Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №13/2003

О веселом и немного грустном

В предыдущем номере нашей газеты редакторы выпуска отдали дань Дню смеха – любимому, хоть и неузаконенному, празднику всех учеников и, возможно, многих учителей. Во всяком случае, «старшие» часто бывают вовлечены в шутки-розыгрыши своих подопечных и отвечают им тем же. В этот день не грех посмеяться от души вместе с ребятами, впрочем, как и в любое другое время.

«Юмор освобождает от стереотипов, от власти заранее готовых схем мышления и поведения» – так утверждает Энциклопедический словарь юного литературоведа. В общем, без смеха, без шутки жизнь скучна, так что, признавая огромное значение юмора в воспитательном и учебном процессе, мы постарались отдать ему должное и в сегодняшнем номере.

Загляните в спецвыпуск, который начинается с разговора об анекдотах. Как и удачная шутка, хороший анекдот поднимает настроение, будит дремлющую мысль, обостряет восприятие слова. А в чем острота, соль анекдота, какими чертами он наделяет разные группы людей – об этом и рассказывают исследователи веселого жанра, авторы только что вышедшей книги об анекдоте Е.Я. и А.Д. Шмелевы.

Надеемся, что их легкое перо приведет вас в хорошее расположение духа и прибавит вам оптимизма, который так пригодится в конце учебного года.

Не пропустите также на с. 14 веселую игру в омонимы – «Тезки», ее можно интересно провести в любом классе, начиная с 6-го.

О литературных сказках, восходящих тоже к устному жанру, но, в отличие от анекдотов и каламбуров, окутанных дымкой грусти, предназначенных детям, но полюбившихся взрослым, вы узнаете из второй части спецвыпуска.

Если задуматься, на чем возрастают наши дети, какое мироощущение и какие проблемы несет с собой каждый период «взросления», как жадно стремится захватить их прагматичный, слишком часто жестокий, неустойчивый взрослый мир, то становится грустно и страшно за них. Смех сравнивают с лучом солнца, и дети, которые любят смеяться, конечно, несут в себе свет, они добрые и веселые существа, но очень хрупкие, требующие заботы и защиты.

М.Сокольская, автор статьи о литературных сказках, признается: «Вообще, кажется, лучшие книжки для детей XX века – грустные, каждая на свой лад...». Она так объясняет «синдром детскости» у вечного ребенка Питера Пэна: «...эта грусть от несоединимости детской беззаботности и взрослой мудрости».

Но человек, более других имеющий право судить о детях, педагог, психолог, писатель и, главное, друг детей Януш Корчак в книге «Когда я снова стану маленьким» писал о грусти:

«Когда тебе грустно, это не так уж плохо. Грусть такое мягкое, приятное чувство. В голову приходят разные добрые мысли. И всех становится жалко... Ведь мы и грустные сказки любим. Значит, грусть нужна».

Так вот и получается в мире ребенка: с одной стороны, смех, с другой – грусть. А может быть, эти противоположные состояния и есть самые лучшие в мире воспитатели детей?

Как бы хотелось, чтобы все, с чем сталкивается ребенок, приносило ему добро, приобщало его к культуре. И пока большая часть его жизни проходит в школе, пусть он с удовольствием, с удивлением, со смехом или мягкой грустью читает интересные учебники с захватывающими ум и воображение текстами. А если вдруг встретится в книжке текст невыносимо скучный, бесполезный и безликий, пусть все понимающий учитель заменит его совсем другим, например, из литературной сказки.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru