Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2003

ДРУГОЙ ВЗГЛЯД

Н.А.БОРИСЕНКО

Продолжение. См. № 2, 6/2003


3. Пишем словарный диктант

В сентябре, когда я взяла пятый класс, ученики первое время подходили и спрашивали: «А мы будем писать словарный диктант? А когда?». А один так и вовсе решил «поправить» учителя: «Нужно вначале дать (так прямо и сказано было: «дать») словарный диктант. А потом все остальное». За три года обучения в начальной школе у детей уже сложился свой стереотип «правильного» начала урока. Разрушить этот стереотип оказалось не так-то легко.

Словарный диктант – привычная часть урока русского языка. Настолько привычная, что многие учителя даже не задумываются над тем, как они его проводят. И все-таки лучше его каждый раз проводить немножко по-другому.

Принцип вариативности – один из главных принципов современной методики – должен действовать и здесь. (Помните, мы говорили о нем в связи с домашними заданиями и началом урока?) Как же применить его к самому что ни на есть традиционному виду диктанта – словарному?

Поделюсь своим опытом. Кроме известных каждому словеснику видов словарного диктанта, я использую и такие.

«Убить двух (трех) зайцев»

«Зайцами» являются правила и орфограммы. Если в диктанте встречаются слова на два правила – значит, «зайцев» два, если три – три «зайца» и т.д. Например, диктант на правописание отрицательных местоимений (первый «заяц»), -ться и -тся в глаголах (второй «заяц») и не с глаголами (третий «заяц») выглядит так:

Ничем не интересоваться, он ни о ком не беспокоится, ни с кем не встречается, не с кем поделиться секретом, нечего бояться, ему не хочется ни с кем встречаться, ни в ком не разочароваться, не о ком заботиться. (Попутно зададим как бы между прочим вопрос: «Портрет какого человека нарисован перед нами?»)

Казалось бы, простая смена названия, но работает более эффективно, чем безликое «словарный диктант».

Лексический словарный диктант

Читается толкование лексического значения слова (лучше не из словаря, а адаптированное учителем), ученики записывают само слово.

Например, для 5-го класса подойдет следующий диктант:

Небольшая книжка; хранилище для книг; старый, опытный воин; изображение природы на картине; человек одинакового с кем-либо возраста; земельное пространство с определенными границами; ярко-красный цвет; народное гулянье с танцами, играми, маскарадом; теплица для выращивания южных растений; слово, в переводе с голландского означающее «китайское яблоко». (Брошюра, библиотека, ветеран, пейзаж, ровесник (или сверстник), территория, багряный, карнавал, оранжерея, апельсин.)

Этому же диктанту можно придать вид кроссворда, и тогда получится уже не лексический диктант, а диктант-кроссворд.

«Словарный диктант с приключениями»

Берем какую-нибудь известную приключенческую книжку и по ней составляем словосочетания так, чтобы можно было узнать произведение. (См. подробнее мою статью в «Русском языке», № 45/ 2001.)

6-й класс. Одноногий моряк на деревянной ноге, содержимое матросского сундука, карта какого-то острова, участвовать в раскрытии тайны, плавание на шхуне, судовой повар, джентльмены удачи, поиски сокровищ, в бочке из-под яблок, радость исследователя неведомых стран, неприступные скалы, возле устья какой-то неизвестной речонки, приключения на суше и на море, развевался черный пиратский флаг.

Узнали ли вы произведение? («Остров сокровищ» Стивенсона.)

 Цифровой диктант, или цифровое кодирование

Применяем в том случае, когда есть выбор из двух или трех написаний. Например, буквы е – и в окончаниях существительных и глаголов, разделительные ъ или ь, -ться или -тся и т.п. Одно из написаний обозначаем (кодируем) цифрой 1, другое – цифрой 2 и т.д.

Например, цифровой диктант по теме «И – ы после ц» выглядит так:

Цикада, круглолицый, акация, мотоциклист, цыплячий, циферблат, цирковой, царицын (башмачок), индейцы, ножницы, циклон, цыганский.

Кодируем: и –1, ы – 2. Запись в тетрадях: 121 121 122 212. (Цифры для удобства разбиваем на тройки, чтобы легче было их называть: «сто двадцать один, сто двадцать один, сто двадцать два, двести двенадцать».) Такая проверка занимает ровно одну минуту. Единственное пожелание: слова для диктанта лучше подбирать такие, в которых ошибкоопасное место встречается только на это правило. В этом случае из нашего диктанта лучше исключить слова мотоциклист и циферблат, иначе есть опасность, что мы так никогда и не узнаем, умеют ли наши ученики писать слова мотоциклист и циферблат.

Цифровое кодирование уместно применять не только для проведения словарного диктанта, но и для проверки теории по любому разделу грамматики. Например, по темам: «Виды предложений по цели высказывания», «Односоставные и двусоставные предложения», «Наклонения глагола», «Склонение существительных» и т.д.

А теперь вернусь к началу.

Почему же мои пятиклассники имели повод обвинить меня в том, что я не провожу словарные диктанты? Дело в том, что обычные словарные диктанты я не очень люблю, а для того чтобы научить ребят тем видам, которые я здесь назвала, нужно какое-то время. Но уже через две недели мы с удовольствием писали и цифровые, и буквенные, и приключенческие, и лексические диктанты. Больше диктантов, хороших и разных.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru