Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2003

КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ

Председатель оргкомитета конференции профессор Н.Д. ГОЛЕВ;
член оргкомитета доц. Т.В. ЧЕРНЫШОВА


Русский язык и литература: изучать или учить?
И изучать, и учить!

26 января успешно завершила работу Всероссийская научно-практическая конференция «Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты» (24–26 января 2003 г.), организованная по инициативе Алтайского государственного университета (АлтГУ), Барнаульского государственного педагогического университета (БГПУ), лаборатории юрислингвистики и развития речи АлтГУ (руководитель – профессор Н.Д. Голев) и лаборатории русской речи БГПУ (руководитель– профессор Н.Б. Лебедева). Финансовую поддержку конференции осуществил Институт «Открытое общество».

Для участия в конференции было подано 148 заявок; в восьми секциях учеными из различных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Пермь, Великий Новгород, Барнаул, Омск, Томск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Бийск, Лесосибирск, Ленинск-Кузнецкий и др.) прочитано более 90 докладов; проведены круглый стол «Единый государственный экзамен по русскому языку» и два мастер-класса в школах № 73 и № 123 г. Барнаула.

В работе конференции активнейшее участие приняли лингвисты, литературоведы, педагоги, преподаватели школ г. Барнаула.

Конференция стала значительным событием в научной жизни города и края.

Прежде всего необычен предмет, ставший объектом обсуждения многочисленной аудитории, – естественная (спонтанная, непринужденная) письменная речь, которой мы пользуемся в нашей повседневной жизни, но которая, как это ни странно, до сего времени еще недостаточно изучена. Например, не попадают в поле зрения большой науки такие жанры, как записки, объявления, студенческие конспекты, армейские письма или альбомы девочек-школьниц и многое другое, представляющее собой особый пласт народной культуры.

Организаторы, как отмечали все гости и участники, впервые сумели собрать вместе единомышленников, интересующихся проблемами развития русской письменной речи, – ученых классических и педагогических университетов России, сотрудников лабораторий, учителей школ, что во многом способствовало плодотворной и содержательной работе конференции.

Основные идеи конференции: единство исследовательского и образовательного аспектов, необходимость индивидуально-типового подхода к развитию речи в школе, изучения природы языкового чувства и возможностей его выявления и развития в школе, дидактические возможности комплексного изучения текста и др. Один из главных вопросов конференции: какова основная цель курсов русского языка и литературы в школе? Следует ли учить детей анализировать тексты или учить читать и писать их? Так назывался, кстати, один из докладов на пленарном заседании. Мнения здесь разделились, но большинство склонялось к необходимости единства названных подходов.

Важным моментом было проведение круглого стола «Единый государственный экзамен по русскому языку», в работе которого активно участвовали учителя г. Барнаула, представители краевой администрации, сотрудники АКИПКРО, преподаватели АлтГУ и БГПУ, других вузов города и края. Он выявил ряд проблем, связанных с экспериментом по проведению в крае ЕГЭ по русскому языку и литературе. Присутствовавшие, среди которых были как сторонники ЕГЭ, так и его противники, тем не менее единогласно отметили следующее:

1) вопрос о проведении ЕГЭ по русскому языку и литературе проработан недостаточно (методический, методологический, правовой и другие аспекты);

2) необходим более длительный подготовительный период для перехода к ЕГЭ по русскому языку и литературе – в настоящее время к нему не готовы ни учителя, ни дети, ни родители, ни школа и общество в целом;

3) для усовершенствования контрольно-измерительных материалов (КИМ) требуются серьезные исследования предметников;

4) для перехода к ЕГЭ по русскому языку и литературе необходима серьезная, взвешенная работа с учетом мнения специалистов-предметников, психологов, юристов, преподавателей вузов, родителей, всех членов общества, с прогнозируемыми последствиями перехода школ и вузов к ЕГЭ по русскому языку и литературе не только для системы среднего и высшего образования, но и для развития языковой ситуации в России в целом.

Искреннее восхищение вызвали мастер-классы, проведенные в рамках конференции учителями 73-й и 123-й школ г. Барнаула, где были представлены учебная программа проф. Н.Д. Голева и программа проф. Т.С. Троицкой по литературе для начальных классов. В частности, профессор Московского государственного университета Т.В. Ахутина назвала уроки барнаульских учителей «человеческим фактором в педагогике» и пиком конференции, отметив, что она с удовольствием бы показала эти материалы в Москве и использовала их в качестве методических пособий.

В течение двух дней на двух пленарных заседаниях и в 8 секциях обсуждались актуальные проблемы исследования естественной письменной речи. Была отмечена недостаточная изученность целого ряда пластов естественной письменной речи; зафиксированы появление новых форм и видов естественной письменной речи, возникновение новых тенденций в орфографии и пунктуации, требующих детального изучения с целью их осмысления; обращено внимание на оторванность методики обучения письму в школе от естественно развивающейся русской письменной речи; обсуждены и одобрены новые, в том числе и инновационные, методики обучения современному русскому языку как в средней, так и в начальной школе.

Участники конференции предложили:

1) довести до сведения работников образования уже накопленный опыт по развитию естественной письменной речи;

2) при поддержке органов образования Алтайского края организовать выпуск методических пособий и рекомендаций по развитию естественной письменной речи;

3) продолжить разработку новых технологий преподавания русского языка и литературы, ориентированных на развитие речи и эстетического чувства детей с учетом их возрастных особенностей, в частности, в рамках лабораторий обобщить в виде методических разработок опыт написания изложения как вступительного экзамена по русскому языку и литературе;

4) лабораториям взять на себя организацию центров индивидуальной подготовки по развитию устной и письменной речи;

5) обобщить опыт работы по развитию естественной письменной речи с учетом языковой личности обучаемых (на примере школ № 73, 85, 123 г. Барнаула, мастер-классы которых были очень высоко оценены специалистами из Москвы и Санкт-Петербурга);

Было решено также опубликовать сообщение о работе и результатах конференции в центральной печати и провести через два года следующую конференцию по данной проблематике.

Организаторы конференции благодарят Институт «Открытое общество», Комитет по образованию Алтайского края, Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования, ректора АлтГУ проф. Ю.Ф. Кирюшина, ректора БГПУ В.М. Лопаткина за помощь в проведении конференции.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru