НАШИ РЕЦЕНЗИИ
Т.Н. РОГОВИК,
Центральный округ, г. Москва
О новой редакции известного пособия
Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и
устным экзаменам
по русскому языку.9–11-е классы. М.: «Вербум-М», 2003.
Известное
пособие, первая редакция которого была выпущена
в 1997 г. издательством «Просвещение», вышло в
дополненном и переработанном виде.
Книга ориентирована не только на учителя, но и на
ученика.
Она может оказать существенную помощь в
подготовке старшеклассников к экзаменационному
сочинению и изложению с творческим заданием.
Какие дополнения внесены в новую редакцию
пособия?
Богатый художественный и
литературно-критический материал соединяются,
что дает возможность ученику расширить свое
представление о личности писателя, поэта, об
особенностях его поэтики. В пособие теперь
включены и образцы прозы И.Шмелева, В.Астафьева,
Б.Шергина, Е.Носова и стихотворения З.Гиппиус,
А.Твардовского. Статьи известных
литературоведов, критиков подобраны так, чтобы
раскрыть секреты мастерства писателя, поэта.
Особое внимание автор уделяет анализу
лирического произведения: добавлены интересные
отрывки из книги И.Розанова «Лермонтов – мастер
стиха», статья А.Убогого «Поэт навсегда»,
посвященная Твардовскому.
Интересны практические задания, формирующие
творческие способности (например, упражнение,
связанное с сопоставительным анализом чернового
и окончательного вариантов «Элегии» (1830)
А.Пушкина).
В процессе работы над рецензией ученики имеют
возможность проанализировать образцы сочинений,
написанных в этом жанре (к примеру, в одном из
упражнений дано ученическое сочинение «Рецензия
на повесть Виктора Астафьева “Последний
поклон”»). Автор пособия предлагает также
написать рецензию на выпускное сочинение
«Стихотворение А.Твардовского “Вся суть в
одном-единственном завете...”» (восприятие,
истолкование, оценка).
В работе над сочинением любого жанра поможет
новая памятка «Как раскрыть тему сочинения»,
рекомендации которой предостерегают от
схематизирования.
Форма работы с представленным дидактическим
материалом – многоаспектный лингвистический
анализ текста, поэтому новое издание дополнено
памяткой «Лексический разбор текста».
Вопросы-задания к текстам помогают
старшеклассникам актуализировать теоретические
знания по школьному курсу русского языка, а также
обратить внимание на орфографические и
пунктуационные трудности. Количество
упражнений, способствующих закреплению
правописных навыков, увеличено.
Новая редакция книги Т.М. Пахновой поможет
школьникам под руководством учителя и
самостоятельно подготовиться к выпускным,
переводным и вступительным экзаменам по
русскому языку и литературе.
|