ДРУГОЙ ВЗГЛЯД
Н.А. БОРИСЕНКО
Продолжение. См. № 2, 6,
10/2003
5. Сизифов труд проверки тетрадей
Сначала из серии «Невыдуманные
истории».
В учительской назревал скандал. По
плану работы школы накануне проверяли, простите
за тавтологию, «состояние проверки тетрадей» в
каких-то там классах. Оказалось, что у Марьи
Ивановны не проверены рабочие тетради за всю
последнюю неделю, у Татьяны Львовны проверяются
только классные работы или, может быть, только
домашние – не в этом суть. А Любовь Давыдовна – о
боже! – пропускает ошибки.
Завуч объявил выговоры. Учителя обижены, кто-то
уже пишет заявление, кто-то горько рыдает.
Постороннему человеку этого просто не понять. И
вот тут-то в игру вступает муж одной из
учительниц: «Ты из-за этого так расстроилась?
Сколько тебе за них платят? Ах, триста в месяц? Ну,
конечно, это стоит и рыданий, и нервов. Цена одной
твоей проверки – двадцать пять копеек. А главное
– проверяй не проверяй, а красного цвета в них
меньше не становится. Сизифов труд». Положил на
стол цветную бумажку и велел собираться в гости.
Жена в истерике: у меня еще не проверены три
стопки рабочих и две контрольных. Но в душе
зародилось сомнение: неужели и в самом деле
двадцать пять копеек? Муж сел за калькулятор:
«Берем не тебя, а среднестатистического учителя,
у которого только три класса, это примерно сто
учеников, сто учеников – сто тетрадей. Итого три
рубля в месяц на ученика. В неделю его тетради
нужно проверить хотя бы три раза. Делим три
мифических рубля на 12 проверок. Все верно:
двадцать пять. Это у учителя с тремя классами. У
тебя будет меньше. Ну что, идем в гости?».
Конец этой истории каждый может придумать сам.
Как же все-таки быть? Не проверять
тетради нельзя. Это знает каждый словесник. Но и
проверить все работы просто физически
невозможно. Перегрузки от самих уроков и от
подготовки к ним еще как-то можно объяснить. Но
проверка тетрадей часто доводит до нервного
срыва.
Объясняя начинающим учителям смысл
этой работы, я всегда обращаюсь к «Письмам
Кристине», написанным от имени опытного учителя
Маргарет Метзгер к выпускнице педагогического
колледжа. (Они были опубликованы в газете «Первое
сентября» в № 83–88 за 1996 г.) Вспоминая себя в
молодости, Маргарет рассказывает:
«Денно и нощно я проверяла работы 140
учеников. Об этом узнал один очень опытный
учитель. “Вы не должны убивать свою жизнь на эту
работу, – сказал он и посмотрел на новое, еще
сверкающее обручальное кольцо на моей руке. –
Бьюсь об заклад, у вас остается не много времени
для мужа. Когда в последний раз вы вместе
прогулялись или сходили в кино?.. Приходите на
следующей неделе, и я покажу, как проверять
работы быстро”. И он сдержал слово. Он дал мне
самый важный совет: при проверке тетрадей не
стоит решать все проблемы сразу, а каждый раз
надо браться лишь за одну проблему. Каждый раз
проверять в тетрадях что-то одно».
Не знаю, как на эти советы посмотрели
бы методисты, но мне «Письма Кристине» очень
помогли. И прежде всего тем, что научили думать,
искать свои пути в методике.
Конечно, читатель-скептик тут же
возразит: какие еще «свои пути» могут быть в
такой рутинной работе, как ежедневная проверка
тетрадей? И все же у каждого словесника и здесь
есть свои находки, свои полезные мелочи.
Опытные учителя советуют:
Все, что может быть проверено в
классе, должно быть проверено в классе. Для
этого подходят самые разные приемы: образцы
правильного выполнения заданий на доске или
карточки-ключи на партах, орфографическое
проговаривание, мгновенная проверка записанного
с помощью сигнальных карточек, перфокарты.
Возвращать тетрадь ученику нужно не
позднее следующего дня, так как только в этом
случае устанавливается быстрая обратная связь.
Сочинение или контрольная, отданные через
неделю, а то и через две, никому не нужны. Еще в
большей степени это относится к тетрадям
рабочим.
Начинать любую следующую работу надо
с исправления уже допущенных ошибок. Иначе
благородный труд проверки тетрадей и в самом
деле превратится в труд Сизифа.
Может, стоит прислушаться к этим
советам? Не так уж они невыполнимы.
От себя добавлю еще несколько правил и приемов.
Проверку тетрадей надо постараться
превратить в…... удовольствие. «А что они там
сегодня написали? Чем порадовали? Много ли
ошибок? Не прошел ли урок даром? Поняли ли тему?»
– эти и другие вопросы задаю себе, глядя на
стопку тетрадей.
Этот прием дает, как правило, положительные
результаты. В самых что ни на есть обычных
тетрадях часто можно найти не только гору ошибок,
но и множество маленьких открытий, ведь тетрадь,
в отличие от учительского конспекта, –
фотография деятельности ученика. Она поможет
скорректировать следующий урок, увидеть свои
просчеты и ошибки.
К проверке тетрадей не следует относиться как к
некоему священному делу, которое должно отнимать
все силы и время учителя. Я положила себе за
правило: на одну тетрадь тратить не больше минуты,
тогда всю пачку можно проверить всего за полчаса.
Как это делается?
Берем тетрадь. Так, словарный диктант,
проверяем обязательно, даже если написано всего
две-три строчки, и обязательно поставим оценку.
(Вспомним одно из правил «Писем к Кристине»:
каждый раз проверять в тетрадях что-то одно.)
Упражнения из учебника. Читаем по диагонали.
Разборы все проверялись на уроке, нечего их еще
раз так уж досконально изучать, тут не
следственная экспертиза. А вот это проверим
непременно – итоговая диктовка по теме – и опять
поставим оценку (только не двойку, лучше черту
или еще как-нибудь выразим свое неодобрение).
Итого две-три оценки за одну классную работу.
Ученик не обделен вниманием. Он знает: все, что он
делал на уроке, будет проверено, замечено,
оценено. Учитель же видит все пробелы в знаниях
ученика.
Проверка тетрадей – ручная работа, и в
прямом, и в переносном смысле ручная. Пока еще не
придумано технологии, способной заменить
каторжный труд учителя в этом деле. Но существует
один путь, позволяющий значительно облегчить
его. Это путь самопроверки.
Самопроверку в той или иной степени
используют многие словесники. Но именно в той или
иной степени – от случая к случаю. А между тем
самопроверка и самоконтроль могут стать
настоящими помощниками учителя.
Я работаю в пятом классе по учебнику
Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой1.
Примечательно, что ко всем упражнениям в нем есть
ответы. Ответами в современных учебниках
сегодня никого не удивишь. Однако эта
методическая находка – не побоюсь даже сказать,
открытие – впервые введена в учебники русского
языка и литературы учеными-психологами
Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой (см.
их книги «Секреты орфографии», «Речь, язык и
секреты пунктуации» и др.). Именно в ответах ко
всем (!) заданиям и вопросам – принципиальное
отличие нового учебника от всех других.
«С какой целью введены ответы? –
обычно спрашивают все, кто впервые сталкивается
с учебником, и среди них нередко родители. – Ведь
ребенок попросту все спишет». И заклеивают,
замарывают страницы с ответами, прячут их от
ученика. А ведь ключи в учебнике даны не просто
так. Они нужны для самоконтроля и самопроверки
знаний, позволяют школьнику работать спокойно,
не бояться того, что можешь ошибиться, а еще
позволяют каждому работать в своем темпе:
«черепахам» не спешить, а «ланям» бежать так, как
это свойственно их природе. Дети, успешно
справившиеся с заданием, пропускают однотипные
упражнения, переходя на следующий уровень, – для
них включается зеленый свет, слабые и
интеллектуально пассивные продолжают
тренировку – для них пока еще горит красный свет.
Вот так организован самоконтроль в
нашем учебнике и на наших уроках. Часть работы
учителя берут на себя сами ученики. А у меня на
проверку тетрадей теперь уходит гораздо меньше
времени, чем раньше. Домашние работы я просто
просматриваю, попутно для себя отмечая тех, кто
списал «точь-в-точь как в ответе». (Эксперимент
показал, что спустя некоторое время
интеллектуально пассивные дети тоже перестают
списывать, переходя на уровень интеллектуально
активных, так что пусть пока списывают.)
Вопрос о самоконтроле увел нас далеко
в сторону от предмета обсуждения – проверки
тетрадей. На самом деле эти вопросы
взаимосвязаны. И дело, конечно, не только в том,
чтобы разгрузить учителя. Постоянный
самоконтроль включает внимание и помогает
воспитать такие важные качества личности, как
самостоятельность и ответственность. Это знают
все мои ученики, которые учатся по нашему
учебнику.
А как же быть тем, для кого пока что
учебник с ответами-ключами не стал привычным
делом? Оглянуться назад и задать себе вопрос: «Не
слишком ли много сил я трачу на проверку
тетрадей? Не стоит ли это дело чуть-чуть
упростить, чтобы осталось время и на походы в
кино, и на прогулки с мужем, и, наконец, на
творчество?». Ведь рутинная работа больше всего
убивает ту способность в человеке, которая
называется творчеством.
Продолжение следует
1 Граник Г.Г.,
Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Русский язык:
Учебник для 5-го класса: В 2 ч. М., 2001. См. также
мою рецензию на этот учебник в № 14/2002.
|