Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №14/2003

ДРУГОЙ ВЗГЛЯД

Н.А. БОРИСЕНКО

Продолжение. См. № 2, 6, 10/2003


5. Сизифов труд проверки тетрадей

Сначала из серии «Невыдуманные истории».

В учительской назревал скандал. По плану работы школы накануне проверяли, простите за тавтологию, «состояние проверки тетрадей» в каких-то там классах. Оказалось, что у Марьи Ивановны не проверены рабочие тетради за всю последнюю неделю, у Татьяны Львовны проверяются только классные работы или, может быть, только домашние – не в этом суть. А Любовь Давыдовна – о боже! – пропускает ошибки.
Завуч объявил выговоры. Учителя обижены, кто-то уже пишет заявление, кто-то горько рыдает.
Постороннему человеку этого просто не понять. И вот тут-то в игру вступает муж одной из учительниц: «Ты из-за этого так расстроилась? Сколько тебе за них платят? Ах, триста в месяц? Ну, конечно, это стоит и рыданий, и нервов. Цена одной твоей проверки – двадцать пять копеек. А главное – проверяй не проверяй, а красного цвета в них меньше не становится. Сизифов труд». Положил на стол цветную бумажку и велел собираться в гости. Жена в истерике: у меня еще не проверены три стопки рабочих и две контрольных. Но в душе зародилось сомнение: неужели и в самом деле двадцать пять копеек? Муж сел за калькулятор: «Берем не тебя, а среднестатистического учителя, у которого только три класса, это примерно сто учеников, сто учеников – сто тетрадей. Итого три рубля в месяц на ученика. В неделю его тетради нужно проверить хотя бы три раза. Делим три мифических рубля на 12 проверок. Все верно: двадцать пять. Это у учителя с тремя классами. У тебя будет меньше. Ну что, идем в гости?».
Конец этой истории каждый может придумать сам.

Как же все-таки быть? Не проверять тетради нельзя. Это знает каждый словесник. Но и проверить все работы просто физически невозможно. Перегрузки от самих уроков и от подготовки к ним еще как-то можно объяснить. Но проверка тетрадей часто доводит до нервного срыва.

Объясняя начинающим учителям смысл этой работы, я всегда обращаюсь к «Письмам Кристине», написанным от имени опытного учителя Маргарет Метзгер к выпускнице педагогического колледжа. (Они были опубликованы в газете «Первое сентября» в № 83–88 за 1996 г.) Вспоминая себя в молодости, Маргарет рассказывает:

«Денно и нощно я проверяла работы 140 учеников. Об этом узнал один очень опытный учитель. “Вы не должны убивать свою жизнь на эту работу, – сказал он и посмотрел на новое, еще сверкающее обручальное кольцо на моей руке. – Бьюсь об заклад, у вас остается не много времени для мужа. Когда в последний раз вы вместе прогулялись или сходили в кино?.. Приходите на следующей неделе, и я покажу, как проверять работы быстро”. И он сдержал слово. Он дал мне самый важный совет: при проверке тетрадей не стоит решать все проблемы сразу, а каждый раз надо браться лишь за одну проблему. Каждый раз проверять в тетрадях что-то одно».

Не знаю, как на эти советы посмотрели бы методисты, но мне «Письма Кристине» очень помогли. И прежде всего тем, что научили думать, искать свои пути в методике.

Конечно, читатель-скептик тут же возразит: какие еще «свои пути» могут быть в такой рутинной работе, как ежедневная проверка тетрадей? И все же у каждого словесника и здесь есть свои находки, свои полезные мелочи.

Опытные учителя советуют:

  • Все, что может быть проверено в классе, должно быть проверено в классе. Для этого подходят самые разные приемы: образцы правильного выполнения заданий на доске или карточки-ключи на партах, орфографическое проговаривание, мгновенная проверка записанного с помощью сигнальных карточек, перфокарты.

  • Возвращать тетрадь ученику нужно не позднее следующего дня, так как только в этом случае устанавливается быстрая обратная связь. Сочинение или контрольная, отданные через неделю, а то и через две, никому не нужны. Еще в большей степени это относится к тетрадям рабочим.

  • Начинать любую следующую работу надо с исправления уже допущенных ошибок. Иначе благородный труд проверки тетрадей и в самом деле превратится в труд Сизифа.

Может, стоит прислушаться к этим советам? Не так уж они невыполнимы.
От себя добавлю еще несколько правил и приемов.

Проверку тетрадей надо постараться превратить в…... удовольствие. «А что они там сегодня написали? Чем порадовали? Много ли ошибок? Не прошел ли урок даром? Поняли ли тему?» – эти и другие вопросы задаю себе, глядя на стопку тетрадей.
Этот прием дает, как правило, положительные результаты. В самых что ни на есть обычных тетрадях часто можно найти не только гору ошибок, но и множество маленьких открытий, ведь тетрадь, в отличие от учительского конспекта, – фотография деятельности ученика. Она поможет скорректировать следующий урок, увидеть свои просчеты и ошибки.
К проверке тетрадей не следует относиться как к некоему священному делу, которое должно отнимать все силы и время учителя. Я положила себе за правило: на одну тетрадь тратить не больше минуты, тогда всю пачку можно проверить всего за полчаса.

Как это делается?

Берем тетрадь. Так, словарный диктант, проверяем обязательно, даже если написано всего две-три строчки, и обязательно поставим оценку. (Вспомним одно из правил «Писем к Кристине»: каждый раз проверять в тетрадях что-то одно.) Упражнения из учебника. Читаем по диагонали. Разборы все проверялись на уроке, нечего их еще раз так уж досконально изучать, тут не следственная экспертиза. А вот это проверим непременно – итоговая диктовка по теме – и опять поставим оценку (только не двойку, лучше черту или еще как-нибудь выразим свое неодобрение). Итого две-три оценки за одну классную работу. Ученик не обделен вниманием. Он знает: все, что он делал на уроке, будет проверено, замечено, оценено. Учитель же видит все пробелы в знаниях ученика.

Проверка тетрадей – ручная работа, и в прямом, и в переносном смысле ручная. Пока еще не придумано технологии, способной заменить каторжный труд учителя в этом деле. Но существует один путь, позволяющий значительно облегчить его. Это путь самопроверки.

Самопроверку в той или иной степени используют многие словесники. Но именно в той или иной степени – от случая к случаю. А между тем самопроверка и самоконтроль могут стать настоящими помощниками учителя.

Я работаю в пятом классе по учебнику Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой1. Примечательно, что ко всем упражнениям в нем есть ответы. Ответами в современных учебниках сегодня никого не удивишь. Однако эта методическая находка – не побоюсь даже сказать, открытие – впервые введена в учебники русского языка и литературы учеными-психологами Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой (см. их книги «Секреты орфографии», «Речь, язык и секреты пунктуации» и др.). Именно в ответах ко всем (!) заданиям и вопросам – принципиальное отличие нового учебника от всех других.

«С какой целью введены ответы? – обычно спрашивают все, кто впервые сталкивается с учебником, и среди них нередко родители. – Ведь ребенок попросту все спишет». И заклеивают, замарывают страницы с ответами, прячут их от ученика. А ведь ключи в учебнике даны не просто так. Они нужны для самоконтроля и самопроверки знаний, позволяют школьнику работать спокойно, не бояться того, что можешь ошибиться, а еще позволяют каждому работать в своем темпе: «черепахам» не спешить, а «ланям» бежать так, как это свойственно их природе. Дети, успешно справившиеся с заданием, пропускают однотипные упражнения, переходя на следующий уровень, – для них включается зеленый свет, слабые и интеллектуально пассивные продолжают тренировку – для них пока еще горит красный свет.

Вот так организован самоконтроль в нашем учебнике и на наших уроках. Часть работы учителя берут на себя сами ученики. А у меня на проверку тетрадей теперь уходит гораздо меньше времени, чем раньше. Домашние работы я просто просматриваю, попутно для себя отмечая тех, кто списал «точь-в-точь как в ответе». (Эксперимент показал, что спустя некоторое время интеллектуально пассивные дети тоже перестают списывать, переходя на уровень интеллектуально активных, так что пусть пока списывают.)

Вопрос о самоконтроле увел нас далеко в сторону от предмета обсуждения – проверки тетрадей. На самом деле эти вопросы взаимосвязаны. И дело, конечно, не только в том, чтобы разгрузить учителя. Постоянный самоконтроль включает внимание и помогает воспитать такие важные качества личности, как самостоятельность и ответственность. Это знают все мои ученики, которые учатся по нашему учебнику.

А как же быть тем, для кого пока что учебник с ответами-ключами не стал привычным делом? Оглянуться назад и задать себе вопрос: «Не слишком ли много сил я трачу на проверку тетрадей? Не стоит ли это дело чуть-чуть упростить, чтобы осталось время и на походы в кино, и на прогулки с мужем, и, наконец, на творчество?». Ведь рутинная работа больше всего убивает ту способность в человеке, которая называется творчеством.

Продолжение следует


1 Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Русский язык: Учебник для 5-го класса: В 2 ч. М., 2001. См. также мою рецензию на этот учебник в № 14/2002.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru