Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №14/2003

Я ИДУ НА УРОК

Т.А. РОДИНА,
г. Междуреченск,
Кемеровская обл.


Космическое путешествие

(Урок-повторение по теме «Имя прилагательное»)

6 класс

Цели урока: в игровой форме повторить с учащимися основные сведения по теме «Имя прилагательное»; степени сравнения, их образование и употребление в речи; разряды прилагательных; роль прилагательных в предложении.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы отправляемся с вами в космическое путешествие, побываем на планетах, расположенных в галактике «Имена прилагательные». Нам необходимо будет справиться со всеми препятствиями, которые встретятся на нашем пути, и счастливо вернуться назад на нашу планету.

Чтобы старт прошел успешно, нужно показать, что вы достойно подготовились к этому полету, каждая команда должна ответить на вопросы – правильный ответ и будет вашим разрешением на старт.

1) Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном. Чем оно может быть в предложении? Приведите примеры.

2) Имя прилагательное – это самостоятельная или служебная часть речи? Какие еще самостоятельные части речи вы знаете? Приведите примеры.

3) Укажите словосочетание «прилагательное + существительное», определите тип связи слов в словосочетании. В чем согласуется имя прилагательное с именем существительным в этом словосочетании?

Словосочетания: читать схему, думаю о путешествии; чудесное приключение; лететь быстро.

Капитаны команд вытягивают вопросы, учащиеся отвечают на вопросы устно.

2. Слово учителя.

Все справились с поставленной задачей. Старт прошел успешно. Первая планета на нашем пути называется Степанида. Королева этой планеты, Степанида, очень любит гостей, а особенно ей нравится рассказывать о своей планете – прекраснейшей, необычайной, самой интересной и наичудеснейшей. Но больше всего ей нравится слушать рассказы гостей о том, откуда они прилетели, что видели и что знают.
Если королеве понравятся ваши рассказы, то она с радостью укажет вам путь к следующей планете.

  • Первая команда должна рассказать о планете Земля.

  • Вторая команда – о вашем городе.

  • Третья команда – о вашей школе.

Составьте небольшие тексты (5—6 предложений), только обязательно в своем рассказе используйте прилагательные в разных степенях сравнения и формах. Запишите эти тексты в тетрадях.
Когда одна команда читает свои тексты, ребята из других команд отмечают, какие степени сравнения использованы в текстах.

3. Слово учителя.

Королева Степанида указала путь к следующей планете, которая называется Тсет. Это необычная планета. Такая планета есть в любой галактике, потому что жители этой планеты очень любят задавать вопросы и любят получать четкие, правильные ответы. А кроме того, жителям этой планеты нравится, когда ребята сами составляют свои... что, как вы думаете?
Верно. Свои тесты.
Ребята ваших команд составляли тесты по теме «Имя прилагательное», эти тесты очень понравились королю Тсету. Но он предлагает вам свои тесты. Если вы справитесь с его вопросами, то вас ждет сюрприз.

Учащиеся решают тесты (каждая команда получает один свой вариант).
Затем учитель открывает на доске верные ответы на тесты.
Идет самопроверка тестов. Сюрприз: учитель дарит ученикам таблицы с правилами об имени прилагательном.

4. Внимание! Внимание!

На экране появился неопознанный объект, он передает сигналы SOS (бедствие). Планета просит помощи, в результате разрушительных войн жители этой планеты забыли ее название и забыли, к какому разряду относятся имена прилагательные. На доске записаны словосочетания. Ваша задача – распределить их по разрядам. Первая команда вспомнит о качественных именах прилагательных и расскажет все об этом разряде. Вторая команда – о притяжательных; третья – об относительных.

Словосочетания: веселые ребята, огромная вселенная, водяные брызги, звериные тропы, трудное путешествие, стальные двери, обитаемая планета, жемчужные украшения, прибрежные скалы, рыбий жир, лебединый пух, птичьи гнезда.

Учитель. Мне кажется, что теперь жители этой планеты вспомнили все о разрядах, но у них есть еще одна просьба: дайте название этой планете. Из ваших названий они выберут то, которое им понравится. (Ребята предлагают названия, выбирают самое удачное.)

5. Слово учителя.

Следующая планета, которая уже ждет нас, – это планета Орфо. Жители этой планеты очень хитры и коварны, они любят обманывать и запутывать путешественников. Чтобы удачно отправиться в обратный путь, нам необходимо справиться с заданиями, которые предлагают вам Орфографики и Пунктографики.

На доске записаны предложения, необходимо списать их, исправляя ошибки, как орфографические, так и другие.

А. 1. Корень учения горек а плот сладок. (БСП)
2. Не опытный повар всегда венит печ.

Б. 3. Голь на выдумки хетра.
4. По птичему следу неузнаешь, куда птица улитела. (ССП)

В. 5. Рыбу соломеной сетью неловят.
6. Чтение вот лучшее учение.

6. Слово учителя.

Итак, нам предстоит вернуться на нашу планету. А я думаю, что все вы с удовольствием побывали на планетах, с увлечением выполнили все задания, которые были вам предложены, и, чтобы всем не скучно было возвращаться, я предлагаю вам следующие загадки, в которых употребляются имена прилагательные. Как вы думаете, почему в загадках часто встречаются прилагательные?

1. Бежит свинка,
Железная спинка,
Льняной хвостик.

(Игла)

2. Тонкий, высокий
Упал в осоку,
Сам не вышел,
А детей вывел.

(Дождь, грибы)

3. Сама длинная,
Нос длинный,
А ручки маленькие.

(Коса)

4. Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.

(Арбуз)

5. Земля беленькая,
А птички на ней
Черненькие.

(Книга)

6. Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом поведет,
Там заметку кладет.

(Карандаш)

7. Слово учителя.

Вы успешно справились со всеми препятствиями, которые встретились вам в этом путешествии. Я вас поздравляю с удачным приземлением на нашей планете Земля. Впереди – новые путешествия. Удачи вам!

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru