соотношение формообразующих основ:
I – 2 глагола 4-го продуктивного класса
и 1 глагол 5-го продуктивного класса;
II – 2 глагола 1-го продуктивного класса, 1 глагол
5-го продуктивного класса.
3. Найдите и укажите в тексте 2
переходных и 2 непереходных глагола.
4. Найдите признаки сказочного стиля.
5. Подберите синонимы к слову хватил.
6. Сравните значения однокоренных слов видал
и увидал. Являются ли они видовой парой?
Как образовалось слово увидал? Укажите
стрелками, что от чего образовалось: видел,
видал, увидел, увидал.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
«ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»
Диктант
Я полагаю, что золотоволосый малыш
прибыл с безызвестной планетки под номером
шестьсот двенадцать. В тысяча девятьсот девятом
году ее приметил один турецкий астроном. Но ему
не поверили, так как он был одет по-турецки.
Почему взрослые так любят цифры? О твоем лучшем
друге они не спросят главного, зато
поинтересуются: «Ему уже двенадцать лет? Он весит
пятьдесят килограммов? А сколько зарабатывает
его отец?». И после этого они воображают, что
узнали человека.
Они останутся невозмутимыми, если им скажешь: «Я
обнаружил чудесный бело-розовый домик с четырьмя
пресмешными котятами на порожке». Им надо
сказать: «Я видел дом за триста тысяч франков».
Тогда они восклицают: «Какая красота!». Маленький
Принц недоумевал, встречая таких людей.
(По А. де Сент-Экзюпери)
(106 слов)
Задания
1. Озаглавьте текст.
2. Разделите в процессе записи текст на абзацы.
3. Подчеркните ключевое слово.
4. Укажите разряд (по составу) числительных в
1-м абзаце (I вариант), во 2-м абзаце (II вариант).
5. Найдите средства создания иронии в 3-м абзаце (I
вариант), во 2-м абзаце (II вариант).
6. Любое предложение с прямой речью перестройте
по схеме: [«П», – а].
7. Запомните правописание наречия по-турецки.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
«ГЛАГОЛ»
Диктант
В начале 1812 года я спешил в Вильну, где
находился наш полк. Приехав однажды на станцию
поздно вечером, я велел было поскорее
закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная
метель, и смотритель и ямщики советовали мне
переждать. Я их послушался, но непонятное
беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня
так и толкал. Между тем метель не унималась; я не
вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в
самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою, что
должно было сократить нам путь тремя верстами.
Берега были занесены; ямщик проехал мимо того
места, где выезжали на дорогу, и таким образом
очутились мы в незнакомой стороне. Буря не
утихала; я увидел огонек и велел ехать туда. Мы
приехали в деревню; в деревянной церкви был
огонь. Церковь была отворена; за оградой стояло
несколько саней, по паперти ходили люди. «Сюда!
сюда!» – закричало несколько голосов. Я велел
ямщику подъехать.
(А.Пушкин. Метель)
(138 слов)
Задания
1. Озаглавьте текст и подчеркните
ключевые слова.
2. Приведите 1–2 примера тропов и объясните их
роль в тексте.
3. Выполните фонемный разбор слов:
I – стояло; II – приехали.
4. Выполните морфологический разбор
слов:
I – 1812 (года), закладывать, непонятное;
II – поскорее, (не)унималась, (в)церкв_.
5. Подберите видовую пару, определите
класс глаголов:
I – поднялась, приказал;
II – сократить, (не)утихала.
6. Найдите и выпишите глаголы в форме
страдательного залога. (Не перепутайте их с
другими частями речи.) С какой целью их
употребляет автор?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
«ГЛАГОЛ»
Диктант
Любовь к книге прививается с детства. В
доме должны быть книги – они освещают жилище.
Книге предназначено быть спутником человека.
Книжный шкаф в комнате не просто собрание книг,
пусть даже отлично изданных, это то, чем живешь,
что учит и ведет за собой. Ведь даже в гости
приглашаешь именно тех, с кем испытываешь
потребность общения.
Книги, как и друзей, надо избирать глубоко по
душевной склонности, памятуя, что именно книге
свойственно особое постоянство: любимая книга не
изменит и вернется именно в ту минуту, когда
человек особенно нуждается в поддержке.
(В.Лидин)
(86 слов)
Задания
1. Озаглавьте текст.
2. Разделите текст на абзацы.
3. Подчеркните ключевые слова.
4. Выпишите из текста 2 глагола I спряжения и
2 глагола II спряжения, определите
грамматические признаки: класс, вид, время,
переходность.
5. Выпишите предложение, в котором глаголы
употреблены в обобщенно-личном значении.
6. Приведите примеры метафор из текста. Объясните,
как вы их понимаете. Для чего автор их
употребляет?
7. Произведите фонемный разбор слов:
I – освещают, II – избирать.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
«ДЕЕПРИЧАСТИЕ»
I. Грамматические сочинения по выбору
учащихся:
1. Словесный портрет Деепричастия, его
биография.
2. Грамматические сказки:
– «О важной роли Деепричастия в жизни
его отца Глагола».
– «О родстве душ Причастия и Деепричастия».
– «О взаимоотношениях Деепричастия с Не».
– «О том, как Деепричастие подчеркивает запятыми
свое добавочное значение».
II. Задания
1. Укажите признаки, унаследованные
деепричастием от глагола и наречия.
2. Распределите деепричастия отметив, смеясь,
слыша, осмыслив, звуча, выросши, вылетая,
осознавши, будучи, знаючи, принесши в две
колонки, выделяя суффиксы. Озаглавьте колонки.
3. Расставьте знаки препинания, выделяя
деепричастия и деепричастные обороты, ставя
вопросы от глагола, к которому они относятся.
1) Соскучившись хотел было уже уходить
но закинув удочку в последний раз поймал
маленького дельфина. 2) Рыбу я ел вяленою
просушивая ее на солнце. 3) Проснувшись
почувствовал я себя гораздо бодрее. 4) Утром взял
Библию раскрыл ее на новом месте и сосредоточив
свое внимание начал читать. 5) С этого времени
положение мое оставаясь внешне таким же
бедственным стало казаться мне гораздо более
сносным.
(Д.Дефо)
4. Раскройте скобки:
I – (не)говоря (ни)слова; громко
(не)годуя; (не)стараясь (ни)кого убедить; (не)умея
довести дело до конца; (не)уговорившись на берегу,
(не)езди за реку.
(Не)видевши медведя, следов его (не)бойся.
II – (не)сомкнув глаз; (не)решаясь
сказать об этом; (не)навидя всех и вся;
(не)причиняя (ни)кому зла; (не)поворчав, кошка
куска (не)съест.
(Не)проверивши слуха, (не)доноси его до чужого уха.
5. Вставьте пропущенные буквы.
I – постро_в дом, посмотр_в вверх,
обид_вшись на друга, почу_в добычу, громко зала_в;
колыха_сь, поднимаются со дна; молчал, потуп_
глаза.
II – увид_в корабль, возненавид_в людей,
во всем завис_ от родителей, услыш_в разговоры,
уничтож_в все следы; помедл_в, что-то подумал.
6. Исправьте грамматические ошибки в
конструкции предложений с деепричастными
оборотами.
I – Подходя к калитке, ему было слышно,
как пробило десять часов.
Услышав пароль, Жермену стало ясно, кто перед ним,
и он поклонился.
II – Написав письмо, г-ну де Тревилю
следовало запечатать его.
Проделав какое-то вращательное движение, плащ
закутал д’Артаньяна с ног до головы.
(По мотивам А.Дюма)
7. Выполните синтаксический разбор
предложения и морфологический – выделенных
слов.
I – Не желая быть многословным,
скажу, что, взяв к себе на корабль нескольких
новых матросов, мы приплыли благополучно в
Бристоль.
(Р.Стивенсон)
II – Пожалуй, сказку ты начни
Про прежние златые дни,
И я, припомнив старину,
Под говор слов твоих засну.
(М.Лермонтов)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
«НАРЕЧИЕ»
Диктант
Позади большого дома был старый сад,
уже одичавший, заглушенный бурьяном и
кустарником.
Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой. От
прежних цветников уцелели одни пионы и маки,
которые поднимали из травы свои белые и
ярко-красные головки. По дорожкам росли молодые
клены и вязы, уже ощипанные коровами. Было густо,
и сад казался непроходимым, но это только вблизи
дома, где стояли тополи, сосны и старые
липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей, а
дальше за ними расчищали сад для сенокоса, и тут
уже не парило, и паутина не лезла в рот и глаза.
Чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на
просторе вишни, сливы, раскидистые яблони и
груши, такие высокие, что даже не верилось, что
это груши.
(По А.Чехову)
(116 слов)
Задания
1. Укажите падеж, число, род причастий.
Определите вид глагола, от которого они
образованы.
2. Подчеркните наречия как члены предложения.
3. Сделайте словообразовательный разбор слов:
I – расчищали, уцелевшие; II
– сенокоса, дорожкам.
4. Выполните морфологический разбор
слов:
I – парило, дальше; II – на просторе,
вблизи.
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА III
ЧЕТВЕРТЬ
Диктант
Озаглавьте текст, разбейте на абзацы.
После многодневной непрекращающейся
осады весна ворвалась в город. Рушились
подточенные солнцем снежные валы и крепости,
воздвигнутые ребятишками, а в лужах терпели
бедствие бумажные флотилии, дымились еще не
очищенные от снега скаты темно-серых крыш; грачи,
словно минеры, озабоченно прощупывали длинными
белыми носами нестаявший снег.
Зима отступила в сады, укрылась за сараями и
заборами и только по ночам осмеливалась на
вылазки, перехватывала морозцем ручьи.
Под всеми крышами барабанила капель, во всех
дворах звенели детские голоса, а над домами и
дворами, над улицами и перекрестками выписывали
виражи грачи, не смолкавшие ни на одну минуту.
За городом уже пестрело от проталин. Чернели
гребни прошлогодней пахоты, бурели пролысины
старой травы. Солнце плавило остатки снега, и
воздух звенел от стеклянного шороха бессчетного
множества подтаивавших льдинок, от стекающей
капля за каплей где-то в тайниках сугробов талой
воды.
(По Е.Носову)
(129 слов)
Задания
1. Выделите причастный оборот:
I – не обозначенный запятыми;
II – обозначенный запятыми.
2. Выпишите любое предложение с
причастным оборотом, переделайте его в
синонимичное сложное предложение.
3. Найдите 3–4 слова, употребленные в переносном
значении; выпишите словосочетания, в которые они
входят. Составьте словосочетания, в которых эти
слова употреблены в прямом значении.
4. Найдите причастие:
I – образованное от глагола
совершенного вида II спряжения;
II – образованное от глагола совершенного вида I
спряжения.
5. Обозначьте морфемы в словах:
I – воздвигнутые, очищенные, минеры;
II – перекрестками, подтаивавших, прощупывали.
6. Выполните фонемный разбор слов:
I – отступила;
II – рушились.
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Диктант
Озаглавьте текст.
На дне лодки я нашел половину старого
весла и кое-как после долгих усилий причалил к
берегу. Пробираясь берегом к своей хате, я
невольно всматривался в ту сторону, где накануне
слепой дожидался ночного пловца. Луна уже
катилась по небу, и мне показалось, что кто-то в
белом сидел на берегу. Я подкрался, подстрекаемый
любопытством, и прилег в траве под обрывом
берега. Высунув немного голову, я мог хорошо
видеть с утеса все, что делалось внизу, и не очень
удивился, а почти обрадовался, узнав мою русалку.
Она выжимала морскую воду из длинных волос своих.
Скоро показалась лодка вдали, и из нее, как
накануне, вышел человек в татарской шапке, но
острижен он был по-казацки, а за ременным поясом
торчал большой нож.
(По М.Лермонтову)
(115 слов)
Задания
1. Подчеркните ключевые слова.
2. К какому стилю относится текст? Напишите об
основных особенностях и признаках стиля.
3. Определите тип речи. Обоснуйте свое мнение.
4. Луна катилась по небу. Определите вид тропа.
Почему в тексте очень немного
изобразительно-выразительных средств?
5. Поставьте глагол подкрасться в форму
настоящего и будущего времени. Образуйте от
данного инфинитива все возможные
непредикативные глагольные формы.
6. Выполните синтаксический разбор:
I – 4-го предложения;
II – 1-го предложения.
7. Выделите в тексте союзы и и
определите, какие из них соединяют однородные
члены, а какие – простые предложения.
8. Определите вид деепричастий и обозначьте
суффиксы, с помощью которых они образованы.
9. Выполните морфологический разбор:
I – (кое)как, подстрекаемый;
II – (к)своей, скоро.
10. Выполните морфемный разбор:
I – всматривался, любопытством,
татарской;
II – дожидался, накануне, ночного.
11. Выполните фонемный разбор:
I – причалил;
II – пробираясь.
Из 11 заданий учащиеся должны
выполнить 8. Для обязательного выполнения – № 1, 2,
3, 4, 9, 11.
Публикация статьи произведена при поддержке компании «Экспресс НТС-ЭКО». Посетив сайт компании, который располагается по адресу http://www.techtrends.ru/catalog/eaton/pusk_i_zatschita_elektrodvigatelej/puskateli/, Вы сможете заказать необходимое оборудование, не отходя от экрана компьютера. «Экспресс НТС-ЭКО» находится на рынке промышленной автоматизации с 1995 года и является официальным дистрибьютором корпорации «Omron». Более того, компания «Экспресс НТС-ЭКО» занимается продажей и обслуживанием пускателей «Moeller» и другого оборудования от торговых марок «SIemens», «Delta» и «ABB» . «Экспресс НТС-ЭКО» гарантирует индивидуальный подход к каждому клиенту, а также быструю доставку в любую точку России.
|