МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Н.ШАПИРО
См. № 4,
8, 12, 16, 18, 20, 37, 41, 45/2002 и № 4, 8, 12/ 2003
Полезные мелочи
1. Ну и пусть ненаучно
«Иногда я использую так называемые
ненаучные приемы запоминания написания трудных
слов», – пишет нам Марина Ивановна Козлова из
Нижнего Новгорода. Ученики Марины Ивановны с
удовольствием составляют шуточные предложения,
помогающие усвоить правописание непроверяемых
гласных. Например, такие:
Костя в костюме, а Павлик –
в пальто.
Кот, который жил в корзине, съел котлету
из котла.
Жак в жакете нюхает жасмин.
2. Учим списывать
М.И. Козлова считает списывание одним
из эффективных приемов обучения орфографии в
5–7-х классах. Начинать нужно с 15–20 строчек
печатного текста ежедневно, а через две-три
недели можно довести объем до 25–30 строчек. Такая
работа вместе с проверкой занимает 30–45 минут.
Очень важно убедить учеников, что списывать надо
не по слову, а целыми словосочетаниями, а еще
лучше – предложениями, если они не слишком
велики. Чем дольше удерживается в памяти
зрительный образ слова, тем лучше будет
результат.
Важный этап – взаимопроверка. Проверяя по тексту
работу товарища, ученик развивает свою
собственную орфографическую зоркость и память. А
потом – самооценка или взаимооценка. Нормы
достаточно строгие: за одну ошибку, описку, даже
за одно исправление оценка снижается до четырех
баллов, каждая новая ошибка или описка влечет
потерю еще одного балла. Это принципиальная
строгость: ошибок при списывании быть не должно!
Когда такой результат достигнут, резко
сокращается количество ошибок и при любом другом
виде работы.
3. Открыть – закрыть – проговорить
И еще один прием предлагает нам Марина
Ивановна Козлова. 5–7 слов, выбранных для
запоминания, учитель заранее записывает на
доске. А потом читает их, четко проговаривая
каждый звук. Дети же не списывают их и не пишут
под диктовку – им дается другое задание: в
течение одной минуты запомнить эти слова. Таким
образом, ученики получают установку на
запоминание. Порядок действий им предлагается
такой:
внимательно посмотреть на слова и
постараться их запомнить;
проговорить вслух негромко по одному
слову по слогам, потом закрыть глаза, чтобы
представить слово написанным, а затем снова
открыть глаза и проверить себя;
молча посмотреть на слова, прочитывая
их про себя по слогам;
проговорить слова по слогам соседу по
парте.
4. Курочка Ряба
Рассказывает Георгий Кондратьевич
Данилов из Санкт-Петербурга. «Трудно ученики
усваивали виды глагола. Помогла известная сказка
“Курочка Ряба”.
Помните, как снесла курочка яичко, не простое –
золотое? Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била
– не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела,
яичко упало и разбилось.
Обсуждаем поведение участников этой загадочной
истории. Выясняем, что старания деда и бабы к
результату не привели, яичко не разбилось,
желаемое действие не совершилось – глагол бить
– бил – била – несовершенного вида.
А мышка разбила яичко, действие совершилось,
закончилось. Вывод ясен...»
5. Прислана претензия...
Юрий Лукьянович Коняев сочиняет
четверостишия, декламируя которые его ученики
пополняют свой словарный запас и запоминают, как
следует произносить отдельные слова. Приводим
одно из его четверостиший, помогающих следовать
орфоэпической норме и твердо произносить
согласные в заимствованных словах.
Прислана претензия [тэ]:
Не цветет гортензия [тэ].
Штраф назначили злодею:
Он похитил орхидею [дэ].
6. Почти стихи
Ольга Евгеньевна Кармакова прислала
нам предложения – почти стихи, которые ей
сообщили ее ученики. У тех, кто разучит эти почти
стихи, безусловно, уменьшится количество ошибок
в тетрадях.
У священника племянник
был мошенник и карманник,
украл полтинник и два гривенника.
Бешеный путаник ворвался в гостиную
и украл у труженика-мученика-повара
вкусный вареник.
Вариант:
Бешеный путаник рвется в гостиную,
думает, там
труженик-мученик-повар слепил вкусный вареник.
Продолжение
|