О веселом и немного грустном
В предыдущем номере нашей газеты
редакторы выпуска отдали дань Дню смеха –
любимому, хоть и неузаконенному, празднику всех
учеников и, возможно, многих учителей. Во всяком
случае, «старшие» часто бывают вовлечены в
шутки-розыгрыши своих подопечных и отвечают им
тем же. В этот день не грех посмеяться от души
вместе с ребятами, впрочем, как и в любое другое
время.
«Юмор освобождает от стереотипов, от
власти заранее готовых схем мышления и
поведения» – так утверждает
Энциклопедический словарь юного литературоведа.
В общем, без смеха, без шутки жизнь скучна, так
что, признавая огромное значение юмора в
воспитательном и учебном процессе, мы
постарались отдать ему должное и в сегодняшнем
номере.
Загляните в спецвыпуск, который
начинается с разговора об анекдотах. Как и
удачная шутка, хороший анекдот поднимает
настроение, будит дремлющую мысль, обостряет
восприятие слова. А в чем острота, соль анекдота,
какими чертами он наделяет разные группы людей –
об этом и рассказывают исследователи веселого
жанра, авторы только что вышедшей книги об
анекдоте Е.Я. и А.Д. Шмелевы.
Надеемся, что их легкое перо приведет
вас в хорошее расположение духа и прибавит вам
оптимизма, который так пригодится в конце
учебного года.
Не пропустите также на с. 14 веселую
игру в омонимы – «Тезки», ее можно интересно
провести в любом классе, начиная с 6-го.
О литературных сказках, восходящих
тоже к устному жанру, но, в отличие от анекдотов и
каламбуров, окутанных дымкой грусти,
предназначенных детям, но полюбившихся взрослым,
вы узнаете из второй части спецвыпуска.
Если задуматься, на чем возрастают
наши дети, какое мироощущение и какие проблемы
несет с собой каждый период «взросления», как
жадно стремится захватить их прагматичный,
слишком часто жестокий, неустойчивый взрослый
мир, то становится грустно и страшно за них. Смех
сравнивают с лучом солнца, и дети, которые любят
смеяться, конечно, несут в себе свет, они добрые и
веселые существа, но очень хрупкие, требующие
заботы и защиты.
М.Сокольская, автор статьи о
литературных сказках, признается: «Вообще,
кажется, лучшие книжки для детей XX века –
грустные, каждая на свой лад...». Она так объясняет
«синдром детскости» у вечного ребенка Питера
Пэна: «...эта грусть от несоединимости детской
беззаботности и взрослой мудрости».
Но человек, более других имеющий право
судить о детях, педагог, психолог, писатель и,
главное, друг детей Януш Корчак в книге «Когда я
снова стану маленьким» писал о грусти:
«Когда тебе грустно, это не так уж
плохо. Грусть такое мягкое, приятное чувство. В
голову приходят разные добрые мысли. И всех
становится жалко... Ведь мы и грустные сказки
любим. Значит, грусть нужна».
Так вот и получается в мире ребенка: с
одной стороны, смех, с другой – грусть. А может
быть, эти противоположные состояния и есть самые
лучшие в мире воспитатели детей?
Как бы хотелось, чтобы все, с чем
сталкивается ребенок, приносило ему добро,
приобщало его к культуре. И пока большая часть
его жизни проходит в школе, пусть он с
удовольствием, с удивлением, со смехом или мягкой
грустью читает интересные учебники с
захватывающими ум и воображение текстами. А если
вдруг встретится в книжке текст невыносимо
скучный, бесполезный и безликий, пусть все
понимающий учитель заменит его совсем другим,
например, из литературной сказки.
|