Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №13/2003

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Е.И.ВИГДОРОВА


Если вы пишите сочинение

Знания по русскому языку, а иногда и по литературе проверяются на вступительных экзаменах во всех вузах страны – вне зависимости от того, гуманитарный или негуманитарный факультет выбрали желающие получить высшее образование. Однако способы проверки знаний могут быть разные.

Самый традиционный вид экзамена – это сочинение. Сочинение проводят сейчас не во всех вузах. Оно осталось, конечно, на филологических факультетах, на всех факультетах МГУ и в медицинских институтах, а еще в Гитисе, в большинстве художественных институтов и в некоторых технических.

В ряде вузов (но далеко не во всех!) одна из тем – свободная. Не надо думать, что свободная тема легче литературной. Она подразумевает знание не только внепрограммных художественных произведений, но и современной публицистики; нужны способность мыслить самостоятельно и то, что называется владение пером, т.е. умение выстраивать свой текст красиво.

Если на экзамене предлагаются четыре темы и среди них нет свободной (так происходит на факультете лингвистики и историко-филологическом в РГГУ, а также в МГУ), то, как правило, темы распределяются по такому принципу: одна – по литературе первой половины XIX века (или по XVIII веку и первой половине XIX века, если произведения писателей XVIII века включены в программу; на всех филологических факультетах обычно есть произведения Ломоносова, Державина и Фонвизина), вторая – по второй половине XIX века, третья – по литературе XX века. Четвертая тема чаще всего бывает сквозной, т.е. вы должны рассмотреть некоторую проблему или образ по нескольким программным произведениям, которые иногда указываются, а иногда нет.

Тема может звучать так: «Образ Петербурга в русской литературе первой половины XIX века». Как видите, исторический период ограничен. Значит, нельзя рассматривать ни «Преступление и наказание» Достоевского, ни поздние стихи Некрасова. Произведения Пушкина (из программных это «Евгений Онегин» и «Медный всадник»), Гоголя (не только «Шинель», но и «Ревизор», и «Мертвые души», где образ Петербурга играет важную идейно-композиционную роль), «Бедные люди» Достоевского, «Вчерашний день часу в шестом...» и «Еду ли ночью по улице темной...» Некрасова – вот литературный материал, который вы можете использовать. Если авторы и произведения экзаменаторами не названы, то абитуриент вправе выбрать три (не меньше!) любых произведения этого периода. Если после названия темы в скобках написано, например, «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Шинель», то такого выбора у него нет.

Как правило, одна из тем в экзаменационном наборе связана с лирикой, другая подразумевает анализ какого-то прозаического произведения, третья – пьесы. Степень сложности тем, естественно, зависит от вуза и факультета. Так, на филологических отделениях университетов, как правило, темы связаны с анализом литературоведческим, например: «Роль детали в рассказах А.П. Чехова», «Идейно-композиционная роль “Повести о капитане Копейкине” в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”». На факультетах нефилологических темы сформулированы проще: «Мир дворянский и мир крестьянский (по “Капитанской дочке” Пушкина)».

Но как бы ни была сформулирована тема, нужно помнить следующее.

Первое. На сочинение абитуриентам дается 4 астрономических часа, то есть 240 минут, и надо сказать, что «художественные особенности» сочинения во многом определены этими четырьмя часами. За отпущенное время требуется правильно выбрать тему, расшифровать для себя ее формулировку, набросать «рабочий» план, распределить время, написать текст и минимум два раза его проверить.

Второе. К концу выпускного класса (или того года, который определили как подготовительный) каждый абитуриент должен знать про себя, сколько времени ему нужно, чтобы:

1) написать план;
2) написать черновик;
3) переписать начисто;
4) два раза проверить.

Один из главных пунктов – проверка работы. Как бы хорошо ученики ни написали сочинение, несколько ошибок могут лишить их права учиться в выбранном вузе. Даже очень грамотные люди легко могут забыть обособить вводное слово или обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Единственное, на чем можно сэкономить время, – это черновик. Иногда лучше написать более подробный план и набросать вступление, а к черновику обращаться только в том случае, когда пишущий почувствует, что формулировка той или иной мысли ему не дается.

Лучше зачеркнуть неудачную фразу в чистовике, чем не успеть проверить работу. Не станем скрывать от старшеклассников, что вступительные экзамены по чистописанию не проводятся и за помарки оценка, как правило, не снижается. Конечно, не стоит разводить в работе грязь, зачеркивать надо аккуратно, одной чертой, той же ручкой, которой написано сочинение. И помнить, что скобки – это знак препинания, а не способ зачеркивания.

Третье. В сочинении должны обязательно быть три части: вступление, основная часть и заключение.

Вступление должно иметь прямое отношение к теме, не надо сообщать экзаменатору, что Пушкин «наше все», и подробно рассказывать, как его любили Державин, Карамзин, Жуковский, а также будущие декабристы, если у нас тема «Мир дворянский и мир крестьянский в “Капитанской дочке”». Во вступлении абитуриент должен четко сказать, как он понял тему и как намерен ее раскрывать. Иными словами, вспомнить уроки по геометрии. Дано – доказать – доказательство. И завершается решение задачи знаменитыми «и т.д.». Так и в сочинении. После формулировки того, что дано и что требуется доказать в данной работе, т.е. вступления, идет основная часть, которая и является собственно доказательством. Она должна быть в 6–8 раз (уж будем и дальше «поверять... … алгеброй гармонию», тем более что на экзамене вдохновение никого посещать не обязано) длиннее вступления. Так что надо выделить в плане 5–6 аспектов той проблемы, которая заявлена в формулировке темы.

А в заключении работы следует сказать о том, что выполнена та задача, о которой говорилось во вступлении.

Еще раз повторим: правильно распределив время, абитуриент непременно должен оставить на проверку столько минут (30, 40, 45, 60), сколько лично ему нужно, чтобы ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ СОЧИНЕНИЕ ДВА РАЗА.

Итак, готовясь к сочинению, поступающие должны научиться анализировать литературный материал, ориентироваться в истории, структурировать текст, и, конечно, им придется овладеть нормами русского литературного языка, а ошибки в сочинениях бывают, как известно, не только орфографические и пунктуационные, но и речевые и грамматические.

 

Другой вид экзамена – это тест по русскому языку и литературе. Такой тест содержит вопросы по орфографии, пунктуации, иногда по теории русского языка, по литературным произведениям.

Обычно задания по русскому языку включают в себя тексты с пропущенными буквами и знаками препинания. Знания по теории проверяются примерно так: даются предложение и варианты его характеристики – определенно-личное, неопределенно-личное, двусоставное. Абитуриенты должны выбрать правильный ответ. Эти вопросы могут быть как из области синтаксиса, морфологии, так и из области фонетики и лексики.

 

Тестовые вопросы по литературе не касаются, как правило, ни проблематики, ни поэтики художественных произведений. Они не подразумевают проверку умения анализировать литературный материал и связаны обычно только с текстом, историческими фактами, этапами творческого пути того или иного писателя.

Так, в тексте может быть цитата из какого-то произведения, а от абитуриента требуется определить автора и произведение. Например, приводится цитата:

Но в них не видно перемены;
Все в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп... –

и варианты ответа: «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Ревизор» Н.В. Гоголя.

Мало кто из абитуриентов предположит, что это цитата из «Ревизора». Но вот приписать пушкинские строки Грибоедову, наверное, легко смогут те, кто плохо помнит как «Горе от ума», так и «Евгения Онегина».

Тест по литературе, как мы уже говорили, может проверять и умение поступающих ориентироваться в культурно-историческом контексте творчества разных писателей. Например, предлагается вопрос: кто был современником Наполеона – Пушкин, Лев Толстой, Достоевский?

Иначе говоря, готовясь к тесту, включающему вопросы по литературе, абитуриент должен иметь пусть не очень глубокие, но достаточно широкие знания как по литературе, так и по истории.

 

Во многих вузах на нефилологических факультетах экзамен, включающий проверку знаний по литературе, не проводится. Однако требование грамотно писать по-русски предъявляют, как мы уже говорили, почти во всех высших учебных заведениях. Грамотность проверяется диктантом или тестом по русскому языку. Надо сказать, что такой вид экзамена не легче, чем сочинение. В сочинении пишущий имеет право заменить слово, в написании которого сомневается, синонимом, слишком трудную синтаксическую конструкцию – более внятной для него, а в тексте, предложенном тестом или диктантом, ничего упростить нельзя.

А потому к такому виду экзамена требуется очень кропотливая и долгая подготовка, включающая и повышение грамотности, и тренировку.

Итак, помогая школьникам готовиться к вступительным экзаменам, преподаватель должен знать, на какой вид проверки знаний надо ориентировать каждого ученика.

В заключение хочу добавить, что работа с абитуриентами – как школьниками, так и учащимися любых подготовительных курсов, ни в коем случае не должна ограничиваться этой конъюнктурной задачей – подготовкой к вступительным испытаниям. Эту цель, конечно, забывать не стоит, но и о том, что учитель учит, а не только натаскивает к экзамену, помнить, кажется нам, надо.

Об этом мы поговорим в ближайших номерах.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru