Я ИДУ НА УРОК
Работаем по учебнику М.В.Панова
В.А.ШАДРИНА,
гимназия No3,
г. Сургут
Глаголы совершенного и несовершенного
вида
7 класс
Цели уроков. В процессе решения
учебной задачи сформировать у учащихся
первоначальное представление о видах глагола,
различиях в их значении; найти способы
определения видового значения; научить
применять найденный способ действия на практике
(при определении видов глаголов). Включить
каждого участника групповой работы в совместную
деятельность. Развивать связную речь, умения
делать выводы, заключения.
(Комментарий (далее – К.): по
типу данный урок – урок постановки учебной
задачи и моделирования способа действия. Учебная
деятельность – в форме групповой работы. Группам
предложены карточки – задания примерно одного
уровня сложности. Может быть, чуть сложнее
задания группы № 4.
До урока или в начале учащиеся
распределяют роли: генератор идей, организатор,
критик, спикеры, диспетчер, писарь и т.д. Отмечу,
что в процессе выполнения заданий в работу
включаются все, но распределение по ролям
позволяет регламентировать деятельность таким
образом, чтобы каждый участник выбрал часть
задания, ответа, наиболее соответствующую его
способностям и уровню подготовки.)
ХОД УРОКА
(1 пара – 2 урока)
I. Проверка домашнего задания.
Словарная работа.
Учитель. Запишите число, вид
работы. Начнем урок с проверки домашнего задания.
Каждой группе предлагается для орфографического
проговаривания цепочкой 5–6 слов из домашнего
задания – см. словарные слова в рамке на с. 52
(учебник «Русский язык». 7-й кл. Под ред. М.В.
Панова).
(Учитель произносит слова, соблюдая
орфоэпическую норму.)
(1)
активизировать
закупоривать
выкорчевывать
клеить
конопатить |
(2)
пастеризация
опорожнить
очинить
газифицировать
электрификация |
(3)
коррозия
эксперимент
контакт
монтаж
оснащать
пеленговать |
4)
реставрация
сконцентрировать
усовершенствовать
формировать
запечатлеть
целесообразный |
А теперь по памяти запишите 10
слов из названных 22.
(Спрашиваю на оценку по одному человеку из каждой
группы.)
– Молодцы, слова выучили хорошо, а теперь
получите карточки-задания и подготовьтесь к
выполнению задания № 1.
(К. В начале урока в результате
выполнения словарной работы создается ситуация
успеха. Формированию положительной мотивации
способствует также похвала учителя.
Осознанность выполнения домашнего задания
контролируется в процессе групповой работы:
составить с данными словами словосочетания или
дополнить их словами из списка. Понятно, что
учащиеся, выполнив задания, усвоили лексические
значения слов.)
УСТНО!
№ 1
Составьте словосочетания № 1–5 (с. 52) со
словами из списка: 1) (запечатлеть) приятное
событие, 2) ... проект, 3) ... внимание, 4) (монтаж)
оборудования, 5) ... корабль.
№ 2
Составьте словосочетания № 6–10 (с. 52)
со словами из списка: 6) ... действия, 7) (реставрация)
памятника архитектуры, 8) ... металла, 9) (очинить)
карандаш, 10) ... молока.
№ 3
Придумайте словосочетания со словами: газифицировать,
электрификация, эксперимент, контакт,
пеленговать.
№ 4
Придумайте словосочетания со словами: закупоривать,
выкорчевывать, клеить, конопатить, опорожнить.
(Оценка работы учителем – вербальная.
Каждая группа помогает отвечающему, если
необходимо, дополняет и проверяет ответы
предыдущей.)
II. Постановка учебной задачи.
Вы, ребята, составляли словосочетания
со словарными словами, а ученикам 7-го «В» класса
было предложено придумать с ними предложения.
Некоторые я записала. Проверьте: в правильном ли
значении здесь употреблены глаголы? (Предложения
записаны на тыльной стороне доски.)
Тренер в два дня формировал команду
из легкоатлетов, которая проиграла в
соревновании. Почему?
Я дома законопатил окна, но не хватило
подходящего материала.
Мальчик так аккуратно клеил порванную страницу в
книге, что теперь ее не отличишь от новой.
Итак, ваше мнение?
(Ответы учеников.)
Да, глаголы употреблены в соответствии с их
лексическим значением. А почему же предложения
звучат неестественно?
В каких из прочитанных предложений глаголы
обозначают действие в его течении, а по форме
глагола результат не ясен? На какой вопрос
отвечают данные глаголы?
В чем же здесь противоречие? (Ответы учеников.)
Что нужно сделать, чтобы противоречие между
формой глагола и контекстом исчезло? Как
исправить предложения?
В каких предложениях глаголы обозначают
действие, которое достигло предела, завершилось?
На какой вопрос отвечают эти глаголы?
Как называются такие глаголы? А глаголы, которые
обозначают незавершенное действие в его течении,
продолжении?
Правильно, есть глаголы совершенного и несовершенного
вида. Как вы думаете, какая стоит сегодня перед
нами задача и как можно сформулировать тему
урока?
(Тема и учебная задача (УЗ) записываются на доске
и в тетрадях.)
УЗ: Выяснить различия между глаголами
совершенного и несовершенного вида.
(К. Понятие «совершенный и несовершенный вид
глагола» частично знакомо учащимся из начальной
школы.
Знание детьми лексических значений слов
используется для создания учебной ситуации,
которая приведет к постановке УЗ; рефлексивный
контроль и оценка – для создания ситуации
дефицита способностей (уровень освоенности).
В результате логического развертывания темы
возникает нужная задача, которая зафиксирована в
словесной и графической форме.)
Что уже сейчас вы можете сказать в ответ на
вопрос о различии глаголов совершенного и
несовершенного вида?
III. Рассмотрим значение видов еще на
одном примере.
Учитель. Прочитайте предложения,
записанные на доске.
Федя решал задачу. Федя решил задачу.
В форме какого времени употреблены
глаголы? То есть как действие соотносится с
моментом речи в каждом из предложений?
Какой из глаголов обозначает, что действие
завершено и есть результат?
1-й ученик: – Решал?
2-й ученик: – Решил.
Хорошо, решал – значит, мог решить,
а мог и не решить. А во 2-м предложении?
Да, действие достигло предела. Мог ли решивший
задачу продолжать ее же решать?
Итак, подведем итог: что обозначают глаголы
совершенного и несовершенного вида?
– Но это мы рассмотрели на примерах глаголов
прошедшего времени.
IV. Сохраняются ли в других
грамматических формах значения вида?
1) Проверим! Можно ли построить
предложения с этой же парой решать – решить,
выполнив следующие условия (устно!):
1-я группа. Выберите один глагол из
данной пары + слово нужно. Глагол
выберите несовершенного вида.
2-я группа. В вашем предложении должен
содержаться приказ. Используйте глагол
совершенного вида из данной пары.
3-я группа. В вашем предложении также
должен содержаться приказ, но с глаголом несовершенного
вида из пары решать – решить.
4-я группа. Постройте предложение,
употребив из пары решать – решить глагол несовершенного
вида + слова нужно бы.
В предложениях каких групп нужно... (что
делать?) – именно решать?
А в каких предложениях нужно... (что сделать?)?
То есть довести дело до получения результата,
решения?
Таким образом, вывод о значении совершенного и
несовершенного вида для глагола может быть
следующим..
(Оба вида присущи всем формам глагола.)
(К. Вывод на данном этапе может и не быть
сформулирован.)
2) Выполним еще одно задание, проверим,
все ли глаголы относятся к названным видам.
Каждая группа составляет (коллективно)
и записывает рассказ в 3–5 предложений по данному
началу:
Павел вышел за калитку и вдруг увидел...
1-я группа подчеркивает глаголы
совершенного вида.
2-я группа подчеркивает глаголы
несовершенного вида.
3-я группа определяет вид и время
глаголов.
4-я группа подчеркивает глаголы,
которые не относятся ни к глаголам совершенного,
ни к глаголам несовершенного вида.
(Проверка и коррекция: 1-я гр. --> 2
--> 3 --> 4 --> 1.)
(К. В процессе выполнения задания создается
ситуация, при которой ученики применяют
найденный способ действия (разницу в значениях
глаголов) и используют ее как инструмент для
решения конкретной задачи.
Кроме того, в данном задании присутствуют
моменты, активизирующие мыслительную
деятельность учащихся (ловушка, провокация). А в
результате выполнения задания ученики способны
сделать – и делают – вполне обоснованный вывод и
выдвигают гипотезы с указанием конкретных
аргументов о способах определения видов
глагола.)
Итак, значение глаголов совершенного вида –
действие, достигшее своего предела, и глаголов
несовершенного вида – действие без указания на
его предел; эти значения свойственны всем
глагольным формам.
А как вы определяли вид глагола в предыдущем
задании?
(По вопросу и значению законченности –
незаконченности действия.)
Есть и другие способы, о которых мы поговорим на
следующем уроке.
V. Итог урока. Оценка работы групп.
На следующем уроке дополняем
способы определения видов глаголов, уточняем
понятие предела и отрабатываем умение
определять вид глагола (любым способом).
1. Как вы определяли вид выделенных
глаголов в домашнем задании № 70 (с. 55)?
Кто по-другому?
А есть еще способ, который предложил И.Г.
Милославский (автор книги «Зачем нужна
грамматика»):
буду + инфинитив;
буду решать --> несовершенный вид
(правильная глагольная форма);
буду решить – неправильно! ®
совершенный вид.
2. Правильно говорили те, кто
определял вид глагола по различию действия
относительно предела.
Мне хотелось бы уточнить понятие предела.
Ученики: Если вид совершенный, значит,
глагол обозначает действие, достигшее предела,
законченное.
А на что указывает значение следующих глаголов: запеть,
загореться, заговорить? Действие закончено?
Есть результат?
(Нет, действие только началось!)
Может быть, эти глаголы несовершенного вида?
Проверьте!
(Нет, просто они обозначают, что начало действия
состоялось, – в отличие от глаголов запевать,
загораться, заговаривать (здесь действие
повторяется или длится долго).)
Таким образом, всегда ли предел обозначает
результат?
(Нет.)
3. С учетом сказанного попробуем
определить вид глагола любым способом. Можно
двумя или тремя – для верности.
1) Витя приводит на уроке примеры
глаголов совершенного вида.
– Отрубил, приехал, записал – совершенный
вид, – говорит он.
– А заболел к какому виду отнесем? –
спрашивает его учительница.
– Заболел – несовершенный вид, – нашелся
Витя. – Во-первых, заболел, но не умер – значит,
действие еще не закончилось, а во-вторых, тот, кто
заболел, может еще и поправиться.
Согласны ли вы с Витей?
2) Определите, к какому виду относятся
глаголы-омонимы. (Омонимы ли?)
Больной походил и лег. Характером он походил на
отца. Он зашел в библиотеку почитать новинки.
Дети должны почитать своих родителей. К вечеру
рабочий сносит все дрова в сарай. Течение сносит
лодку.
3) Сравните два предложения и
определите, в каком из них выстрел получится
случайно.
Мальчик натянул рогатку и выстрелил.
Мальчик натягивал рогатку и выстрелил.
4) К какому виду вы отнесете глагол проводить
в предложениях:
Преподаватель решил проводить семинар со
студентами вечером. Лена тоже поехала на вокзал:
она хотела проводить сестру.
4. Есть, ребята, еще один способ, который
помогает в определении вида глаголов. Давайте
рассмотрим систему временных форм в каждом виде.
Задание 72, с. 56.
Сколько получилось временных форм у глаголов
совершенного вида? У глаголов несовершенного
вида?
5. Таким образом, подведем итог.
Разрешили ли мы учебную задачу, поставленную на
первом уроке?
Попробуйте сформулировать общий вывод.
А теперь сравним его с выводом учебника на с. 56.
(К. Учебный материал изначально был рассчитан
на один урок, но практически мы успели сделать то,
что запланировано, + задание 72 (его в плане не
было) ровно за 2 учебных часа. Поэтому в конспекты
были внесены коррективы. Домашнее задание –
задание в рамке на с. 58–59 – частично выполнено в
классе + устные задания 75–76 с комментированным
чтением параграфа 21. Также было предложено
домашнее задание по желанию: из 16-й руны
«Калевалы» выберите понравившийся отрывок для
списывания, примерно 15 строк, определите вид
глаголов.)
|