Я ИДУ НА УРОК
И.В. ХАЗАНОВА,
г. Москва
Обособление согласованных
определений
Материалы к интернет-уроку
Редакция обещала знакомить наших читателей с
жизнью Интернета, в частности, с уроками русского
языка. Сегодня публикуем первый такой урок,
подготовленный И.В. Хазановой, сотрудником НИИРО
(Научно-исследовательский институт развития
образования) и преподавателем лицея № 525.
Пока мы приводим вариант интернет-урока. Понятно,
что в Интернете он будет представлен в другом
виде, поскольку это интерактивный урок, в котором
дальнейший шаг строится исходя из ответов на
предшествующие вопросы.
Определения. Обособленными членами
предложения называются такие второстепенные
члены, которые выделяются по смыслу и
интонационно. Они содержат элемент добавочного
сообщения, поэтому логически подчеркнуты и
приобретают некоторую синтаксическую
самостоятельность в составе предложения. На
письме обособленные члены выделяются запятыми
или тире.
Согласованные определения
выражаются прилагательными, причастиями и
другими согласуемыми словами.
ОБОСОБЛЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ
СОГЛАСОВАННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
Распространенное согласованное
определение обособляется в любой позиции по
отношению к определяемому слову, если относится
к личному местоимению.
Она, поддержанная коллегами,
выступила на собрании.
Поддержанная коллегами, она выступила на
собрании.
Распространенное согласованное
определение, относящееся к существительному,
обособляется в позиции после определяемого
слова.
Картина, нарисованная знаменитым
художником, находилась в музее.
Нарисованная знаменитым художником
картина находилась в музее.
Согласованные распространенные и
одиночные определения, относящиеся к
существительным нарицательным и собственным,
обособляются, если они оторваны от определяемого
слова, т.е. дистантно расположены.
Прямо перед окнами, светлый и
упорный, каждому прохожему бросал лучи фонарь.
Узенький и прозрачный, выступает на небе месяц.
Проверьте себя
А. К выделенным словам подберите
распространенные согласованные определения из
списка; поставьте, где необходимо, запятые.
1. Комментарии к событию... не
соответствуют истине. 2. Он... ничего не хотел
делать сам. 3. ...мальчик просил прощения у
родителей. 4. Стена ... имела странный вид. 5. Остров
... сейчас скрывался в тумане. 6. На охоте хорошо
служит ружье... 7. ...он всегда отвечал за все
классные проделки. 8. ...она поспешила сообщить
все родственникам.
Распространенный в прессе,
обрадованный известием, избалованный прислугой,
красный от стыда, первый по списку, крашенный
масляной краской, находящийся недалеко от
берега, испытанный годами (род, падеж, число
можно изменять).
Б. Расставьте знаки препинания. В
каком случае определение не выделяется?
1. Уставший от ветреного света (1) он
влюбляется в непосредственную, невинную девушку
любовью брата (П.Вайль, А.Генис).
2. Наконец прокуратор услышал и долгожданные
шаги, и шлепанье на лестнице (2) ведущей к верхней
площадке сада (3) перед самым балконом (М.Булгаков).
3. Между двух мраморных львов показалась сперва
голова в капюшоне, а затем и совершенно мокрый
человек (4) в облепившем тело (5) плаще (М.Булгаков).
4. Потрясенный всем этим (6) бухгалтер дошел до
секретарской комнаты (7) являвшейся преддверием
кабинета председателя комиссии и здесь
окончательно поразился (М.Булгаков).
Ответ: (4), (5), (6).
ОБОСОБЛЕНИЕ НЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ
СОГЛАСОВАННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
Одиночные согласованные определения
(одно, два и более) обособляются в любой позиции,
если относятся к личному местоимению.
Два (или более) согласованных определения
обособляются, если они стоят после определяемого
существительного, у которого, как правило, уже
есть определение.
1. После утомительной дороги, каменистой,
разбитой, пыльной, все с удовольствием пошли
умываться.
2. Возбужденный, он пугал нас своими
рассказами.
3. Он, возбужденный, пугал нас своими
рассказами.
4. Яркий, живописный закат уже догорал.
Два (и более) согласованных
определения не обособляются, если они стоят
перед определяемым существительным.
Проверьте себя
К выделенным словам подберите
определения из списка; поставьте, где необходимо,
запятые (род, число, падеж можно изменять).
1. Взгляд его глаз... поразил всех
присутствующих. 2. ...оно выделялось среди
зеленеющих молодых деревьев. 3. Бабушкин стакан ...
привлек наше внимание. 4. Река ... была
запечатлена на его пейзаже.
Глубокий, спокойный, величавый;
высокий, узкий, узорчатый; старый, прогнивший,
трухлявый; веселый, озорной, смеющийся.
Согласованные определения, стоящие
перед определяемым словом, обособляются, если
имеют добавочные обстоятельственные значения.
Какое дополнительное значение имеют
эти согласованные определения?
1. Прикрепленный к новому жилищу
насильственно, Иван едва руками не всплеснул
от развязности женщины и молча ткнул пальцем в
пижаму из пунцовой байки (М.Булгаков).
2. Жизнерадостный и веселый по своей природе,
мальчик никогда не общался со своими
сверстниками, а только со старшими товарищами.
3. Уставший от пессимистических наблюдений и
жары, комиссар вернулся на корабль понурый.
1 – условия, 2 – уступки, 3 – причины.
Проверьте себя
Выберите среди примеров те, которые
соответствуют данному правилу, и поставьте
запятые.
1. Она глядит: забытый в зале / Кий на
бильярде отдыхал (А.Пушкин).
2. Основанная славным воином шведская династия
есть одна из славных в мире.
3. Я пришел через две недели и был принят какой-то
девицей со скошенными к носу от постоянного
вранья глазами (М.Булгаков).
4. Чуждый военному искусству Гринев не
подозревал, что участь похода решалась в ту
минуту.
5. Встревоженные этими слухами гости решили
немедленно уехать.
6. Измученный долгим бездельем за зеркальными
дверями подъезда швейцар вкладывал в свист всю
душу... (М.Булгаков).
Варианты ответа:
1, 3, 4, 6;
1, 2, 5;
2, 4, 5, 6.
Рекомендации учителю
В этом уроке рассмотрены случаи
обособления согласованных определений. Они чаще
других встречаются в письменных работах
учеников, и имеет смысл изучать этот материал в
первую очередь. Самостоятельная работа по
анализу предложений и формулировке условий
обособления помогает лучше понять и усвоить
материал. Для закрепления материала
целесообразно предложить ученикам составить
предложения по указанным примерам.
Теорию обособленных членов предложения
разработал А.М. Пешковский. Он же и ввел в научный
обиход сам термин.
Ученый и преподаватель
Александр Матвеевич Пешковский (1878–1933) на
протяжении всей своей научной деятельности
размышлял о взаимодействии науки и школы.
Главная книга А.М. Пешковского «Русский
синтаксис в научном освещении» впервые вышла в
1914 году с подзаголовком «Популярный очерк.
Пособие для самообразования и школы». Этот очерк
А.М. Пешковский написал после восьмилетней
работы учителем в московских гимназиях, стремясь
познакомить своих учеников с настоящей научной
грамматикой родного языка. Книга выдержала
восемь изданий, последнее вышло совсем недавно.
Именно в этой книге ученый посвящает
целую главу теории обособленных членов
предложения.
Пешковский умел просто, живо и
интересно излагать серьезные научные пробемы.
Ученый никогда не пытался фальсифицировать
языковые факты ради красиво придуманной теории и
не упрощал языковую реальность.
Для школы А.М. Пешковский написал
книгу в трех частях «Наш язык», где пытается
учить детей наблюдать над языком. Например, он
приводит текст без пробелов между словами.
ВЕСНА
Прошлахолоднаязимаднисталидлиннеесолнышкояркосветитворобьивеселочирикают.
К тексту даются вопросы и задания,
например: почему рассказик читается труднее, чем
другие; понятное ли это будет чтение; сколько
перерывов необходимо сделать в рассказе; что
происходит с голосом перед перерывом и т.д.
Автор старается подвести ученика к выводу о роли
интонации в речи.
Таким образом Пешковский вовлекал учеников в
активный процесс исследований и открытий.
Материалы для углубленного изучения
1. Лицо его имело выражение довольно
приятное, но плутовское.
2. Ко мне вошел молодой офицер с лицом смуглым и
отменно некрасивым.
3. Я сидел погруженный в глубокую задумчивость.
4. Луна в чистом вечернем небе висит полная,
видная сквозь ветви клена (М.Булгаков).
На первый взгляд эти примеры
противоречат правилам. В таких позициях
определения должны обособляться, но если мы
поставим запятые, то разрушатся смысловые
отношения между словами. Что значит лицо имело
выражение или офицер с лицом? Слово лицо
в таком контексте обязательно требует
определения – без него получается абсурд,
следовательно, в таких случаях нельзя отделять
определение от определяемого слова.
В 3-м и 4-м примерах определения тесно связаны по
смыслу как с подлежащим, так и со сказуемым,
поэтому мы их не выделяем. Так что любым правилом
надо пользоваться осмысленно, а не механически.
Готовимся к Единому государственному
экзамену
На месте каких цифр должны быть
запятые?
Озаренные светом (1) неверно (2) и
трепетно горевшим (3) они казались диким сонмищем
гномов (4) окруженных тяжелым (5) подземным паром (6)
в мраке непробудной ночи (Н.Гоголь).
Варианты ответа:
1, 2, 5, 6;
1, 3, 4, 5, 6;
1, 3, 4, 6;
3, 4.
Укажите предложение с пунктуационной
ошибкой
(1) В начале XX века в городах России
появляется электрический трамвай.
(2) Интересно, что в трамваях тех лет звуковая
сигнализация была не электрическая, а ручная. (3)
При отправке кондуктор прицепного вагона дергал
за веревку, тянувшуюся к звонку, укрепленному на
потолке задней площадки моторного вагона. (4)
Кондуктор моторного вагона, услышав этот сигнал,
дергал свою более короткую веревку, и раздавался
звонок на передней площадке. (5) Услышав его,
вагоновожатый в свою очередь нажимал ногой
звонок, помещенный справа от его сиденья и только
после всех этих перезвонов трамвай трогался с
места. (6) В пути вагоновожатый почти непрерывно
звонил в свой ножной звонок, предостерегая
встречный конный транспорт и прохожих.
(7) Пассажиры, стоявшие в вагоне, держались за
мягкие кожаные петли, укрепленные на специальных
палках по обе стороны вагона (Я.Ривош).
Ответ: 5.
Итоги урока
Итак, согласованные распространенные
и нераспространенные определения обособляются
всегда, если определяемым словом является личное
местоимение.
Если определяемое слово существительное, то
всегда обособляется распространенное
определение, стоящее после него.
Перед существительным определение обособляется
при условии добавочного обстоятельственного
значения.
Два (или более) согласованных определения
обособляются, если они стоят после определяемого
существительного, у которого, как правило, уже
есть определение.
Словарь урока
Пунктуация
Знаки пунктуации
Разделительный пуунктуационный знак
Выделительные пунктуационные знаки
Согласованное определение
Обособленные члены предложения
Пунктуация – это собрание правил
употребления знаков препинания.
Знаки пунктуации – это пробел,
точка, вопросительный и восклицательный знаки,
многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие,
тире, скобки.
Разделительный пунктуационный знак
– одиночный, разделяет члены предложения и части
сложного предложения.
Выделительные пунктуационные знаки
– парные, выделяют члены предложения, которым
придается особая синтаксическая значимость.
Выделительные пунктуационные знаки могут быть
одиночными, если обособленными членами
предложение начинается или заканчивается.
Согласованное определение – это
определение, стоящее в том же падеже, роде и
числе, что и определяемое слово. Согласованное
определение может быть выражено полным
прилагательным, причастием, порядковым
числительным, местоимением-прилагательным.
Обособленные члены предложения –
такие, которые выделяются по смыслу и
интонационно. Они содержат элемент добавочного
сообщения и таким образом логически подчеркнуты,
приобретают некоторую синтаксическую
самостоятельность в составе предложения. На
письме обособленные члены выделяются запятыми
или тире.
Публикация статьи произведена при поддержке ИП Лесных. Перейдя по ссылке http://posutochno-krasnodar.ru, Вы можете ознакомиться с богатым ассортиментом квартир в Краснодаре, получить полезные советы, касающиеся бронирования жилья посуточно в Краснодаре . Удобная поисковая система поможет найти Вам удобное жилье и подать заявку в считанные минуты. Отправляетесь в командировку в Краснодар, приехали поддержать любимую команду «в гостях» или просто хотите заняться шоппингом? ИП Лесных станет для Вас идеальным вариантом при выборе апартаментов.
|