КОНКУРС
Продолжение. См. № 5, 7, 9, 11/2003
Назовите автора
Конкурс читателей
Отрывок 5
Главная катастрофа произошла на пятом
уроке, на литературе. В связи с приближающимся
общешкольным горьковским вечером Людмила
Прохоровна обещала поговорить о некоторых
произведениях великого пролетарского писателя,
относящихся даже к программе восьмого класса.
Каждому лестно, конечно, целый час побыть как бы
восьмиклассником. Тем более что всем до черта
надоели эти дурацкие сочинения на тему «Делу
время – потехе час» или изложения по картинке
«Три богатыря».
– А.М. Горький, 1868–1936, – торжественно сказала
Людмила и осмотрела сквозь свои толстые очки
всех ребят, словно бы ожидая чего-то. Ребята
знали, чего ей надо, и сделали вдохновенные лица,
как на фотографии «Встреча московских писателей
с коллективом завода “Каучук”».
– «Песня о Буревестнике», – продолжала она еще
торжественнее и, немного полистав книгу, нашла
нужную страницу:
Над седой равниной моря ветер тучи
собирает.
Между тучами и морем гордо реет буревестник
(сложное слово, между прочим, мы уже проходили),
черной молнии подобный.
Дочитав до конца, она сказала:
– Достаньте тетрадочки и запишите: 1) чайки –
интеллигенция, которая не знает, к кому ей
примкнуть; 2) гагары – существа, боящиеся
переворота, мещане; 3) волны – народные массы;
4) гром и молния – реакция, которая пытается
заглушить голос народа; 5) пингвины –
буржуазия; 6) Горький – буревестник революции.
Записали? Положите ручки. Калижнюк, ответь нам:
кто такие чайки?
Коля лениво выбрался из-за парты, подумал,
покряхтел:
– Ну, они, эти, ну, которые культурные...
– Ты хочешь сказать – интеллигенция? Правильно,
садись.
Тут ей на глаза попалась Машка, которую прямо
корчило от этого разбора.
– Гаврикова! – крикнула Людмила. – Ты что
вертишься? Может быть, тебе неинтересно?
Это был риторический вопрос (они это уже
проходили – например, у Некрасова: «О Волга,
колыбель моя, любил ли кто тебя, как я?»).
Риторические вопросы задаются просто так, на них
нет необходимости отвечать. Но класс
требовательно смотрел на Машку.
– Неинтересно! – сказала она именно таким
голосом, каким в свое время Галилео Галилей
утверждал, что Земля вертится.
– Может, тебе вообще в школу ходить неинтересно?
– Вообще интересно.
– Значит, только на мои уроки?
– Да.
Машка только молилась, чтоб Людмила не была дурой
и не спрашивала об этом остальных. Потому что
тогда – страшно подумать, что начнется. Но
Людмила была...
– Может быть, вам всем неинтересно?
– Всем! – заорал класс. – Всем!
Людмила долго стучала портфелем по столу, но
класс орал: «Всем! Неинтересно! Всем!
Неинтересно!».
Прибежала Марья Ивановна, завуч.
– Что тут у вас происходит? – спросила она
строго.
Машка, считавшая себя виноватой, сказала:
– Людмила Прохоровна спросила нас, интересно ли
на ее уроках. А я ответила...
– Мы ответили, – заорал класс. – Мы все...
– Идите все сейчас же по домам. И снисхождения не
ждите! За такое хулиганство придется отвечать. –
Она говорила строго, но как-то неуверенно, многим
показалось, что она не очень сочувствует Людмиле,
а кричит просто так, по должности. – Это позор
всему классу, всему шестому «Б»! Докатились!
Продолжеие следует
|