ТЕСТ. ТЕСТ. ТЕСТ
Т.Н. РОГОВИК,
г. Москва
Продолжение. См. № 8, 10/2003
Окружной педагогический мониторинг
Тестирование по русскому языку
9 класс
Вариант I
Задание 1. Укажите слово, в
котором ударение падает на первый слог.
1) Щавель; 2) добела; 3) балуясь; 4) столяр;
5) торты.
Задание 2. Укажите предложение, в
котором нарушена норма управления.
1) Из-за оттепели лыжные соревнования
пришлось отменить.
2) Из города привезли удочки и спиннинг для
рыболовов.
3) Рецензию о прочитанной книге должны были сдать
на прошлой неделе.
4) В тишине отчетливо послышалось, как захрустел
наст под лапами медведя.
Задание 3. Вставьте
пропущенные гласные.
Предост_режение, волеизъ_вление,
конф_ренция, расч_хлить, изв_стковый,
про_кционный, расст_лающийся, сотв_рение.
Варианты ответа: 1) е, я, е, е, е, е,
е, о; 2) е, я, е, е, е, е, и, о; 3) е, я, и, е,
е, э, и, о.
Задание 4. Укажите строчку, в
каждом слове которой на месте пропуска пишется
буква и.
1) Выход_м из разваливш_йся лачужк_,
отвеча_шь по памят_, на голубеющ_м небосвод_;
2) из Средн_й Ази_, наход_тесь на балкон_ башн_, в
ранн_м произведени_;
3) при получени_ преми_, выраста_шь из семен_, из
бушующ_го пламен_;
4) вид_м на площад_, осенн_м поздн_м вечером,
выскоч_т из стремен_.
Задание 5. Укажите строчку, в
каждом слове которой на месте пропуска пишется
буква и.
1) Пр_оритет, пр_права, пр_даное,
пр_клонить (ветку), пр_следовать;
2) пр_вилегированный, пр_встал, пр_чуда, пр_бывать
(в страну), пр_горок;
3) пр_касаться, пр_лечь, пр_рода, пр_зидиум,
пр_милый;
4) пр_остановить, пр_пугнуть, пр_ческа, пр_града,
пр_обладать.
Задание 6. Укажите строчку, в
которой все слова могут писаться с не слитно.
1) (Не)годование, (не)объятный,
(не)истово, (не)кого, (не)информировать;
2) (не)вежественный, (не)навидя, (не)пропущу,
(не)хотя, (не)друг, а враг;
3) (не)избежно, (не)просохшая, (не)взгоды,
(не)взрачный, (не)сдобровать;
4) (не)замеченная учеником, (не)легко,
(не)искренний, (не)вымыты, (не)зимний.
Задание 7. Укажите строчку, в
которой все слова пишутся через дефис.
1) Положить (на)счет, (полу)станок,
(изжелта)красный, (с)горяча, (по)моему;
2) точь(в)точь, (по)английски, (северо)восток,
(пол)листа, откуда(нибудь);
3) (с)налету, (полу)месяц, (не)смотря на усталость,
нырнуть (в)глубь, (в)миг;
4) (еле)еле, (пол)Африки, (на)скаку, (в)последствии,
(в)даль моря.
Задание 8. Укажите сложное
предложение, в структуре которого находится
односоставное.
1) Изредка лишь дуновенье ветерка
роптанье листьев приносило, да с темным берегом
уныло шепталась горная река.
2) В середине марта дни увеличились, а на дорогах и
полянах начало подтаивать.
3) Он все еще не мог справиться с волнением, и руки
его заметно дрожали.
4) Отряд наш, кажется, отстал, и мы с Дерсу шли
вперед и говорили между собой, стараясь быть
неуслышанными.
Задание 9. Укажите
предложение, в котором допущена пунктуационная
ошибка.
1) Нелепая постройка отразила разные
стили, а именно: модерн и ренессанс, готику и
классицизм.
2) Посаженные заботливыми родственниками
деревца: клен, тополь, акации, а также
дикорастущий тёрн – зеленели приветливо и свежо.
3) Мне хотелось прочитать: про травы, про моря, про
горы, про дальние страны.
4) Только слышится подвывание ветра в снастях да
тихий гул моря.
Задание 10. Расставьте знаки
препинания в предложении.
Поднялся свежий ветер (1) и (2) мы (3)
иззябшие (4) промокшие до последней нитки (5)
воротились домой (6) посмеиваясь друг над другом
(7) и (8) ничуть не сожалея ни о потраченном времени
(9) ни о своем предприятии.
Варианты ответа: 1) 1, 3, 4, 5, 6, 9; 2) 1, 3, 4,
5, 6, 7, 8; 3) 1, 2, 4, 5, 6, 7, 9.
Задание 11. Укажите
предложение, в котором допущена пунктуационная
ошибка.
1) По проселочной дороге, к нашему
огорчению, в деревню проехать было нельзя.
2) Мы долго кружили по просторному заливу и,
разумеется, заблудились.
3) Все почему-то обрадовались неожиданной встрече
двух людей, знакомых, должно быть, еще с
незапамятных времен.
4) Однако, началась метель, которая замела и так
плохо различимую среди густых деревьев дорогу.
Задание 12. Укажите
предложение, в котором цитата оформлена верно.
1) Академик В.И. Вернадский утверждал –
«Ученые должны себя чувствовать ответственными
за последствия их открытий».
2) В одном из интервью русский ученый-физиолог И.П.
Павлов заметил, что «у науки нет родины, а у
ученого она должна быть».
3) Уже в середине XIX века Тютчев писал, что душа
иссушена безверьем:
«Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...».
4) «...Искусство вместе с речью есть одно
из орудий общения, а потому и прогресса» – в
одной из статей писал Л.Н. Толстой.
Задание 13. Укажите
предложение, в котором допущена речевая ошибка.
1) Звенигород известен своими
памятниками.
2) Количество читателей нашей библиотеки
непрерывно прогрессирует.
3) В одном из центральных залов открылась
выставка известного художника.
Задание 14. Определите стиль
текста.
Волга – самая крупная река в Европе.
Берет начало на Валдайской возвышенности,
впадает в Каспийское море. Протяженность реки –
3690 км. Крупные притоки Волги в среднем
течении – Ока и Кама, в низовьях – Ахтуба.
Варианты ответа: 1) разговорный;
2) публицистический; 3) научный; 4) художественный.
Вариант II
Задание 1. Укажите слово, в
котором ударение падает на второй слог.
1) Каталог; 2) облегчить; 3) договор; 4)
мельком; 5) красивее.
Задание 2. Укажите предложение, в
котором нарушена норма согласования.
1) Журналисты получили ответы на все
интересующие их вопросы.
2) В области разработки компьютерных программ
долгие годы первой была США.
3) Весной в горных реках течение более быстрое и
бурное, чем осенью.
4) Ученик правильно решил уравнение, пример на
извлечение корня и задачу.
Задание 3. Вставьте
пропущенные гласные.
Оп_режение, распростр_нение,
л_цедействовать, прекл_няться, экспр_ссивный,
ниспров_ргать, прод_лговатый, неуг_монная.
Варианты ответа: 1) е, а, и, о, е, е,
а, а; 2) е, а, и, а, е, е, о, а; 3) е, а, и, о,
е, е, о, о.
Задание 4. Укажите строчку, в
каждом слове которой на месте пропуска пишется
буква е.
1) Вынес_шь из фильмотек_, от кочк_ к
кочк_, в дальн_м поход_;
2) по темнеющ_й алле_, на крыш_ обсерватори_, к
улыбающ_йся девочк_;
3) от тяжелейш_го бремен_, страда_те от сырост_, в
эпилог_ повест_;
4) игра_м в спектакл_, на дрейфующ_м парусник_,
ползем по транше_.
Задание 5. Укажите строчку, в
каждом слове которой на месте пропуска пишется
буква з.
1) Ра_ворошить, и_зябнуть, (з,с)дать,
во_создать, перера_пределить;
2) обе_зараженный, ра_добыть, бе_вкусный,
ни_вергнутый, нера_деленная;
3) ра_царапать, обе_воженный, (с,з)двинутый,
и_следовать, и_бранник.
4) ра_двоение, в_лететь, и_подтишка, бе_полезный,
(с,з)бивчивый.
Задание 6. Укажите строчку, в
которой все слова могут писаться с не раздельно.
1) (Не)отвратимо, (не)взять, (не)сданный в
кассу, (не)приятель, (не)вежда,
2) (не)широкий, а узкий; (не)мигая, (не)поладки,
(не)доумевать, (не)стой;
3) (не)дам, далеко (не)умный, (не)возмутимо,
(не)вычищены, (не)красивая;
4) (не)пойманный вовремя, (не)вой, (не)открыты,
(не)у(кого), (не)декларируя.
Задание 7. Укажите строчку, в
которой все слова пишутся слитно.
1) (Пол)часа, (в)следствие непогоды,
(древне)славянский, буд(то), (по)дальше;
2) (иссиня)черный, (кое)где, (фруктово)ягодный,
(дальне)восточный, (пол)сотни;
3) (зелено)глазый, куда(то),
(литературно)музыкальный, (юго)восток, (в)глубь
леса;
4) (по)немецки, (русско)немецкий, (бело)ствольная,
из(под), (в)течении реки.
Задание 8. Укажите сложное
предложение, в структуре которого находится
односоставное.
1) Я приказал ехать на незнакомый
предмет, который тотчас и стал подвигаться нам
навстречу.
2) Голодный волк в лесной глуши пронзительно
стонал, да ветер бился и ревел, играя на реке.
3) За лесом солнце спряталось, и от оврага холодом
повеяло в лицо.
4) Шум, доносившийся с судна, заставил их
насторожиться, и звери стали удаляться.
Задание 9. Укажите
предложение, в котором допущена пунктуационная
ошибка.
1) Он был мастер на все руки: слесарь,
столяр, плотник и даже механик.
2) Разве все эти вещи: карандаши в оправе, записная
книжка, часы, фотоаппарат – не говорят больше
всяких слов об интересном госте?
3) Он представил себе и маленький дворик с
березкой у окна, и деревянную лестницу, и
открытую калитку: словом, все то, чего прежде не
замечал.
4) Поручни, компасы, бинокли, приборы разные – все
это было медное.
Задание 10. Расставьте знаки
препинания в предложении.
Рыба (1) раньше хорошо бравшая приманку
(2) перестала клевать (3) и (4) уставшие от
бессонной ночи (5) продрогшие до костей (6)
рыболовы уснули (7) положив головы на весла (8) и (9)
укрывшись куртками.
Варианты ответа: 1) 1, 2, 3, 4, 5, 7, 9; 2) 1, 2,
3, 4, 5, 6, 7; 3) 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9.
Задание 11. Укажите
предложение, в котором допущена пунктуационная
ошибка.
1) Поля, холмы, знакомые дубравы, забыты
вы до сладостной поры.
2) Я снова здесь, в семье родной, мой край,
задумчивый и нежный!
3) О сторона ковыльной пущи, ты сердцу ровностью
близка, но и в твоей таится гуще солончаковая
тоска.
4) Широко, ты, Русь, по лицу земли в красе
царственной развернулася.
Задание 12. Укажите
предложение, в котором цитата оформлена неверно.
1) В дневнике А.В. Суворов записал: «Будь
чистосердечен с друзьями своими, умерен в своих
нуждах и бескорыстен в своих поступках».
2) «Все люди родятся искренними и умирают
лжецами», – заметил мудрец.
3) Из Женевы Гоголь писал Погодину, что «теперь
передо мною чужбина, но в сердце моем Русь, не
гадкая Русь, но одна только прекрасная Русь».
4) В черновиках Лермонтова было обращение Мцыри к
Богу, вычеркнутое поэтом:
Ты на земле мне одному
Дал вместо родины тюрьму.
Задание 13. Укажите
предложение, в котором допущена речевая ошибка.
1) В густой тени елового леса растут
лишь немногие растения.
2) В час пик поезда метро наполнены пассажирами до
отвала.
3) В спорте большое значение имеют тренировка,
выдержка, упорство.
Задание 14. Определите стиль
текста.
Волга! Главная улица России! Ее зовут
матушкой – самым что ни на есть для человека
дорогим словом. Она действительно, как мать,
давала жизнь сотне поколений живших на ее
берегах людей и вошла своей широтой и вольностью
в их характер.
Варианты ответа: 1) разговорный;
2) публицистический; 3) научный; 4) художественный.
|