НАШИ РЕЦЕНЗИИ
Н.А.ДОНЕЦ,
г. Королев
Уроки русского языка в 5-м классе
Владимирская Г.Н. Уроки русского языка
в 5-м классе:
Книга для учителя. М.: ТЦ «Сфера», 2003. 208 с.
Поурочное планирование
всегда пользовалось особым вниманием
словесников. Учитель, до предела загруженный
уроками и подготовкой к ним, с надеждой
воспринимает любое новое пособие такого рода.
Думается, он не обманется в своих надеждах, купив
книгу Г.Н. Владимирской «Уроки русского языка в
5-м классе».
Новое методическое пособие
представляет собой разработки уроков по новому
изданию учебника Т.А. Ладыженской1. Хотя
изданий подобного типа немало выходит в свет в
последнее время, рецензируемое пособие
заслуживает особого внимания, так как оно,
во-первых, ориентировано на самый массовый
учебник (по Ладыженской учат девять десятых
учителей), а во-вторых, отличается современными
подходами к преподаванию языка.
В книге представлены конспекты
170 уроков (из расчета 5 часов в неделю). Среди
них как уроки объяснения нового материала,
обобщения и повторения, так и уроки развития
речи. И хотя, по словам автора, в пособии
«преобладает традиционная структура урока», все
же это не совсем так. Каждый, кто впервые откроет
эту книгу, увидит и новизну форм и приемов работы,
и новизну текстов и упражнений, и оригинальную
систему творческих работ.
Особую ценность представляют в книге
уроки развития речи. Автором разработана
целостная система речевой подготовки
пятиклассников, в которую органично включаются
сочинения по картинам, сочинения-описания,
сочинения-рассуждения, подробные и сжатые
изложения.
Многие уроки, в том числе уроки
развития речи, даны в нескольких вариантах.
Учитель сам увидит уровень развития своих
учеников и выберет тот вариант, который ему
ближе. Так, уже на первом уроке вместо
традиционного сочинения «Как я провел лето»
предлагается провести беседу о путешествиях,
экскурсиях или происшествиях. Тема этого урока
соответствует новой программе и посвящена видам
речевой деятельности.
Многие уроки автора пособия содержат
нестандартный поворот или оригинальный ход.
Покажем это только на одном примере. Вот урок,
посвященный структуре текста. Учитель читает
предложения: Зеленый, как весенняя травка. Он,
правда, не абсолютно зеленый, а еще в белую
шахматную клеточку. Ученики говорят, что из
этих предложений понять ничего нельзя, неясно
даже, о ком или о чем идет речь. Здесь нет ни
начала, ни конца, следовательно, это не текст.
После того как открывается начало (На
подоконнике дремлет зеленый кот) и конец
текста (Поэтому кота зовут Клеточка), ребята
уже могут прийти к выводу, что любой текст имеет
структуру и состоит из следующих частей: зачина,
средней части и концовки.
Было бы, конечно, преувеличением
сказать, что все тексты, подобранные Г.Н.
Владимирской, так же оригинальны и забавны, как и
текст о волшебном коте из сказки Ю.Дружкова
«Волшебная школа». И все же большинство текстов
именно такого рода – интересныe, неизбитыe, и при
этом насыщенность нужным грамматическим или
речевым материалом почти всегда равна ста
процентам.
Текстовый материал книги очень
разнообразен: наряду с отрывками из классики в
нем представлены и тексты из популярных детских
журналов («Клепа», «Мурзилка» и др.), из детских
энциклопедий и школьных учебников. Одна и та же
тема, например, о рыцарях, театре, необычных
растениях, «обкатывается» несколько раз, пока
лексика текстов не войдет в словарь ученика.
Завершается работа с текстом диктантом или
сочинением. При этом учитель может быть уверен,
что он сделал все возможное, чтобы ошибок в
ученических работах было как можно меньше.
Несомненное внимание словесников
привлекут подробные конспекты уроков по
синтаксису и пунктуации, морфемике и морфологии.
Автор очень внимателен ко всем этапам урока,
вплоть до мелочей. К примеру, если на дом дается
задание написать какую-нибудь творческую работу,
то через несколько уроков в контекст войдет
проверка домашних сочинений или других
творческих заданий. Правило это не знает
исключений: если на уроке писали сочинение или
изложение, вскоре непременно последует их
анализ. Учителя, особенно молодые, как правило,
затрудняются провести такой анализ. «Уроки...»
Г.Н. Владимирской им помогут и в этом.
Несомненно одно: новое методическое
пособие – хорошее подспорье для учителя.
1 Русский язык: 5-й класс:
Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.А.
Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и
др. М.: Просвещение, 2001.
|