Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2003

Я ИДУ НА УРОК

Л.А.АКСЁНОВА,
с.Тупки,
Чаплыгинский р-н,
Липецкая обл.


Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами

11 класс

Цели. Обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся по теме урока, отработка навыка выделения знаками препинания деепричастного оборота.
Употребление деепричастных оборотов в речи.
Орфография: основные случаи слитного и дефисного написания имен существительных.

Оборудование.

1) Запись на доске:

– тема урока;
– лексическое значение слов: метаморфизм, персонификация;
– предложения для анализа;
– выходные данные книг для самостоятельного чтения.

2) Таблица «Правила обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами».

3) Карточки для самостоятельной работы учащихся.

ХОД УРОКА

I. Словарный диктант.

Мы продолжаем повторять основные случаи слитного и дефисного написания имен существительных.
Прочитайте записанные на доске слова, вспомните основные правила слитного и дефисного написания существительных, объясните правописание слов.

1) Великодушие, тысячелетие, языкознание; 2) микротема, авансцена, псевдонародность; 3) пятидневка, времяпрепровождение; 4) пол-одиннадцатого, пол-линейки, пол-Чаплыгина, полдекабря, полугодие; 5) филфак, вуз, Госдума; 6) генерал-лейтенант; ученый-лингвист, революционер-демократ; 7) вице-президент, экс-чемпион, унтер-офицер; 8) северо-восток, юго-запад, норд-вест.

Первая группа слов – слова с соединительными о, е. Соединительная гласная о пишется после основ на твердый согласный (языкознание), е – после основ на мягкий согласный, шипящий и ц (тысячелетие).
Вторая группа слов подчиняется правилу: «Слова с начальными словообразовательными иноязычными элементами псевдо-, микро-, аван-, авиа-, кино-, био-, теле-, фото- и другими пишутся слитно».
Слитно пишутся слова с первой частью, употребленной в форме именительного падежа (времяпрепровождение) или в форме родительного падежа (пятидневка).
Слова с первой частью полу- пишутся слитно (полугодие); слова с первой частью пол- пишутся слитно, если она находится не перед: гласной, л, прописной буквой.
Все сложносокращенные слова и аббревиатуры пишутся слитно. Этому правилу подчиняются слова пятой группы: филфак, вуз, Госдума.
Сложные существительные, обозначающие профессию, специальность, звание, должность, научную степень, пишутся через дефис, например: генерал-лейтенант, ученый-лингвист.
Пишутся через дефис и слова с начальными иноязычными элементами вице-, экс-, камер-, унтер-, штаб-.
Через дефис пишутся наименования промежуточных стран света, русские и иноязычные (северо-восток, норд-вест).

– Как вы понимаете значения следующих слов:

Авансцена – в состав слова входит словообразовательный элемент аван- (от франц. avant – «перед») – передняя открытая часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал.

Псевдонародность – псевдо... – первая составная часть сложных слов, обозначающая: ложный, мнимый (от греч. pseudos – «ложь»).

Вице-президент – вице-... Первая часть сложных слов в значении «заместитель, помощник».

Экс-чемпион – экс-... Первая составная часть сложных слов, обозначающая: бывший, утративший прежнее положение.

– Запишите слова под диктовку учителя, графически выделяя орфограмму.
– Возьмите ручку с зеленой пастой. Проверьте работу. Сверьте свои записи с записью слов на доске. Если допустили ошибки, исправьте их, а дома еще раз поработайте над «своими» орфограммами. (Учитель контролирует самопроверку учащихся.)
– Хочу обратить ваше внимание на то, что вопросы слитного, раздельного и дефисного написания – самые сложные в русской орфографии. Именно в этом разделе много колеблющихся, противоречивых написаний. Действует большое количество правил, вследствие чего одно и то же слово может подпадать под разные правила и толковаться двояко.
Вот почему необходимо обращаться к специальному словарю «Слитно или раздельно?». (Показываю словарь.) Советую поближе познакомиться со словарем, с принципом его построения и почаще заглядывать в него.
А сейчас запишем в тетрадь полное название и выходные данные: Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П., Чельцова Л.К. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника.) Под ред. Д.Э. Розенталя. М.: Сов. энциклопедия, 1972.

II. Словарная работа.

– Продолжаем пополнять словарную копилку. С этой целью обратите внимание на следующую запись на доске:

Метаморфизм (от греч. meta – «пере», morphe – «форма» – преобразуюсь, превращаюсь) – процесс преобразования чего-либо. (Метаморфизм художественного мира Есенина.)

Персонификация (от лат. persona – «лицо» и  facere – «делать») – олицетворение, представление неодушевленного предмета или отвлеченного понятия в человеческом образе. (В басенных персонажах, например, с помощью персонификации воплощаются отдельные человеческие качества.)

– Обратите еще раз внимание на толкование и правописание слов, проговорите их орфографически и запишите в тетрадь.

III. Обобщение, систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по теме урока.

– Обратимся к теме урока: «Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами». Повторим, обобщим и углубим наши знания. Слово – Колыханову Роману. Рома напомнит основные сведения по теме. А затем Русанова Елена расширит, углубит наши знания. (Выступают подготовленные учащиеся, на доску вывешивают таблицы с материалами своих сообщений.)

1. Правила обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами

Обособляются

Не обособляются

1. Деепричастия с зависимыми словами, а также два или несколько деепричастий, относящихся к одному глаголу: 1) Солнце, спрятавшись за узкое сизое облако, золотит его. 2) От Урала до Дуная, до большой реки, колыхаясь и сверкая, движутся полки. (М. Лермонтов)

2. Одиночные деепричастия, если они не имеют значения наречия (обычно они стоят впереди глагола: 1) Пошумев, река успокоилась. 2) Грохот, не умолкая, катится дальше. 3) Степь побурела и задымилась, подсыхая.

1. Деепричастия с зависимыми словами, превратившиеся в устойчивые обороты речи, ставшие цельными выражениями (спустя рукава, сломя голову, не переводя дыхания, засучив рукава и т.п.): 1) Будем работать засучив рукава (дружно, упорно). 2) Мальчик бежал сломя голову (быстро). Но: Отец, засучив рукава, тщательно вымыл руки.

2. Одиночные деепричастия, имеющие значение простого наречия, выступающие в роли обстоятельства образа действия (обычно они стоят после глагола): 1) Яков шел не торопясь (медленно). 2) Мальчик читал книгу лежа.

3. Группы однородных членов, состоящие из наречия и деепричастия: 1) Мальчик отвечал на вопросы откровенно и нисколько не смущаясь.

4. Деепричастия с зависимыми словами, тесно по смыслу сливающиеся с глаголом: Старик сидел опустив голову. (Здесь важно не то, что старик сидел, а что он сидел с опущенной головой.)

IV. Закрепление. Анализ предложений.

– Поработаем над закреплением теоретических знаний.

Задание 1. Прочитайте записанное на доске предложение. Запишите, расставив знаки препинания, объясните свой выбор.

(Это предложение соответствует схеме: . Прямая речь стоит после слов автора, поэтому перед прямой речью ставим двоеточие, саму прямую речь заключаем в кавычки.
Слова автора осложнены одиночным деепричастием, оно обособляется, так как сохранило значение глагольности и выступает в функции второстепенного сказуемого, указывая на время действия.
Деепричастие отделяется от союза и запятой, так как союз и соединяют два однородных сказуемых.)

Задание 2. Запишите предложение под диктовку учителя, расставьте знаки препинания, графически объясните их расстановку.

2)

(Это сложносочиненное предложение, запятая перед союзом и отделяет одно простое предложение от другого: = –, и – =. Простые предложения в составе ССП осложнены деепричастными оборотами, мы их обособим, так как обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому.)

Задание 3. Приготовьтесь к работе с зелеными карточками (на каждой небольшой карточке написано одно слово, все вместе они составляют одно предложение). Разрозненные слова расположите в соответствии с указанными мною частями речи, чтобы получилась определенная фраза. Если в предложении несколько слов относятся к одной и той же части речи, то я буду указывать дополнительную категорию (падеж, число, род, вид и т.д.). Итак, приготовьтесь «собрать» предложения.

– Прочитайте предложение, которое у вас получилось. Запишите его в тетрадь, расставьте знаки препинания, объясните графически, затем и устно их расстановку. (Деепричастный оборот раскинув ветви отделяется от союзного слова что запятой, так как деепричастный оборот можно отделить от союзного слова и переставить в другое место.)

Задание 4. У каждого из вас на партах лежат карточки больших размеров (альбомный лист, на одной стороне которого написано предложение, на другой нарисована иллюстрация – пейзаж). Прочитайте записанные на них предложения. Дайте им характеристику, расставьте знаки препинания. Приготовьтесь к выступлению (защите своей работы) перед классом.

(Это предложение со словами автора и прямой речью. Прямая речь состоит из двух простых предложений, между ними ставим запятую. Слова автора осложнены обособленным деепричастным оборотом скинув шапки и обособленными однородными деепричастиями молясь и вздыхая.)

(Деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза либо союзного слова, отделяется от него запятой (такой деепричастный оборот можно переставить в другое место предложения).
Не выделяются запятыми фразеологические обороты, в состав которых входят деепричастия (не смыкая глаз, затаив дыхание, скрепя сердце и т.п.).

IVа. Предложения для анализа (дополнительный материал)

5) Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.

6) Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

7) Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.

8) Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

9) И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

10) На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.

11) Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне...

12) Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.

13) И над миром с незримой лестницы,
Оглашая поля и луг,
Проклевавшись из сердца месяца,
Кукарекнув, взлетит петух.

14) Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер!».

15) И, спокойно вызов принимая,
Вижу я, что мне одно и то ж –
Чтить метель за синий цветень мая,
Звать любовью чувственную дрожь.

16) Водит старая мельница ухом,
Навострив мукомольный нюх.

17) И с тобой целуюсь по привычке,
Потому что многих целовал,
И, как будто зажигая спички,
Говорю любовные слова.

18) Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...

19) Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунный поезд?

20) Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.

21) И золотеющая осень,
В березах убавляя сок,
За всех, кого любил и бросил,
Листвою плачет на песок.

22) Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.

23) А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

24) До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.

25) В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

26) И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.

27) Неуютная жидкая лунность,
И тоска бесконечных равнин, –
Вот что видел я в резвую юность,
Что, любя, проклинал не один.

28) И, внимая моторному лаю
В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
Ни за что я теперь не желаю
Слушать песню тележных колес.

29) Хорошо лежать в траве зеленой
И, впиваясь в призрачную гладь,
Чей-то взгляд, ревнивый и влюбленный,
На себе, уставшем, вспоминать.

V. Обобщение. Выводы.

– Посмотрите записанные в тетрадях предложения. Строки какого поэта звучали сегодня на уроке? (Записанные предложения – поэтические строки С.А. Есенина.)
– Как вы думаете, почему Есенин часто использует в своих стихотворениях деепричастия и деепричастные обороты? Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в речи? (Деепричастный оборот – сжатая, лаконичная и очень выразительная форма. С.А. Есенин часто использует в своих стихотворениях деепричастия и деепричастные обороты, так как они позволяют «дорисовывать» движение, сделать поэтическую речь выразительной, динамичной. Природа в лирике поэта одушевлена, он использует прием метаморфизма. В сравнении с придаточными обстоятельственными деепричастный оборот более сжат, хотя придает высказыванию книжный характер.)
– Прочитайте следующие предложения. Определите способ выражения обособленных обстоятельств:

А. Деепричастный оборот.
Б. Одиночное деепричастие.
В. Имя существительное с предлогом.

1. В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользнул тонкий
И скрылся за холм в полях.

(С.Есенин)

2. Стеля стихов злаченые рогожи,
Мне хочется вам нежное сказать.

(С.Есенин)

3. Кроме книг, здесь был лишь письменный стол.

– Мы немало сегодня написали и прочитали поэтических строк С.А. Есенина, в которых встречали деепричастия и деепричастные обороты. А почему мы не встретились с синтаксическими конструкциями с обособленными обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами? (Такие синтаксические конструкции характерны для научного и официально-делового стиля, придают речи канцелярский оттенок.)

VI. Выполнение заданий:

Задание 1. Посмотрите еще раз записанные в тетрадях поэтические строки С.А. Есенина, найдите деепричастия, выпишите их в отдельную строчку и разберите их по составу.

Задание 2. Назовите морфологические признаки деепричастия молясь.

Задание 3. Назовите и охарактеризуйте звуки, которые обозначают указанные учителем буквы:

Задание 4. Составьте и запишите предложения с данными оборотами, дополнив их при необходимости (описаниями природы, сравнениями).

VII. Стилистика предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами.

– Прочитайте следующие предложения. Укажите характер ошибки.

1) Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша.
2) Подходя к лесу, мне стало холодно.

Деепричастный оборот обычно свободно передвигается в пределах предложения, он может стоять в его начале, в середине, в конце. Это положение не соблюдено в первом предложении. В нем речь идет о двух действующих предметах в грамматическом значении этого слова: о пассажире (он спрыгнул с трамвая) и о калоше (она слетела), причем действие пассажира не относится к подлежащему.

– Как можно исправить данное предложение?
(Действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, должны быть произведены одним и тем же объектом речи, иначе это приводит к грамматическим ошибкам.)

Прочитайте второе предложение. В нем тоже допущена ошибка. Если главное предложение является безличным, деепричастный оборот может употребляться только в том случае, если сказуемое выражено инфинитивом. Например: Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение долгих недель свободной минуты.

Подобные ошибки часто встречаются в речи. Понаблюдайте за речью других людей – это поможет вам самим избежать ошибок.

И еще советую познакомиться с книгой И.Б. Голуб и Д.Э. Розенталя «Занимательная стилистика», которая в занимательной и доступной форме расскажет о «секретах» использования слов, их сочетаемости, о правилах и тонкостях употребления грамматических форм и гибких синтаксических конструкций. Знакомство с материалами этой книги расширит ваши знания в области русского языка и поможет вам повысить свою речевую культуру.

VIII. Оценки.

IX. Домашнее задание.

На следующем уроке мы выделим время для анализа предложений с обособленными и необособленными обстоятельствами, выраженными одиночными деепричастиями, будем вести разговор о конструкциях с предложными сочетаниями несмотря на, в случае... и др. Будем работать с правилом «Обстоятельства, выраженные существительными с предлогами». Поэтому дома необходимо повторить соответствующий теоретический материал:

1) «Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами».
2) «Правописание производных предлогов».
3) Упр. 387 (Розенталь Д.Э. Русский язык. 10–11-е кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1995).

Индивидуальное задание. Пользуясь «Фразеологическим словарем русского языка», составьте тематический словарь «Деепричастные обороты в составе фразеологизмов». Подготовьтесь к выступлению.

Литература

1. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П., Чельцова Л.К. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника) / Под. ред. Д.Э. Розенталя. М.: Сов. энциклопедия, 1972.

2. Одинцов В.В., Смолицкая Г.П., Голанова Е.И., Василевская И.А. Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся / Под ред. В.В. Иванова. М.: Просвещение, 1983.

3. Словарь русского языка в 4 томах. / Академия наук СССР. Институт языкознания. М.: Гос. изд-во иностр. и национ. словарей, 1957.

4. Есенин С.А. Избранное / Сост., предисл. и примеч. Ю.Л. Прокушева. М.: Просвещение, 1986.

5. Макурина Л.В. Русский язык. 11-й класс. Урок за уроком: Книга для учителя. М.: ООО «Русское слово – учебная книга», 2002. С. 38–42.

6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика: Книга для учащихся 8–10-х классов. М.: Просвещение, 1988.

7. Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие речи. 10–11-е классы: Методическое пособие. СПб.: Паритет, 2002. С. 45–48.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru