ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
«УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель Департамента общего
образования Минобразования России
А.В. БАРАННИКОВ
9 декабря 2002 г.
Единый государственный экзамен по
русскому языку
Демонстрационный вариант 2003 г.
11 класс
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по
русскому языку дается 3 часа (180 минут). Работа
состоит из 3 частей, включающих 41 задание.
Часть 1 включает 33 задания. К каждому заданию
дается 4 ответа, только один из которых
правильный.
Часть 2 состоит из 7 заданий с кратким ответом (к
этим 7 заданиям вы должны самостоятельно
сформулировать и записать ответы).
Часть 3 состоит из одного задания и представляет
собой небольшую письменную работу по тексту
(сочинение-рассуждение), которая потребует
примерно 90 минут. Это задание выполняется на
отдельном листе.
Внимательно прочитайте каждое задание и
предлагаемые варианты ответа, если они имеются.
Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос
и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они
даны. Для экономии времени пропускайте задание,
которое не удается выполнить сразу, и переходите
к следующему. К пропущенному заданию вы сможете
вернуться после выполнения всей работы, если
останется время.
Для получения отметки «5» выполнение третьей
части работы обязательно.
Желаем успеха!
Часть 1
При выполнении заданий
этой части укажите в бланке ответов цифру,
которая обозначает выбранный Вами ответ,
поставьте знак «х» в соответствующей
клеточке бланка для каждого задания (А1–А33). |
Прочитайте предложения и
выполните задания А1, А2, А3, А4.
А. Лишь за 70 миллионов лет до
наших дней континенты приобрели свои нынешние
очертания.
Б. И если бы космонавты могли взглянуть тогда с
поднебесья на нашу планету, они бы, наверно, не
узнали ее.
В. Геологические катастрофы не раз изменяли лик
Земли.
Г. 100–150 миллионов лет назад моря и континенты
имели совсем иные очертания, чем в наши дни. |
А1 В каком порядке должны
следовать предложения, чтобы получился текст?
1) А, Б, Г, В
2) В, А, Б, Г
3) В, Г, Б, А
4) Г, А, Б, В
А2 Какое сочетание слов служит
грамматической основой в одном из предложений?
1) приобрели очертания
2) космонавты могли
3) катастрофы изменяли
4) очертания имели
А3 Какая характеристика
соответствует предложению Б?
1) сложносочиненное предложение
2) сложноподчиненное предложение
3) сложное предложение с сочинением и подчинением
4) простое предложение с однородными сказуемыми
А4 Какой частью речи
является слово чем в предложении Г?
1) местоимением
2) союзом
3) наречием
4) частицей
А5 В каком ряду фамилии расположены
строго в алфавитном порядке?
1) Уфимцева, Ухов, Чижов, Шариков,
Шапошникова
2) Чижов, Уфимцева, Ухов, Шариков, Шапошникова
3) Ухов, Уфимцева, Шапошникова, Шариков, Чижов
4) Уфимцева, Ухов, Чижов, Шапошникова, Шариков
А6 В каком слове произносится звук
[з]?
1) сдача
2) позже
3) мороз
4) резкий
А7 В каком ряду во всех словах на
месте пропуска пишется буква е?
1) к распустивш_йся сирен_, об
улыбающ_мся сынишк_
2) на предыдущ_м конкурс_, в осыпающ_йся хво_
3) на цветущ_й вишн_, о дальнейш_м намерени_
4) последн_й встреч_й, с развевающ_мся знамен_м
А8 В каком ряду во всех словах на
месте пропуска пишется ь?
1) бросить клич_, утеш_ся малым
2) не реж_те мелко, серебряная брош_ка
3) ударить наотмаш_, намаж_ масло на хлеб
4) быстро пострич_ся, суп горяч_
А9 Какой ряд состоит из слов, в
которых пропущенные безударные гласные в корне
можно проверить ударением?
1) опт_мизм, г_рящий, разв_вающийся (флаг)
2) г_ристый (холм), ч_стоплотный, интелл_ктуальный
3) неприк_сновенный, исс_кать, препод_ватель
4) посв_тить (фонарем), преод_левающий, водор_сли
А10 В каком ряду во всех словах
пропущена одна и та же буква?
1) чере_чур, чре_мерно, и_подтишка
2) пр_чудливый, непр_рекаемый, пр_обретенный
3) под_грать, пред_стория, без_нициативный
4) пред_стеречь, поз_вчера, нед_варить
А11 В каком ряду в двух словах
пишется буква ю?
1) они вытерп_т; кол_щая льдинка
2) стел_щийся кустарник; пчелы жал_т
3) дремл_щая собака; зерна перемел_тся
4) дети пол_т грядки; завис_щие от образования
А12 В каком слове на месте пропуска
пишется е?
1) отча_вшись
2) разве_лось
3) выскоч_вший
4) упорядоч_нный
А13 В каком слове на месте пропуска
пишется нн?
1) образова_ые люди
2) гуси_ая кожа
3) поездка разреш_на директором
4) красивая вяза_ная кофточка
А14 В каком слове на месте пропуска
пишется буква ё?
1) холщ_вая (ткань)
2) ноч_вка
3) ш_рох
4) сундуч_к
А15 В каком предложении не
со словом пишется раздельно?
1) Город расположен на берегу
(не)замерзающего залива.
2) На пороге стоял (не)знакомый мне юноша.
3) Пирог оказался очень (не)вкусный.
4) Давно я (не)был в родных местах!
А16 Укажите верное объяснение
написания выделенных(-ого) слов(-а).
Нужно обогащаться знаниями и в то(же) время
приучаться пользоваться в жизни этими знаниями.
1) тоже – всегда пишется слитно
2) то же – всегда пишется раздельно
3) тоже – здесь это сочинительный союз,
поэтому пишется слитно
4) то же – здесь это местоимение то с
частицей же, поэтому пишется раздельно
А17 Какое слово состоит из
приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) зачеркнув
2) возвращение
3) полосатый
4) отрезанный
А18 В каком слове ударение на
первом слоге?
1) звонит
2) начата
3) прибывший
4) торты
А19 Укажите пример с ошибкой в
образовании формы слова:
1) к две тысячи третьему году
2) положьте на полку
3) много вишен
4) опытные шоферы
А20 Выберите грамматически
правильное продолжение предложения:
Анализируя стихотворный текст,
1) мной был неверно определен размер.
2) помните об особенностях поэтической речи.
3) у нас завязался спор.
4) часто не учитывается ритм и интонация.
А21 Укажите предложение с
грамматической ошибкой.
1) Вы оплатили проезд в автобусе?
2) Ученые хотели вникнуть и познать все тайны
природы.
3) Эти люди не теряли уверенности в успехе даже в
случае неудач.
4) Вопреки ожиданиям и установившимся правилам,
было решено отменить дополнительные каникулы.
А22 В каком предложении вместо
слова гордыня можно употребить слово гордость?
1) Душа его, наполненная гордыней,
устала от борьбы и самоутверждения.
2) Радость от успеха незаметно для него самого
переросла в гордыню, слава вскружила голову.
3) Непомерная гордыня обуяла этого человека.
4) Новый клуб – гордыня поселка.
А23 Каково лексическое значение
слова заглавный?
1) главный, основной, наиболее
существенный
2) относящийся к заглавию, являющийся названием
чего-либо
3) возглавляющий кого- или что-либо
4) находящийся в центре, в середине чего-либо
А24 Укажите правильное объяснение
пунктуации в предложении:
Луга пахли необъяснимо хорошо ( ) и жар горного
солнца умерялся внезапными порывами ветерка со
снежных вершин.
1) Сложное предложение, перед союзом и
запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами,
перед союзом и запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом и
нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами,
перед союзом и нужна запятая.
А25 В каком варианте ответа
правильно указаны и объяснены все запятые?
Наш корабль (1) ловко примостившись (2) между
судами-великанами (3) еще долго стоял в гавани.
1) 1, 3 – выделяется причастный оборот.
2) 1, 2 – выделяется деепричастный оборот.
3) 1, 2 – выделяется причастный оборот.
4) 1, 3 – выделяется деепричастный оборот.
А26 На месте каких цифр в
предложении нужны запятые?
Эта безлунная ночь (1) казалось (2) была так же
прекрасна и великолепна, как прежде. Из
освещенного места трудно разглядеть, что
делается в потемках, и поэтому вблизи все (3)
казалось (4) задернутым почти черной завесой.
1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 2
3) 3, 4
4) 2, 4
А27 Укажите предложение, в котором
нужно поставить только одну запятую. (Знаки
препинания не расставлены.)
1) Ветер достиг силы урагана и визжал
долго и зло.
2) Зарево полыхало как над городом так и далеко
вокруг.
3) В словах друзей было и восхищение и
благодарность и любовь.
4) Все белки или протеины очень похожи по своему
химическому составу.
А28 В каком предложении ставится
тире? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Луг как бархат.
2) В Маше изменилось все походка взгляд голос.
3) Я не мог долго оставаться на одном месте меня
грызла тоска.
4) Историзм один из важнейших принципов в
творчестве писателя.
А29 Какой вариант ответа показывает
правильную расстановку запятых в предложении?
Дочь Фамусова Софья (1) влюблена в Молчалина (2)
все достоинства (3) которого (4) сводятся к
«умеренности и аккуратности».
1) 1, 3
2) 2
3) 2, 4
4) 1, 2, 4
А30 Какой вариант ответа показывает
правильную расстановку запятых в предложении?
В коридор выходило несколько дверей (1) и (2) пока
мы сбивали снег с валенок (3) я услышал (4) как
кто-то говорил вполголоса.
1) 1, 3
2) 2, 3, 4
3) 1, 2, 3, 4,
4) 1, 2, 3
Прочитайте текст и выполните задания
А31–А33, В1–В7.
Наедине с толпой
(1) Человек в условиях
многолюдства – вот одна из самых животрепещущих
тем нашего времени.
(2) Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой
ближних. (3) Наедине с толпой.
(4) Давайте совершим прогулку по Москве и
понаблюдаем, как ведет себя человек-2003 в
сегодняшнем городе.
(5) Редкая поездка по столице обходится без метро.
(6) Высокие тяжелые двери безостановочно хлопают.
(7) Плотный паренек, видимо распрекрасно
настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь
ногой. (8) Богатырское движение! (9) Дверь отлетает,
парень ловко проскакивает, но не придерживает ее
за собой, и она успевает хорошо стукнуть
нерасторопную старушку. (10) Та пыталась было
проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в
силе и ловкости, не успела.
(11) По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными
перебежками. (12) Известно, что стоять надо справа,
проходить слева. (13) Но рекомендация эта
соблюдается не всеми, и приходится лавировать
между стоящими «как надо» и «как не надо».
(14) Вышли на платформу. (15) Приближается поезд.
(16) Нам предстоит сесть в вагон. (17) Операция,
казалось бы, немудреная: сначала пассажиры
выходят, затем – входят. (18) Но обратите
внимание вон на ту женщину перед дверьми. (19) Она
не в силах удержать себя – дождаться, пока
выйдет последний пассажир, и после каждого
выходящего делает попытку проскочить в вагон. (20)
Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а
как-то судорожно – так выливается из опрокинутой
бутылки густая позавчерашняя простокваша.
(21) О том, уступать ли место женщине, мы здесь
говорить не будем. (22) Картина, в общем, ясная:
сидят главным образом мужчины. (23) А если женщины,
то либо такие старые, что им уж не уступить
невозможно, либо, наоборот, молодые,
тренированные, занимающиеся, видимо, спортом,
способные опередить и зазевавшегося мужчину. ...
(24) Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой.
(25) Может быть, тут вообще неуместно говорить о
воспитанности? (26) Мы вынуждены много времени
проводить в многолюдных местах, в условиях,
далеких от комфорта, тут уж каждый пусть
заботится о себе. (27) А по-моему, именно тут и
проявляется истинная воспитанность. (28)
Воспитанность в наши дни – это прежде всего не
безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не
минус), а внимание к окружающим. (29) Чем плотнее
кольцо людей, сжимающее тебя, тем более
внимательным и осторожным, терпеливым и
предупредительным должен ты быть.
(По З.Паперному) |
А31 Какое утверждение,
отражающее точку зрения автора, содержится в
тексте в виде прямого высказывания?
1) В толпе, среди множества людей,
человек не должен терять своей индивидуальности.
2) В общественном транспорте, где люди вынуждены
проводить большую часть времени, нет условий для
демонстрации «хороших манер».
3) Истинная воспитанность человека проявляется
именно в условиях многолюдства.
4) В наши дни воспитанных людей стало гораздо
меньше, чем раньше.
А32 Определите стиль и тип речи
текста.
1) разговорный стиль; повествование
2) художественный стиль; повествование
3) разговорный стиль; рассуждение-доказательство
4) публицистический стиль; есть все типы речи
А33 В каком значении в тексте
используется слово толпа?
1) скопление народа по поводу
какого-либо события
2) люди из народа, простолюдины
3) много людей
4) невежественные люди, люди с неразвитым
эстетическим вкусом
Часть 2
При выполнении задания этой
части запишите Ваш ответ в бланке ответов
рядом с номером задания (В1–В7) начиная с первой
клеточки. Ответ необходимо дать в виде
последовательности цифр или букв. Каждую букву
или цифру пишите в отдельной клеточке. Между
числами ставьте знак тире. |
В1 Среди предложений 4–13
найдите предложение, которое связано с
предыдущим с помощью двух контекстных синонимов
– существительных. (Укажите его номер.)
В2 Какие из указанных средств
выразительности использованы в предложениях 1–4?
Укажите их номера.
1) развернутая метафора
2) сочетание слов, противоположных по смыслу
(оксюморон)
3) синтаксический параллелизм
4) повтор согласных звуков (аллитерация)
5) градация
6) неполные предложения (парцелляция)
7) сравнение
8) риторический вопрос
В3 Назовите способ
словообразования существительного безупречность.
В4 Из предложения 4 выпишите
подчинительное словосочетание со связью согласование.
В5 Среди предложений 11–20 найдите
простое безличное предложение. (Укажите его
номер.)
В6 Среди предложений 5–10 и 21–23
найдите предложение, в котором вводное слово
стоит в начале обособленного оборота. (Укажите
его номер.)
В7 Среди предложений 17–22 найдите
сложноподчиненные. (Укажите их номера.)
Часть 3
Для ответа на задание этой части
используйте специальный бланк. Запишите сначала
номер задания С1, а затем напишите сочинение. |
С1 Напишите
сочинение-рассуждение (отзыв, рецензию или эссе)
по прочитанному тексту. Выскажите свое мнение о
содержании текста: считаете ли вы актуальной,
важной в наше время тему, поднятую З.Паперным,
разделяете ли вы точку зрения автора?
Аргументируйте свое мнение.
Отметьте 2–3 языковых средства, помогающих
автору передать свои мысли, убедить читателя;
объясните их роль и приведите примеры
использования их в данном тексте.
Объем сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на предложенный
текст, не проверяется и не оценивается.
Оценка экзаменационной работы
За каждый правильный ответ к заданиям
1-й и 2-й части экзаменационной работы выпускник
получает 1 балл. Количество баллов суммируется.
Максимальная сумма баллов, которую учащийся
может получить за правильное выполнение заданий
типа А и В, – 40. Правильные ответы приведены в
таблицах 1 и 2.
Последняя, третья, часть работы (сочинение)
оценивается максимальной суммой в 23 балла с
учетом критериев, приведенных в таблице 3. Работа,
написанная без опоры на предложенный текст, не
проверяется и не оценивается.
ЧАСТЬ 2
Таблица 1
Таблица 2
ЧАСТЬ 3
Желательно, чтобы в сочинении в той или
иной форме
– были отражены основные мысли автора:
в условиях «многолюдства» особенно важно
поддерживать выработанные человечеством
этические нормы, быть воспитанным человеком –
вежливым и внимательным при любых
обстоятельствах по отношению ко всем окружающим,
не только знакомым, но и посторонним, чужим людям;
– отмечены разнообразные языковые
средства и стилистические приемы, характерные
для данного текста: парцелляция, неожиданные
сочетания слов и сравнения, придающие фразам
ироническое и саркастическое звучание,
пародируется динамичный стиль репортажа и т.п.
Достаточно назвать 2–3 явления,
объяснить их роль в тексте и привести
соответствующие примеры.
Объем сочинения – не меньше 150 слов.
Таблица 3
Эта часть работы проверяется
экспертами.
|