Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2003

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Н.ШАПИРО

См. № 4, 8, 12, 16, 18, 20, 37, 41, 45/2002 и № 4, 8/ 2003


Полезные мелочи

Начнем с рассказа о том, каким не вполне обычным способом пополнилась наша копилка на этот раз. Раньше мы получали письма читателей в конвертах или по электронной почте, расспрашивали коллег об их маленьких секретах и сами записывали их советы; бывало так, что учителя приходили к нам в редакцию и приносили свои «полезные мелочи». А тут такая история. На дополнительных занятиях по русскому языку в недавно набранном гуманитарном классе одна ученица вдруг говорит: «Можно, я не буду делать эти упражнения (на правописание производных предлогов)? Я все это очень хорошо знаю и, наверное, никогда не забуду». И стала при этом что-то быстро приговаривать и делать какие-то странные движения руками. Я очень удивилась, а она объяснила, что в восьмом классе к ним пришла замечательная учительница, ужаснулась, увидев, как плохи их дела с грамотностью, и стала учить их по-своему – непривычно, весело и очень эффективно.
Ученица принесла свои старые тетрадки с рисунками и таблицами-алгоритмами и дала телефон учительницы. О том, какую мануальную терапию применяет на своих уроках Вероника Валерьевна Баранова, она, мы очень надеемся, скоро сама расскажет на страницах нашей газеты. Тут, по всей видимости, не мелочи, а вполне продуманная, серьезная система. А вот с одной табличкой по орфографии мы можем познакомить читателей уже сейчас.

1. Рисуем домик и кораблик

Вот как выглядит тема «Буквы о–ё после шипящих» на таблице, которую предлагает своим ученикам Вероника Валерьевна Баранова.

Удивительной находкой кажется мне этот домик из суффикса и окончания и с буквой о вместо окошка. И смелый ход – неправильное слово плывОт – должен помочь детям правильно писать глагольные окончания.

Именно так, как мы напечатали, выглядела картинка в тетради ученицы. Вероника Валерьевна прислала гораздо более подробную таблицу, с примерами, уточнениями и разъяснениями. В позднем варианте есть четверостишие для запоминания:

Шоколад, шОфер, крыжОвник,
шОв, шОссе, обжОра, шОрник,
капюшОн, жОкей, чащОба,
шОрох, чОпорный, трущОба

– и другие слова, в это четверостишие не вошедшие: чокаться, мажор и т.д. – это в первой колонке. Во второй – приведены суффиксы глагола (евыва), причастия (енн), отглагольных слов (ен, енк, евк) с примерами. В третьей колонке есть редкие суффиксы существительных (отк, об, онк – трещОтка, чащОба, распашОнка) и список слов с суффиксом ер: ухажер, стажер, дирижер, монтажер, ретушер, тренажер, массажер. Есть в таблице и противопоставление – слова ожЕг и ожОг.

Не станем придираться к тому, что слово чащоба проникло в первую колонку, – главная цель, безусловно, достигнута. Но мне кажется, что все эти необходимые подробности можно предъявить на следующем этапе, отдельно или в дополнение, когда дети успеют насладиться убедительной лаконичностью первоначальной картинки.

2. Огласите весь список, пожалуйста!

Тщательность, с которой В.В. Баранова выписывает в таблице слова на объясняемое правило, наверное, придется по душе Константину Ивановичу Прохоренко из Зеленограда. Этот опытный методист в своих письмах в нашу газету настойчиво напоминает, что нужно изучать не правила правописания, а само правописание: не годится разучивать формулировку правила и ограничиваться двумя-тремя примерами. Учитель и ученики должны знать, какое количество слов подпадает под изучаемое правило, и работать со всеми этими словами (или во всяком случае с большинством).

3. В палисаднике цветы – в галерее галки

Георгий Кондратьевич Данилов из Санкт-Петербурга прислал нам новую серию забавных предложений, помогающих детям запомнить словарные слова. Приводим их в чуть-чуть подправленном виде.

По моей вине винегрет в вине.
Галки галдели на галерее.
Опали цветы в палисаднике.
Капитан и матрос – с парохода «Кама».

4. Жили-были...

А вот сказка, присланная Г.К. Даниловым, которая поможет осознать, как происходит переход причастий в прилагательные.

Давно это было. Стояла в лесу избушка. Жили в ней прилагательные. А по соседству с ними бродили в лесу причастия. Не было у них ни хлеба, ни крова.
И решили причастия проситься на постоянное жительство к прилагательным.
Пришли к избушке, постучали и слышат:
– Кто там?
– Это мы, причастия.
– Что вам нужно? – спрашивают прилагательные.
Причастия отвечают:
– Пустите нас к себе в избушку, мы хотим жить вместе с вами.
– Идите к глаголам, – отвечают прилагательные, – вы глагольного происхождения.
– Но ведь мы сродни вам, – уговаривают причастия, – и относимся мы всегда, как и вы, к существительным, и по родам по-вашему изменяемся, и по числам, и по падежам... Недаром ученики нас с вами путают.
– Тесно у нас в избушке, вам и не поместиться, – сомневаются прилагательные. А потом придумали: – Мы пустим вас, только отбросьте приставку и одно н из суффикса, тогда, наверное, всем место найдется.
Причастия посоветовались – и отбросили приставку и одно н из суффикса.
И с тех пор живут они в избушке и зовутся отглагольными прилагательными.

Продолжение

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru