Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2003

Я ИДУ НА УРОК

Л.В.КИРЯКОВА,
Республика Башкортостан


Вместо имени

6 класс

Тема: «Повторение изученного о местоимении».

Цель: закрепить знания об этой части речи, развить умение определять разряды местоимений, чувствовать стилистическую роль различных местоимений.

ХОД УРОКА

Запишем высказывание: «Дружба – это прежде всего примирение и великое духовное общение вопреки ничтожным мелочам». Это слова известного французского писателя, летчика, участника войны с германским нацизмом Антуана де Сент-Экзюпери. Вы наверняка знаете его книгу «Маленький принц». Сегодня мы обратимся к этой чудесной сказке и поразмышляем об ответственности человека по отношению к друзьям. Вглядитесь в портрет этого мужественного человека, вслушайтесь в короткие строки его биографии.

Сообщение об авторе. Антуан де Сент-Экзюпери (1900–1944) был пилотом, не раз видел смерть. Уже немолодой, израненный и искалеченный (он даже не мог без помощи товарищей натянуть комбинезон и забраться в кабину), Сент-Экзюпери добился права сражаться во имя свободной и достойной человека жизни. Он говорил: «Если я вернусь живым, передо мной встанет один вопрос: что я скажу людям?». 31 июля 1944 года он не вернулся на базу.
Один из героев писателя обращается к людям. Запишите эти слова, вдумайтесь в смысл слов: зрячее сердце.

«Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце. Некоторые люди не понимают, что сердце может быть зрячим».

Ученик. Зрячий – обладающий зрением; о человеке, способном сочувствовать, сопереживать, откликаться на чужую боль, говорят, что у него зрячее сердце.

Учитель. Найдите местоимения, определите разряды, определите, на что указывают эти местоимения.

Ученик. Определительное местоимение самый подчеркивает в предмете главное, с его помощью автору удается более ярко выразить свою мысль. Употребление неопределенного местоимения некоторые не позволяет автору кого-либо обидеть нелепым подозрением.

Учитель. Расскажите о правописании неопределенных местоимений. На этом ключике написана волшебная фраза, прочитаем и запомним ее:

Кое-, -то, -либо, -нибудь – про дефис не позабудь.

Учитель. Расскажите о правописании не и ни с отрицательными местоимениями.
Из предложений, приведенных на доске, выпишите отрицательные и неопределенные местоимения вместе с теми словами, с которыми они связаны, объясните написание местоимений.

1. Маленький принц пересек пустыню и (н_)кого не встретил. Он уже столько странствовал и был чем(то) озабочен.

2. Моя роза. Я (за)нее в ответе. А она такая простодушная. У нее есть четыре жалких шипа, больше ей (н_)чем защищаться от мира.

Ученики находят словосочетания: никого не встретил, нечем защищаться, чем-то озабочен; объясняют орфографию, подчеркивают, что отрицательные местоимения придают отрицательный смысл или всему предложению, или отдельным членам предложения.

Учитель. С заданием вы справились легко. А сейчас вам предстоит найти местоимения из этих же предложений по их морфологическим признакам:

1) притяжательное, стоит в ж. р. ед. ч. им. п. (моя);
2) указательное, стоит в ж. р. ед. ч. им. п. (такая);
3) личное, 3-го лица, ж. р. ед. ч., стоит в р.п. (за нее);
4) личное, 3-го лица, ж. р., стоит в д.п. (ей);
5) неопределенное, стоит в тв. пад. (чем-то);
6) указательное, стоит в в.п. (столько);
7) личное, 3-го лица, м. р. ед. ч., стоит в им. п. (он).

Учитель. Каким членом предложения является личное местоимение он? (Подлежащим.)

Учитель. Он – Маленький принц – главный герой произведения Антуана де Сент-Экзюпери. И ни на маленьких планетах, ни на Большой земле не встретил Маленький принц никого, кто бы мог быть его другом. Что же необходимо для настоящей дружбы? Выполняя задания на карточках, подумайте над этим вопросом.
Спишите текст, найдите местоимение, определите разряд, покажите графически, каким членом предложения он является.

Карточка № 1. Лучше приходи всегда в один и тот же час, – попросил Лис. – Если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце.

Карточка № 2. Вы ничуть не похожи на мою розу, – сказал Маленький принц. – Вы еще ничто. Мне она дороже всех других. Ведь это ее, а не тебя поливал я каждый день. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц. Она – моя.

Карточка № 3. Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни.

Учащиеся выделяют такие необходимые для дружбы качества, как уважение, сострадание, такт, сочувствие, заботливость, нежность.

Учитель. Дружба – это отношения, основанные на личной привязанности.

– Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня.
– А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.

Помните, что ответил Лис Маленькому принцу? В небольшой творческой работе попытайтесь ответить на этот вопрос. Используйте местоимения.

(Зачитываются несколько работ.)

Учитель. Быть терпимым по отношению друг к другу, быть ответственным за друга – вот что, пожалуй, главное в дружбе. И отразить эту мысль вам помогли местоимения. Они придают речи искренность, взволнованность, помогают раскрыть главную мысль автора: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

Давайте вспомним еще раз разряды местоимений. Найдем в этом кроссворде спрятанное слово (кроссворды на партах).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru