КОНКУРС
Продолжение. См. № 5, 7, 9, 11, 13/2003
Назовите автора
Конкурс читателей
Отрывок 6
ЛЮБИМАЯ УЛИЦА
– Все-таки это очень странно, что Анюта
не любит ходить в школу, – говорит Нина
Викторовна. – Помнишь, Саша, как ты любила школу?
И Леша тоже. Анюта, ну почему ты не любишь школу?
– Я люблю, – отвечает Анюта неуверенно. Она
знает: школу надо любить, школу полагается
любить. И поэтому говорит, растягивая слова: –
Почему это не люблю? Я люблю-у...
Аня ходит в школу и возвращается домой одна. Но
изредка Саше удается забежать за ней, и всякий
раз, когда она видит в школьном коридоре
притихшую, неприкаянную Анюту, ей становится не
по себе.
Стоит Анюте выйти из школы и взять Сашу за руку,
она опять становится прежней Анютой – веселой и
словоохотливой. Дома – у мамы, у Мити, у всех –
она может спросить обо всем, что ей придет в
голову, и никто не пожмет плечами, не скажет:
какая ты странная, Москвина! Вечно ты что-нибудь
выдумаешь.
Почему, если ты о чем-нибудь спрашиваешь, а в
ответ пожимают плечами, становится так стыдно и
неловко? Может, потому, что девочки смеются?
– Москвина! Зачем ты смотришь в окно? Что ты там
увидела?
– Провода!
– Ну и что?
– На провода села птица.
– Ну и что из этого?
– А может, птица слышит, какие слова бегут по
проводам?
И вот тут-то Зинаида Петровна пожимает плечами. А
девочки начинают смеяться. Если учительница
пожимает плечами, это значит: ты сказала очень
глупые слова. И девочки смеются: они хотят
показать учительнице, что понимают, какая глупая
и неразвитая эта Москвина.
Вот потому-то Аня и не любит ходить в школу и
любит возвращаться домой: дома она умная, и все
понимает, и считает в уме, и стихи легко учит, и на
любой вопрос ответит. А в школе – она глупая,
нерасторопная, неповоротливая и почти ничего не
понимает.
И почему так получается – выучишь стих, и он тебе
нравится:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Его хочется читать громко, звонко,
весело. Анюта его читала много раз, следом за ней
даже Катя все запомнила, а в школе Зинаида
Петровна стала спрашивать:
– Кто скажет, какой гром грохочет в небе голубом?
– Весенний! Первый! – говорят девочки.
– Как он грохочет?
– Как бы резвяся и играя, – отвечают девочки.
– Девочки, кто объяснит, что такое «резвяся»?
Москвина! Объясни.
Только что Анюта понимала каждое слово в этом
стихе, а вот теперь она стоит столбом, испуганно
смотрит на учительницу и не может объяснить
слово «резвяся».
– Садись, Москвина! – со вздохом говорит Зинаида
Петровна.
Анюта садится и уже нисколько не любит
стихотворение про грозу в начале мая. И не раз
Анюта замечала: вопросы Зинаиды Петровны делали
непонятным самое понятное. А стихи, после того
как их объясняли, становились неинтересными.
Под Новый год Дед Мороз положил Ане в чулок орехи,
конфеты и маленькую голую куколку. Она принесла
все это в школу.
– Вот какие подарки мне подарил Дед Мороз!
Зинаида Петровна очень рассердилась, ругала Аню
и призывала девочек не быть такими глупыми, как
эта Москвина: никакого Деда Мороза на свете нет и
никогда не было!
Когда Аня дома рассказывает про школу, ей почти
никто не верит, разве только мама.
– Бабушка, – говорит Аня, – нельзя, нельзя белую
ленточку в косу. Не разрешает Зинаида Петровна,
надо черную или коричневую.
– Аня, – отвечает бабушка. – Ты чего-нибудь не
поняла. Ну почему непременно черную? Траур у вас,
что ли?
Вот всегда так: ты чего-нибудь не поняла!
– Бабушка, ну почем я знаю? Зинаида Петровна
говорит: такой порядок.
И никто не верит – ни дедушка, ни бабушка. Только
мама верит, а иногда Митя. Мама вздыхает и
говорит:
– Ну, раз порядок, ничего не поделаешь. Отыщем
коричневую ленточку, не горюй, Анюта.
А она и не горюет. Чего ей горевать. Вот ей бы
заболеть и не ходить в школу. Вот это бы – да! В
Ташкенте, когда в этом не было никакой
надобности, она болела часто. А здесь, в Москве, –
редко. До чего жаль, если б кто знал! Когда всем
прививали оспу, многие девочки от этого заболели.
А она ничуть не заболела и как дура ходила в
школу... Эх! Другие девочки ухитряются болеть чуть
не каждую неделю, а она только раз: когда в
больнице вырезали аппендицит. О, это была целая
история! Она в больнице вела себя очень хорошо, и
Митя ей все время говорил: молодец!
А Зинаида Петровна нипочем не скажет, что она
молодец. Какой же толк стараться, если все равно
ничего не получается? Сегодня, например, Зинаида
Петровна на глазах у всего класса разорвала
Анину тетрадь: за грязь. Ане очень хотелось
плакать, но она не заплакала. Стояла и молчала. И
все. А бывает, Зинаида Петровна говорит такое, что
Анюта дома не рассказывает: совестно.
Дорогие читатели! Спасибо всем, кто
участвует в конкурсе «Назовите автора». Не
огорчайтесь, если вы не смогли назвать автора
очередного отрывка. Не сходите с дистанции,
продолжайте отвечать. Все ваши ответы мы будем
учитывать при подведении итогов конкурса.
Редакция
Продолжение следует
|