ЮБИЛЕИ
7 мая этого года исполняется 100 лет со дня
рождения Н.А. Заболоцкого. Его стихи и особенно
поэмы порой трудны для восприятия. Но в дни
экологических катастроф, душевного разброда,
потери нравственных ориентиров, наверное, нет в
русской поэзии автора, более необходимого нам,
чем Заболоцкий, с его чувством природы,
учительским пафосом, стремлением к глобальному
осмыслению мира.
Н.ЗАБОЛОЦКИЙ
Мысль – Образ – Музыка
Сердце поэзии – в ее содержательности.
Содержательность стихов зависит от того, что
автор имеет за душой, от его поэтического
мироощущения и мировоззрения. Будучи художником,
поэт обязан снимать с вещей и явлений их
привычные обыденные маски, показывать
девственность мира, его значение, полное тайн.
Привычные сочетания слов, механические формулы
поэзии, риторика и менторство оказывают плохую
услугу поэзии. Тот, кто видит вещи и явления в их
живом образе, найдет живые необыденные сочетания
слов.
Все слова хороши, и почти все они
годятся для поэта. Каждое отдельно взятое слово
не является словом художественным. Слово
получает свой художественный облик лишь в
известном сочетании с другими словами. Каковы же
эти сочетания?
Это прежде всего – сочетания смыслов.
Смыслы слов образуют браки и свадьбы. Сливаясь
вместе, смыслы слов преобразуют друг друга и
рождают видоизменения смысла. Атомы новых
смыслов складываются в гигантские молекулы,
которые, в свою очередь, лепят художественный
образ. Сочетаниями образов управляет
поэтическая мысль.
Подобно тому как в микроскопическом
тельце хромосомы предначертан характер будущего
организма, – первичные сочетания смыслов
определяют собой общий вид и смысл
художественного произведения. Каким же путем
идет поэт – от частного к общему или от общего к
частному? Думаю, что ни один из этих путей не
годится, ибо голая рассудочность не способна на
поэтические подвиги. Ни аналитический, ни
синтетический пути в отдельности для поэта
непригодны. Поэт работает всем своим существом,
бессознательно сочетая в себе оба этих метода.
Но смысл слова – еще не все слово.
Слово имеет звучание. Звучание есть второе
неотъемлемое свойство слова. Звучание каждого
отдельно взятого слова не имеет художественного
значения. Художественное звучание возникает
также лишь в сочетаниях слов. Сочетания трудно
произносимые, где слова трутся друг о друга,
мешают друг другу, толкаются и наступают на ноги,
– мало пригодны для поэзии. Слова должны
обнимать и ласкать друг друга, образовывать
живые гирлянды и хороводы, они должны петь,
трубить и плакать, они должны перекликаться друг
с другом, словно влюбленные в лесу, подмигивать
друг другу, подавать тайные знаки, назначать
свидания и дуэли. Не знаю, можно ли научиться
такому сочетанию слов. Обычно у поэта они
получаются сами собою, и частично поэт начинает
замечать их лишь после того, как стихотворение
написано.
Поэт работает всем своим существом
одновременно: разумом, сердцем, душою, мускулами.
Он работает всем организмом, и чем согласованней
будет эта работа, тем выше будет ее качество.
Чтобы торжествовала мысль, он воплощает ее в
образы. Чтобы работал язык, он извлекает из него
всю его музыкальную мощь. Мысль – Образ – Музыка
– вот идеальная тройственность, к которой
стремится поэт.
1957
ВЕСНА В ЛЕСУ
Каждый день на
косогоре я
Пропадаю, милый друг.
Вешних дней лаборатория
Расположена вокруг.
В каждом маленьком растеньице,
Словно в колбочке живой,
Влага солнечная пенится
И кипит сама собой.
Эти колбочки исследовав,
Словно химик или врач,
В длинных перьях фиолетовых
По дороге ходит грач.
Он штудирует внимательно
По тетрадке свой урок
И больших червей питательных
Собирает детям впрок.
А в глуши лесов таинственных,
Нелюдимый, как дикарь,
Песню прадедов воинственных
Начинает петь глухарь. |
Словно идолище древнее,
Обезумев от греха,
Он рокочет за деревнею
И колышет потроха.А на кочках под осинами,
Солнца празднуя восход,
С причитаньями старинными
Водят зайцы хоровод.
Лапки к лапкам прижимаючи,
Вроде маленьких ребят,
Про свои обиды заячьи
Монотонно говорят.
И над песнями, над плясками
В эту пору каждый миг,
Населяя землю сказками,
Пламенеет солнца лик.
И, наверно, наклоняется
В наши древние леса,
И невольно улыбается
На лесные чудеса.
1935 |
|