ТЕСТ. ТЕСТ. ТЕСТ
Т.Н.РОГОВИК,
Центральный округ,
г.Москва
Окружной педагогический мониторинг
Тестирование по русскому языку
Контроль в виде тестирования
приобретает широкое распространение. Тестовая
форма проверки качества знаний учащихся
экономична по времени, позволяет включить в
задания требования стандарта. К тому же в
эксперименте по проведению Единого
государственного экзамена участвует множество
городов Российской Федерации, а основная часть
содержания ЕГЭ представлена в форме тестов.
Чтобы узнать и зафиксировать реальный уровень
подготовки по русскому языку, целесообразно
ежегодно проводить тестирование в декабре и
апреле в 5-, 7-, 9-х классах. Декабрьская диагностика
отражает уровень усвоения образовательных
стандартов:
в 5-м классе – на основе базовых
знаний, полученных в начальной школе;
в 7-м классе – на этапе завершения
курса орфографии;
в 9-м классе – на момент завершения
курса основной школы.
Цель апрельского тестирования –
выявить степень усвоения материала, заложенного
в декабрьских тестах и изученного позже.
Задания тестов разработаны в соответствии с
Обязательным минимумом содержания образования,
программными требованиями (программа М.Т.
Баранова). Время проведения тестирования – 45
минут.
Систематическое рубежное тестирование дает
возможность учителям узнать, насколько хорошо
усвоены отдельные темы курса, и позволяет более
точно скорректировать работу по повторению и
закреплению правописных и коммуникативных
навыков, подготовить учебный материал.
Администрация школы, ежегодно проводя
тестирование и анализируя его результаты,
выявляет, как усвоены определенные темы курса в
процентном отношении, устанавливает средний
процент выполнения требований стандарта по
классу, по параллели, по школе.
Систематическое тестирование – это и получение
информации, и обратная связь, и возможность
сравнения реально полученных результатов с
ожидаемыми. Это важная составляющая в
планировании образовательного процесса.
Дорогие ребята! Вам предстоит ответить на
вопросы теста. У каждого задания есть варианты
ответов, помеченные цифрами. Прочитайте задание.
Сначала все задания выполните простым
карандашом прямо на этих страничках, затем
выберите из предложенных ответов верный и
обведите его кружком. Помните, что при выполнении
каждого задания у вас может быть только один
верный ответ. Будьте внимательны!
5 класс
Декабрь
Задание 1. Укажите слово, в
котором звуков больше, чем букв.
1) краска, 2) клочья, 3) красивой, 4) колея,
5) колос, 6) крутил.
Задание 2. Укажите слово, в
котором ударение падает на первый слог.
1) каучук, 2) рапорт, 3) партер,
4) фарфор.
Задание 3. Укажите глагол в
ряду данных слов.
1) сказуемое, 2) безударные, 3) с тобой, 4)
из-за, 5) морфема, 6) обозначишь.
Задание 4. Укажите
существительное в творительном падеже.
1) на площади, 2) во дворце, 3) над
башней, 4) по коридору, 5) на аэродром.
Задание 5. Вставьте пропущенные
гласные.
Подм_сти, л_ловая, перек_пать, ба_нист,
пров_ниться, нас_ление.
Варианты ответов: 1) е, и, о, я, е, е;
2) е, и, о, и, и, е; 3) е, и, о, я, и, е.
Задание 6. Укажите строчку, в
каждом слове которой на месте пропуска пишется
буква т:
1) мес_ный, горес_ный, чес_ность,
опас_ность, прекрас_ный;
2) извес_ный, завис_ливый, ненас_ный, трос_никовый,
крепос_ной;
3) корыс_ный, ус_ный, ужас_ный, напрас_ный, ярос_ный;
4) несчас_ный, прелес_ный, вкус_ный, искус_ный,
счас_ливый.
Задание 7. Найдите слово с
орфографической ошибкой:
1) ворошыть, 2) жидкость, 3) пушинка, 4)
возложили.
Задание № 8. Укажите строчку, в
каждом слове которой на месте пропуска пишется разделительный
мягкий знак:
1) бур_ян, лис_я, крюч_я, солов_и, шалун_я,
в_езжать;
2) скам_я, в_юнки, пастуш_я, б_ется, с_емка, об_езд;
3) л_ю, попад_я, об_явить, клоч_я, об_единить, свин_я;
4) лад_я, в_юга, бел_ё, лукомор_е, мурав_ишка, л_ется.
Задание 9. Укажите строчку, в
каждом слове которой на месте пропуска пишется
буква е.
1) Играть на роял_, отдыхать в отпуск_,
вспорхнуть с веточк_ сирен_.
2) Быть на стройк_, плыть в океан_ на шхун_, сказать
Валюшк_.
3) На длинной ше_, вынуть из книг_, увидеть на
страниц_ повест_.
Задание 10. Укажите строчку, в
которой ни в одном слове на месте пропуска после
шипящих не пишется мягкий знак.
1) Много задач_, плащ_, плющ_, сургуч_,
вещ_, рож_, фальш_.
2) Врач_, шалаш_, нет луж_, овощ_, мимо дач_, ландыш_.
3) Толщ_, пять туш_, мелоч_, гараж_, пустош_, ноч_, реч_.
Задание 11. Укажите, в каком слове
безударная гласная проверяется словом годный:
1) годовой, 2) года, 3) годовалый, 4)
годиться.
Задание 12. Укажите строчку, в
которой все слова пишутся слитно.
1) (у)нас, (у)ехал, (у)ваших, (у)учителя,
(у)казатель, (у)троить;
2) (по)дороге, (по)давать, (по)тебе, (по)вар,
(по)добрать, (по)улице;
3) (из)подвала, (из)вечный, (из)ворот, (из)вестить,
(из)ворачиваться;
4) (за)навес, (за)поведь, (за)скочить, (за)горелый,
(за)вернуть, (за)дание.
Задание 13. Укажите предложение, в
котором подлежащее выражено местоимением.
1) На летние каникулы в гости к нам
приехали друзья.
2) Два братца друг на друга глядят, а вместе не
сойдутся.
3) Осенью мы долго гуляли по пустынным аллеям
парка, собирали осенние листья.
4) Лена положила книгу в шкаф и забыла про нее.
Задание 14. Укажите предложение с
однородными подлежащими.
1) Дождь стучал по крыше, трепал листья
в саду, плескался на дворе в лужах.
2) Пушистый снег закрывает дома, столбы, деревья
белой пеленой.
3) На юг улетают журавли, скворцы, грачи.
4) Подолгу лежит на скатах крыш, на перилах
балкона иней.
5 класс
Апрель
Задание 1. Вставьте
пропущенные гласные.
Выск_зать предпол_жение, обр_стать
бор_дой, распол_гаться около гард_роба, ув_дание
р_сточков.
Варианты ответов: 1) а, о, а, о, о,
и, я, о; 2) а, о, а, а, и, е, е, о; 3) а, о, а,
о, а, е, я, о.
Задание 2. Укажите строчку, в
каждом слове которой на месте пропуска пишется
буква з.
1) Бе_вкусный, ра_щелина, прово_гласить,
во_создать, ра_цвет, (с,з)десь;
2) и_зябнуть, во_вестить, ра_жимать, бе_цельный,
ра_свет, в_виться;
3) (з,с)жать, ра_щедриться, ни_вергнуть, и_сушить,
в_плеск, во_ход;
4) ра_звонить, во_можности, и_вержение,
бе_размерный, чре_мерный.
Задание 3. Укажите, каком
слове безударная гласная в корне проверяется
словом речь.
1) Речевая, 2) речная, 3) речник, 4) речушка.
Задание 4. Укажите строчку, в
каждом слове которой на месте пропуска нужно
писать разделительный мягкий знак.
1) Обез_яна, суд_я, в_ехать, в_юга, с_емка,
л_ется, под_ем;
2) бур_ян, п_ю, солов_иный, из_явить, зав_южить, б_ет,
под_ехать;
3) клоч_я, руч_и, зуб_я, в_юнок, колос_я, комп_ютер,
кол_я;
4) п_ет, в_езд, об_явление, раз_единить, звер_е, коп_е,
об_езд.
Задание 5. Укажите строчку, в
каждом слове которой на месте пропуска пишется
буква и.
1) Идти к башн_ крепост_; ехать от деревн_
к деревн_; писать на обложк_ тетрадк_; подъехать к
станци_ на мотоцикл_; жить в Япони_;
2) размышлять о названи_ книг_; узнать о
родственниц_ подруг_; отправить письмо Анн_ от
Наталь_; побывать в Сибир_, в Ази_;
3) учиться в гимнази_; сказать Волод_ о решени_;
идти по дорожк_ вдоль изгород_; узнать об
увлечени_ Юли_; участвовать в посадк_ акаци_;
4) сообщить Натали_ о нарушени_; передвигаться от
станци_ к станци_; скрываться в зелен_ алле_; не
найти ни капл_ краск_; стой на лини_.
Задание 6. Укажите строчку, в
каждом слове которой на месте пропуска пишется
мягкий знак.
1) Поскользнеш_ся, ветош_, нет хранилищ_,
камыш_, испеч_, сжеч_;
2) подстрич_, пять задач_, мелоч_, помощ_, багаж_,
плащ_, реч_;
3) спрячеш_ся, молодеж_, подстереч_, электропеч_,
фальш_, прилеч_;
4) москвич_, глуш_, неуклюж_, запряч_, мимо пастбищ_,
клич_.
Задание 7. Укажите строчку, в
каждом слове которой пишется буква о.
1) Калач_м, ш_рох, ж_рдочка, солнц_м,
ж_рнов, днищ_м;
2) алыч_й, крыж_вник, кольц_м, ш_ссе, гараж_м, парч_й;
3) ч_лка, пальц_м, стуж_й, ш_в, ш_лковый, плащ_м;
4) ч_рточка, дворц_м, саж_й, ж_лоб, грач_м, ш_колад.
Задание 8. Укажите
предложение с ошибкой в обозначении
грамматической основы.
Задание 9. Расставьте знаки
препинания и укажите сложное предложение.
1) С самого утра в воздухе кружились
игольчатые снежинки но к обеду растаяли.
2) Весна разломала льды понесла их по рекам и
разлила свои воды по полям.
3) Загадочная тишина царит вокруг но
настороженное ухо всегда отличит массу звуков.
4) В первый день щенок утащил у хозяина новый
сапог и отъел кусок голенища.
Задание 10. Укажите
предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Тонкой змейкой перебежал с кострища
живой огонек и скрылся во мху, в сухой хвое, в
листве.
2) Все влечет, веселит мои взоры: золотая пчела на
цветке, разноцветные крылья бабочек, и прыжки
воробья на песке.
3) В лесу водилось множество всякой дичи:
глухарей, рябчиков, куропаток.
4) Дождь стучал по крыше, трепал листья в саду,
плескался на дворе в лужах.
7 класс
Декабрь
Задание 1. Укажите слово, в
котором ударение падает на второй слог.
1) Прибыл, 2) средствами, 3) украинский, 4)
красивее.
Задание 2. Укажите
словосочетание, в составе которого числительное
употреблено в неправильной форме.
1) Шестьюдесятью книгами,
2) более девяноста папок,
3) сороками листами,
4) о полутораста тоннах.
Задание 3. Укажите безличный
глагол.
1) Лелеять, 2) каяться, 3) рассердиться, 4)
бежать, 5) преобразить, 6) смеркаться.
Задание 4. Укажите сложное
предложение, в котором неверно расставлены знаки
препинания.
1) Сыплет дождик большие горошины,
рвется ветер, и даль нечиста.
2) Поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул
и брызнула туча, и сразу разошлась дождем.
3) Я шел, приближался к лесам, и горы вырастали все
мрачней и величавее, и в пролеты между их
вершинами валился густой туман.
Задание 5. Вставьте
безударные гласные и выберите правильный ответ.
Преобл_дать, укр_титель,
провозгл_шение, разъ_снить, подкр_пление,
изб_ратель.
1) а, о, а, я, и, и; 2) а, о, о, я, е,
е; 3) а, о, а, и, е, и; 4) а, о, а, я, е, и.
Задание 6. Укажите слово с
приставкой, оканчивающейся на букву з.
1) Во_вести, 2) ни_провергать, 3) бе_ценный,
4) (з,с)бежать, 5) и_сохнуть, 6) ра_потрошить.
Задание 7. Укажите слово, морфемный
состав которого соответствует схеме
1) Обрывистый, 2) ослабевать, 3) островки,
4) ошеломить.
Задание 8. Укажите строчку, в
которой на месте пропусков нужно писать только
букву е.
1) Прослуша_шь, пая_т оловом, он
высматрива_т, побеспоко_мся;
2) движ_тся колонна, дым стел_тся, цветок увяда_т,
она задерж_тся;
3) она леле_т, засия_шь от радости, брызж_т веселье,
закашля_те;
4) намел_т муку, ответ_шь на вопрос, поищ_м его,
закручива_те кран.
Задание 9. Укажите строчку, в
которой все слова с не могут писаться слитно.
1) (Не)глупый, (не)опытность, света
(не)взвидел, (не)играл бы;
2) (не)широкий; (не)поддельный, а искренний; платье
(не)ситцевое, (не)дам;
3) (не)проглядная тьма, (не)ряха, (не)хожу, вовсе
(не)интересная, (не)злой;
4) (не)ясный, (не)настье, (не)решительность,
(не)истовствовал.
Задание 10. Укажите строчку, в
которой на месте пропусков нужно писать только
букву е.
1) В штормящ_м море, на утренн_й зорьке, в
син_м небе, за виднеющ_мся лесом;
2) в последн_м вагоне, за бескрайн_м полем, на
раскачивающ_йся березке, шумящ_м потоком;
3) во вспыхнувш_м пламени, с искренн_й
благодарностью, по осенн_му лесу, по тончайш_му
кружеву;
4) на весенн_м празднике, из сладчайш_го сока,
прежн_м курсом, о хранящ_мся письме.
Задание 11. Укажите строчку, в
каждом слове которой пишется одна буква н.
1) Письмен_ая, зеле_ный, деревян_ый,
ветрян_ой, клюквен_ый, балкон_ая;
2) львин_ый, платян_ой, серебрян_ый, хворостян_ой,
прян_ый, тигрин_ый;
3) цен_ый, фонтан_ый, таможен_ый, тетеревин_ый,
бан_ый, старин_ый;
4) стрекозин_ый, безветрен_а, сон_ый, овсян_ое,
ржан_ой, плен_ый.
Задание 12. Укажите строчку, в
каждом слове которой на месте пропуска пишется
буква о.
1) Щелч_к, грош_вый, мальч_нка, плющ_м,
тираж_м, за мельниц_й;
2) алыч_вый компот, сундуч_к, боч_нок, камыш_вый, за
границ_й, языч_к;
3) кулич_м, пунц_вый, распаш_нка, каланч_й, галч_нок,
парч_вый занавес;
4) меч_м, пальц_м, саженц_вый, корневищ_м, с душ_ой,
под душ_м.
Задание 13. Укажите
предложение, в котором обращение выделено
знаками препинания неверно.
1) Как я люблю, товарищ мой, весны
роскошной появленье...
2) Ты не пой, косарь, про широку степь!
3) Широко ты, Русь, по лицу земли в красе
царственной развернулася.
4) Ты, ветер утренним дыханьем счастливый парус
напрягай!
Задание 14. Прочитайте текст,
укажите тип речи.
Москва, открывавшаяся путникам с
холма, представляла собою впечатляющее зрелище.
На неизмеримом пространстве чернела громада
домов, над ними поднималось бесчисленное
множество глав церквей и колоколен. Выше всех
вздымался Кремль – жилище великого государя. И
кремлевская стена, и церкви за нею были сложены
из белого камня. Вот почему с тех давних пор и
называют Москву белокаменной.
Варианты ответа:
1) рассуждение, 2) описание,
3) повествование, 4) описание с рассуждением.
Продолжение в № 10/2003
|