Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2003

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Здравствуйте, уважаемая редакция «Русского языка»!
Пишет вам ваш постоянный читатель – Михайлова Валентина Михайловна. Живу я в сельской местности. Ваше приложение – большое подспорье в моей работе. К сожалению, сельский учитель лишен многого: сельские библиотеки бедны, до города далеко, да и дорого. И вот единственный выход – подписка.
Работаю я в национальной школе, где русский язык является неродным языком обучения. С сожалением приходится констатировать такой факт: с каждым годом на изучение русского языка отводится в нерусских школах все меньше и меньше часов. В начальных классах, например, русскому языку ученики могут обучаться в течение 7 часов в неделю. И все. Преподавание других предметов ведется на родном языке. Дальше от класса к классу количество часов, отведенных на изучение русского языка, уменьшается.
И вот после окончания школы ученик, обучавшийся по программе национальных школ, наравне с лицеистами, гимназистами, с русскоязычными школьниками должен выдержать ЕГЭ по русскому языку. Разве это справедливо?
Для русских школ разработано большое количество учебников. А что же предлагают ученые национальной школе? Один-единственный утвержденный учебник для каждого класса, качество которого оставляет желать лучшего. Где же выход? Выход прост: использовать то, что наработано для русских школ.
Очень мне нравятся книги авторского коллектива Г.Г. Граник, Л.А. Концевой, С.М. Бондаренко. Вот и книга этого авторского коллектива «Когда книга учит», написанная живым, образным языком, стала для меня опорой в обучении школьников навыкам самостоятельной работы с учебной книгой. Подобные книги я называю книгами для ума и сердца.
Предлагаю вашему вниманию урок, проведенный по этой книге в 7-м классе в конце I четверти. Один из нескольких. Хочется особо выделить то, что проводилась не эпизодическая, а целенаправленная работа. В конце плана-конспекта урока привожу небольшие выдержки из сочинений учеников. Они несовершенны. Прошу отнестись к ним с пониманием. Очень трудно ученику, думающему на родном языке, выразить свои мысли на русском языке.
Моим ученикам очень нравится такая работа. Во-первых, они учатся самостоятельно добывать знания; во-вторых, обогащают свой словарный запас.
Надеюсь, включат работу с книгой в свою практику учителя, работающие в сельских школах. Я не уверена в том, что наши учителя имеют в своих личных библиотеках эту книгу. Значит, у них появится повод «достать» ее. К сожалению, должна признаться в том, что новые учебные пособия, выпускаемые этим авторским коллективом, мне не удалось приобрести.
С уважением,

Валентина Михайловна Михайлова

В.М. МИХАЙЛОВА,
Республика Чувашия


Тема урока: «Выделение главной мысли в тексте»

7 класс

Цель: развитие навыков выделения главной мысли в тексте.

ХОД УРОКА

I. Повторение.

(Удивительно, как быстро мы забываем. Единственный способ удержать знания в памяти – это повторение.)

– Умение самостоятельно работать с учебником и любой другой книгой необходимо не только тогда, когда вы сидите за партой: приобретать знания самостоятельно придется всю жизнь. Из чего же складывается это умение? Усвоить текст – это значит прежде всего понять и запомнить его. Что такое запомнить текст, понятно: пересказал без потерь – значит, запомнил. А что такое понять содержание текста?

Прочитав заданный материал, поняв его и хорошо запомнив, вы оказываетесь у доски. Пока вы пересказываете выученное, все идет прекрасно. Но вот учитель начинает задавать вопросы. И происходит нечто неожиданное для вас: на некоторые вопросы, относящиеся к этому как будто бы усвоенному материалу, вы ответить не можете. Почему? И возникает сомнение: а поняли ли вы текст? Стало быть, нет!

Как же надо работать с текстом, чтобы глубже его понимать и легче запоминать? На прошлых уроках мы с вами сконструировали модель «идеального читателя». Какова последовательность работы «идеального читателя» с текстом?

  • (1-й этап. Работа до начала чтения.

  • 2-й этап. Работа во время чтения.

  • 3-й этап. Работа над текстом после прочтения.)

– Что включает в себя работа до начала чтения? (Работу с заголовком. Заголовок – это «входная дверь» текста. Мысленная обработка заголовка – первый шаг к уяснению идеи автора. Прочитав заголовок, «идеальный читатель» спрашивает себя: «О чем здесь пойдет речь? Что мне предстоит узнать?».

Работу с эпиграфом. Эпиграф – полномочный представитель главной мысли. Наряду с заголовком верное прочтение эпиграфа – «пусковой» момент на пути к главной мысли: ведь эпиграф чаще всего выражает мысль текста обобщенно, иносказательно.)

– Обратимся к работе читателя на 2-м этапе, т.е. по ходу чтения. К уроку по этой теме мы подобрали эпиграф:

Моя отрада – мысленный полет
По книгам, со страницы на страницу.

(Гете)

У этого этапа работы свой стержень, основное направление чтения. Это диалог с текстом. Что значит вести диалог с текстом?

(Если читатель не безразличен к содержанию текста, то по ходу чтения у него возникают вопросы: почему? Что из этого следует? Постановка этих вопросов и нахождение ответов на них ведут к пониманию причинно-следственных отношений, пронизывающих текст.)

– После того как диалог с текстом закончен, «идеальный читатель» начинает работу, относящуюся ко всему тексту в целом. Что же он вначале выделяет в тексте?

II. Объяснение нового материала. Выделение главной мысли.

– Представим себе, что вы научились беседовать с текстом. Достаточно ли этого для полного понимания материала? К сожалению, умение вести диалог с текстом не всегда приводит к основному результату понимания – выделению главной мысли. В тексте может быть воплощена не одна мысль, а совокупность мыслей, равнозначных или организованных иерархически. Даже самый маленький текст может содержать не одну значительную мысль. Приведу в качестве примера анонимную испанскую эпиграмму XVIII века:

Как отношусь я к королю?
Да так же, как и все на свете.
Я от души его люблю
Изображенным на монете.

В этих четырех строчках по крайней мере две мысли. Первая: автор эпиграммы так же, как и все на свете, любит короля только после его смерти. (В Испании тех времен изображения на монете чеканились только после смерти короля.) Вторая – что это любовь на самом деле не к королю, а к деньгам.

В развернутых текстах может быть много мыслей с разными уровнями обобщения – от обобщения в контексте данного произведения до обобщения на уровне общечеловеческих духовных ценностей.

Проникновение в наиболее важные мысли авторов зависит от личности читателя: от его возраста, характера, жизненного опыта, социального положения, жизненных установок, культурного уровня и, в частности, способности к обобщению.

Известный педагог прошлого В.И. Водовозов как-то читал своим маленьким ученикам басню Крылова «Стрекоза и Муравей» и хотел, чтобы дети пришли к выводу о ценности трудолюбия, а легкомыслие осудили. Но учеников растрогала судьба бедной стрекозы. Они говорили: «Муравей такой жестокий! Конечно, он прав, что заранее подумал о зиме, он трудился. Но стрекоза такая красивая! И что плохого она сделала? Пела все лето и прыгала. Так ведь весело было! Летом под каждым ей листком был готов и стол и дом.

О различии в понимании одних и тех же произведений людьми разного возраста хорошо сказал один из восточных мудрецов: «Читать книгу в юности – все равно что глядеть на луну через щелку. Читать книги в зрелости – все равно что смотреть на луну посреди своего двора. Читать книги в старости – все равно что любоваться луной с высокой открытой террасы. Потому что глубина проникновения в прочитанное соответственна накопленному жизненному опыту». (Ч.Чжан. Тени спокойных снов // Листая вечные страницы. М., 1983. С. 132.)

Значит ли это, что основной смысл произведения есть нечто лишенное объективного значения и зависит от субъективного подхода читателей? Отнюдь нет. Различия, которые появляются при прочтении одного и того же произведения разными людьми, колеблются только в тех пределах, которые «задает» текст. Ничего чуждого тексту не может быть ему навязано.

Чтобы научиться и приучиться выделять главную мысль, надо развивать «умственную механику», несущую ответственность за выделение главной мысли.

III. Тренировочные задания.

Раздел I. Здесь представлены тексты, в которых главная мысль выражена словами, и ее надо найти.

Задание 1. Найдите в тексте строчки, выражающие главную мысль.

Старик моряк говорил о море.
– Море бывает щедрым, – сказал он.
– Бывает оно печальным, – сказал он.
– Бывает жестокосердным, – сказал он.
– Бывает оно отчаянным, – сказал он.
– Море бывает разным, – сказал он.
– Чистым бывает и грязным, – сказал он.
– Таинственным и раскрытым,
Могучим, ворчливым, сердитым...
Море – как человек!

(Расул Рза)

(Море бывает разным. Море – как человек!)

Задание 2. Найдите в тексте слова, выражающие главную мысль, и объясните их значение.

В ЛЕСУ

Закатилось солнце
за лесок,
стал лесок
и темен,
и высок.
Кто-то притаился
за сосной,
что-то прошуршало
за спиной,
загорелись в елках
огоньки...
Ой! –
Глаза у страха
велики.

(В.Левановский)

(Глаза у страха велики.)

Раздел II. В этом разделе предлагаются тексты, в которых главная мысль вытекает из содержания, но не сформулирована прямо. Надо ее вывести и выразить своими словами.

Задание 1. Объясните главную мысль этих стихотворений.

ЯБЛОКО

С возу яблоко упало
и, как водится, пропало,
потому что не попало
ни в повидло,
ни в компот.
Хорошо, что не попало,
превосходно, что пропало,
расчудесно, что упало,
видишь – яблоня растет!

(В.Левановский)

(В этом стихотворении речь идет о том, что не надо огорчаться из-за маленьких потерь, а надо радоваться, если своя потеря оборачивается чем-то хорошим для других людей.)

СОЛНЫШКО

Я слышал:
Ежонка ежиха
Звала – зазывала домой,
Шептала спокойно и тихо:
– Мой гладенький,
Мягонький мой...
Качала
Жучиха жучонка,
Качала
Под вишней в тени
И пела протяжно и тонко:
– Мой беленький мальчик,
Усни...
Зайчонка зайчиха
Будила:
– Ну что же ты, львенок мой,
Спишь?
Пойдем на охоту, мой милый,
Мой сильный,
Мой храбрый малыш...
А мы с тобой
Весело пляшем,
Цветы собираем во рву.
И я тебя
Солнышком нашим
И радостью нашей
Зову.

(Д.Блынский)

(Главная мысль этого стихотворения в том, что все мамы на земле очень любят своих детей и считают их самыми лучшими.)

Задание 2. Объясните, в чем суть лечения, которое доктор рекомендовал больному.

САМЫЙ ПОСЛЕДНИЙ РЕЦЕПТ

Англичанин Роберт Тибсон давно страдает от своей полноты. Тем более что большинство его друзей и знакомых – классические англичане, сухие и худощавые – все время над ним подтрунивают.
Врач, к которому решил обратиться за помощью Тибсон, сказал: «Я вас научу одному очень простому упражнению, и вы быстро обретете форму».
«Как, доктор, – удивился Тибсон, – всего одно упражнение? Вы шутите? Не поможет...»
«Поможет, и очень быстро.
Всякий раз, когда вам предлагают что-нибудь вкусное, отрицательно покачайте головой. Каждый раз повторяйте это движение, не ленитесь!
Уверяю вас: очень скоро вы скинете лишний вес.
Мой рецепт – самый новый, не сомневайтесь!»

(Доктор с большим юмором рекомендует толстяку поменьше есть.)

IV. Работа с текстом.

Многие писатели и ученые строят тексты так, «чтобы словам было тесно, мыслям – просторно» (Н.Некрасов). Из таких текстов можно вычерпать больше содержания, чем на первый взгляд заключено в словах.

(Предлагаемый учащимся текст, как и все уже предложенные тексты, имеется у каждого ученика.)

Две с половиной тысячи лет назад жил царь Кир. Он покорил много земель и уничтожил тысячи вражеских воинов.
Об этом царе можно прочитать в каждом учебнике истории.
В это же время на маленьком острове посреди Средиземного моря правил своим народом король Пансо. Он ничего не завоевывал, никого не уничтожал, и учебники истории не упоминают о нем. Только старая-старая притча донесла до нас его имя.
Однажды, рассказывает притча, разразилась буря, и корабль царя Кира поспешил укрыться в тихой бухте маленького зеленого острова. Царь Кир оказался во владениях короля Пансо. Киру захотелось узнать, по каким законам живет народ в этом королевстве. В это время к королю Пансо пришли двое жителей с просьбой рассудить их. «Король Пансо! – сказал один из пришедших. – Я купил у этого человека пустошь, стал там рыть землю и нашел клад. – Возьми себе, – говорю я ему, – этот клад: я купил у тебя пустошь, а не золото». Другой отвечал: «Я, как и ты, боюсь греха присвоения чужого. Я продал тебе пустошь вместе со всем, что в ней находится, от недр земных до высот небесных». «Имеешь ли ты сына?» – спросил король одного из них. «Имею». «А у тебя дочь есть?» – спросил король другого. «Есть». – «Пожените их, а клад отдайте им в приданое». Видя удивление царя Кира, король Пансо спросил его: «Разве нехорошо я рассудил этих людей? А как в вашей стране решили бы подобный спор?» – «Я, – ответил Кир, – отрубил бы обоим жалобщикам головы, а клад забрал бы в царскую казну». – «Светит ли солнце в вашей стране?» – спросил Пансо. «Светит», – ответил Кир. «И дожди идут?» – «Идут». «А есть ли скот у вас?» – «Есть». – «Проклятия достойны люди у вас», – тихо сказал Пансо, бесстрашно глядя в глаза грозному царю. (А.Шаров).

– Что вам непонятно в этом тексте? (Повторяю этот вопрос 3 раза. К сожалению, новое, незнакомое слово проскальзывает мимо сознания учеников, не вызывает желания узнать, что это такое. Ученик должен понимать каждое слово, каждое словосочетание, каждый фразеологический оборот, входящий в текст. Если ученики ответят, что им все понятно, можно спросить у них, кто такой царь Кир, что означают слова притча, бухта, пустошь и т.д., сочетание грех присвоения чужого...)

– А теперь расскажите как можно больше о каждом из правителей и о жизни их народов, ничего не «присочиняя», но и ничего не упуская из виду.

Вариант ответа из сочинения школьника, данный авторами книги «Когда книга учит». (Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. Когда книга учит. 2-е изд., доп. М.: Педагогика, 1991. С. 95.)

Великий и грозный царь Кир уничтожил тысячи жителей в землях, которые он завоевал. Но и его народ потерял в этих завоеваниях много здоровых и сильных юношей. Власть царя Кира была страшной для его подданных: он мог обобрать и убить любого ни в чем не повинного человека. Его народ был задавлен и несчастлив, и великие победы Кира ни в малейшей степени не облегчали жизнь простых людей.
Во владениях короля Пансо народ был добрым и честным и не терял сыновей в завоевательных войнах. Люди шли к своему королю открыто и доверчиво, и он разрешал их споры справедливо и доброжелательно. Это был небольшой, небогатый, но счастливый народ.

Приведу отрывки из сочинений моих учеников.

«Жил великий и грозный царь Кир. Он завоевал много земель и уничтожил тысячи вражеских воинов, не пощадив и мирных жителей. Кир был жестоким, жадным. Победы тешили его самолюбие. И народ, которым правил он, достоин своего царя. Как сказал король Пансо: «Проклятия достойны люди у вас...» (Яковлева Т.)

«...Он был жесток не только с врагами, но и со своим народом. Его “великие” победы не принесли счастья простым людям. Сколько матерей, наверное, оплакивало своих сыновей, павших на войнах, затеянных Киром из-за непомерного честолюбия!..» (Московская Е.)

«Кир был очень жестоким, уничтожил тысячи вражеских воинов, жителей в покоренных землях. Мне кажется, что его народ очень боялся своего правителя. В тексте говорится, что Кир отрубил бы головы жалобщикам. Его народ жил в страхе. Кир умел только убивать.
Король Пансо был справедливым, добрым, поэтому люди шли к нему с просьбой рассудить их в том или ином споре. Его народ радовался солнцу, дождю... Боялся греха присвоения чужого, т.е. жил по божеским законам. Всякая война начинается с желания присвоения чужого, поэтому и не затевал войн король Пансо...» (Максимова Е.)

«Король Пансо справедливо рассудил жалобщиков, только об одном не подумал: полюбят ли друг друга их дети? Женитьба не по любви может привести к несчастью...» (Павлова Т.)

«Я думаю, что счастлив народ этого маленького острова посреди Средиземного моря, потому что им правит король Пансо. Король Пансо не воюет со своими соседями. Люди живут в мире. Народ не теряет своих сыновей в войнах. Он радуется солнцу, дождю. Люди в этом королевстве честны, боятся греха присвоения чужого...» (Васильев О.)

V. Задание на дом.

Расскажите более подробно о каждом из рабочих, описанных в тексте.

Один путешественник проходил мимо большой стройки, на которой трудилось множество рабочих. Он остановил одного рабочего, который вез тяжелую тачку с камнями, и спросил его: «Что ты делаешь?». «Разве ты не видишь? – ответил тот. – Толкаю тяжелую тачку, будь она проклята!». Затем путешественник задал этот же вопрос второму рабочему, который вез такую же тачку. «Я зарабатываю хлеб для семьи», – с достоинством ответил второй рабочий. Третий рабочий с такой же тачкой на тот же вопрос путешественника гордо ответил: «Я строю прекрасный храм!».

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru