ПОДСПОРЬЕ
С.ЕВГРАФОВА
Самостоятельная работа
9 класс
Вариант 1. Перепишите, вставляя,
где необходимо, пропущенные буквы и знаки
препинания и раскрывая скобки. Выполните
приведенные после текста задания.
Получив вторую половину денег за свою
кни_ку я почу_ствовал (не)отвр_тимое стремление
потратить их в Москве а не где (н_)будь в другом
месте.
Первая половина ул_тучилась в процес_е выхода
книги она как(бы) ушла на (само)обслуж_вание
самого и(з,с)дания я ее (не)достаточно
прочу_ствовал.
День выезда я пр_урочил ко дню р_ждения моего
друга. Обычно мой друг отм_чал эту дату с ш_ротой и
блеском (в)прочем оправдан_ым твердым решением
сразу(же) после праз_ника начать новую жизнь. Дома
моя поез_ка проходила под общим названием
«Покупка Зимнего Пальто в Москве».
Мама как всегда пыталась пр_остановить мою
поез_ку на этот раз ссылаясь на то что в Москве
как сообщало радио стояли сильные морозы. Мне
уд_лось док_зать ей что покупка нового п_льто в
такой мороз будет его лучшим и(з,с)пытанием
наиболее (полно)цен_ой обкаткой которую нельзя
получить в условиях нашей двусмыслен_ой зимы.
Против этого она (н_)чего (н_)могла возр_зить а
только предложила мне подшить карман с
ак_ред_тивами с тем что(бы) я в Москве всп_рол его в
гостин_ице перед самой покупкой п_льто
разумеет_ся в условиях полного од_ночества.
(По Ф.Искандеру)
Задания
1. Есть ли окончание в слове п_льто,
и если есть, то какое?
2. Подчеркните в тексте все
местоимения, надпишите их разряды.
3. Каким членом предложения
является слово ее в контексте я ее
(не)достаточно прочу_ствовал? Слово его
в контексте будет его лучшим и(з,с)пытанием?
4. Какой частью речи является слово (не)отвр_тимое
в контексте я почу_ствовал (не)отвр_тимое
стремление? Обоснуйте свою точку зрения.
5. Каким членом предложения
является слово которую в контексте которую
нельзя получить?
6. Какой подчинительный союз
использован в последнем предложении? Каковы
особенности пунктуации при союзах этого типа?
Рекомендация для учителя. При
разборе результатов работы в сильном классе
стоит прокомментировать сложности расстановки
знаков препинания при вводных словах в четвертом
и в последнем предложениях (см. статью
С.Евграфовой «Непостижимые тонкости пунктуации»
в № 6/2003).
Вариант 2. Перепишите, вставляя,
где необходимо, пропущенные буквы и знаки
препинания и раскрывая скобки. Выполните
приведенные после текста задания.
Ак_ред_тивы я положил в чемодан.
Чемоданы складывались напротив дверцы. Дальше
хвостовое отделение было забито (н_)извес_ным мне
грузом в мешках и ящиках. (В)прочем ящиков
возможно и (не)было просто у меня осталось такое
впеч_тление что их там было вид_мо(не)вид_мо.
Мы взлетели и минут через два_цать я уб_дился что
погода и в самом деле (не)летная. Пр_мерно через
час после вылета я заметил что мой чемодан
который я оставил в верт_кальном пол_жени_ лежит в
лежку словно он уже заболел морской болезнью. Я
его пр_поднял встр_хнул для бодрости и поставил
рядом с другими наиболее устойч_выми чемоданами.
Тут я заметил что в этом ле_бище чемоданов (н_)мало
э_земпляров (не)отличимых от моего. Мне
подумалось что такое сходство к добру
(не)пр(е,и)ведет. В к_рмане у меня ок_зался
химический карандаш я пр_гнулся над моим
чемоданом и густо закрасил его верхнюю плоскость
возле ручки. Получилось довольно(таки)
симп_тичное п_тно с (голуб_вато)зеленым отливом
напом_нающее (а,о)бстрактный рисунок.
Когда я р_з_гнулся взгляд мой встретился со
взглядом п_с__жира который сурово следил за моими
действиями.
(По Ф.Искандеру)
Задания
1. Есть ли окончание в слове плоскость,
и если есть, то какое?
2. Подчеркните в тексте все случаи
употребления частицы не или приставки не
и надпишите, какими частями речи являются слова,
к которым относится не.
3. Каким членом предложения
является слово их в контексте их там
было вид_мо(не)вид_мо? Слово его в
контексте закрасил его верхнюю плоскость?
4. Какой частью речи является слово напротив
в контексте складывались напротив дверцы?
Обоснуйте свою точку зрения.
5. Каким членом предложения
является слово который в контексте чемодан,
который я оставил?
6. Найдите в отрывке придаточное
предложение, стоящее в середине главного.
Объясните особенности пунктуации в подобных
случаях.
|