Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2003

Я ИДУ НА УРОК

Л.В.САЛАТАЕВА,
г.Нижний Новгород


Урок-зачет по теме «Вводные конструкции и обращения»

8 класс

Цели урока:

1. Проверить знания терминов, понятий и правил, изученных по теме.
2. Проверить умения конструировать предложения с обращениями, вводными конструкциями и правильно ставить знаки препинания при них.
3. Проверить умение пользоваться в своей речи изученными конструкциями, употреблять вводные слова как средство связи предложения и частей текста.
4. Развитие логического и творческого мышления, связной речи у детей.

Оборудование:

1. Таблицы по теме «Обращение, вводные слова и предложения».
2. Стенд для подготовки к зачету «Что ты должен знать и уметь».
3. Репродукции картины И.Левитана «Март».
4. Аудиокассета с записью произведения «Времена года. Март» П.И. Чайковского.
5. Раздаточный материал.

Лист учета знаний

Ф.И. учащегося

1

2

3

4

5

Общий балл

1.
2.

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Перед восьмиклассниками ставятся цели, которые будут решаться в совместной работе.
Знакомим учеников с системой оценки знаний на уроке-зачете: 5 человек, которые освобождены от зачета за отличную работу на текущих уроках по этой теме, самостоятельно оценивают выполненные задания (кроме задания № 5) своих одноклассников и заполняют лист учета знаний.

2. Опрос.

Проверяем знание теории.

Задание 1. Дайте определение вводным словам и обращению (по вариантам) и приведите 1–2 примера.

3. Практическая работа.

Задание 2. Расставьте знаки препинания в предложениях. (См. раздаточный материал.)
В заданиях пропущены знаки при вводных конструкциях, в заданиях повышенной трудности пропущены все знаки препинания в предложениях.

Задание 3. Составьте синонимические ряды вводных слов со значениями «большая степень уверенности» (I вариант) и «меньшая степень уверенности» (II вариант), приведите примеры, используя 2–3 синонима из своего ряда.
При затруднении обращайтесь к опорным схемам на доске.

Задание 4

Представьте себе: вы – редактор районной газеты «Автозаводец».
Внесите необходимые поправки в текст, чтобы все вводные слова были использованы в нем в соответствии с содержанием и стилем. (См. раздаточный материал.)

На заключительном этапе урока, когда все задания, за которые дети получают оценку на уроке, выполнены, предлагается работа творческого характера.

Задание 5

Напишите сочинение-миниатюру «Март» по репродукции картины И.Левитана, обязательно используйте 3–4 вводных слова.

Эмоциональным фоном для работы может быть музыка П.И. Чайковского.

4. Подведение итогов урока-зачета.

Пусть ребята сами проанализируют свою работу, расскажут, понравилась ли им такая форма проведения урока при повторении изученного материала. Обязательно выясните, с каким настроением они уходят с урока, что чувствуют, о чем думают.

5. Домашнее задание.

Предлагается подобрать примеры с вводными конструкциями из любимых стихотворений (5–10 примеров).

 Раздаточный материал

К заданию 2

1. Во-первых_ совсем не за тем орел ловит мышей, чтобы их прощать. (М.Салтыков-Щедрин)
2. Казалось, она хотела что-то вспомнить, хоть_ например_ то, каким образом она очутилась здесь. (М.Салтыков-Щедрин)
3. В сущности_ она никогда серьезно об этом не думала. (М.Салтыков-Щедрин)
4. Выискался_ однако ж_ орел, которому опостылело жить в отчуждении. (М.Салтыков-Щедрин)
5. Думал-думал старый ворон и_ наконец_ надумал. (М.Салтыков-Щедрин)
6. – Ты бредишь_ слепой_ – сказала она, – я ничего не вижу. (М.Лермонтов)
7. – А вы разве не едете_ Максим Максимыч? (М.Лермонтов)

К заданию 2 (повышенной трудности)

1. По-видимому_ десять секунд истекли уже_ и ровно ничего не произошло. (М.Булгаков)
2. Тут Маргаритой овладела мысль_ что_ по сути дела_ она зря так исступленно гонит щетку. (М.Булгаков)
3. Никто_ конечно_ и мысли не допустил такой_ что Степа может быть в Ялте. (М.Булгаков)
4. Да_ но чем_ собственно говоря_ он меня привлек? (М.Булгаков)
5. Я остановился_ взявшись за ручку двери_ и сказал _Простите меня_ княжна!_ (М.Лермонтов)
6. Я не заслужил ваших упреков_ Максим Максимыч. (М.Лермонтов)

К заданию 4

Весна, следовательно, самое лучшее время года. К счастью, об этом писали поэты всех стран. Но едва ли где-нибудь весна так хороша, как на Дальнем Севере. Южная весна наступает исподволь, на Севере она, возможно, производит быстрый и стремительный переворот в жизни природы.

Опорные схемы

Большая степень уверенности:

конечно
безусловно
несомненно
__________

Меньшая степень уверенности:

может быть
наверное
возможно
___________

Место вводных конструкций и обращений в предложении

1. ВВ., _______________.
2. ______, ВВ., ________.
3. ________________, ВВ.

1. О, ________________.
2. ______, О, _________.
3. _________________, О.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru