Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №17/2003

Я ИДУ НА УРОК
Работаем по учебнику М.В.Панова

В.А.ШАДРИНА,
гимназия No3,
г. Сургут


Глаголы совершенного и несовершенного вида

7 класс

Цели уроков. В процессе решения учебной задачи сформировать у учащихся первоначальное представление о видах глагола, различиях в их значении; найти способы определения видового значения; научить применять найденный способ действия на практике (при определении видов глаголов). Включить каждого участника групповой работы в совместную деятельность. Развивать связную речь, умения делать выводы, заключения.

(Комментарий (далее – К.): по типу данный урок – урок постановки учебной задачи и моделирования способа действия. Учебная деятельность – в форме групповой работы. Группам предложены карточки – задания примерно одного уровня сложности. Может быть, чуть сложнее задания группы № 4.

До урока или в начале учащиеся распределяют роли: генератор идей, организатор, критик, спикеры, диспетчер, писарь и т.д. Отмечу, что в процессе выполнения заданий в работу включаются все, но распределение по ролям позволяет регламентировать деятельность таким образом, чтобы каждый участник выбрал часть задания, ответа, наиболее соответствующую его способностям и уровню подготовки.)

ХОД УРОКА

(1 пара – 2 урока)

I. Проверка домашнего задания. Словарная работа.

Учитель. Запишите число, вид работы. Начнем урок с проверки домашнего задания. Каждой группе предлагается для орфографического проговаривания цепочкой 5–6 слов из домашнего задания – см. словарные слова в рамке на с. 52 (учебник «Русский язык». 7-й кл. Под ред. М.В. Панова).

(Учитель произносит слова, соблюдая орфоэпическую норму.)

(1)

активизировать
закупоривать
выкорчевывать
клеить
конопатить

(2)

пастеризация
опорожнить
очинить
газифицировать
электрификация

(3)

коррозия
эксперимент
контакт
монтаж
оснащать
пеленговать

4)

реставрация
сконцентрировать
усовершенствовать
формировать
запечатлеть
целесообразный

А теперь по памяти запишите 10 слов из названных 22.
(Спрашиваю на оценку по одному человеку из каждой группы.)
– Молодцы, слова выучили хорошо, а теперь получите карточки-задания и подготовьтесь к выполнению задания №  1.

(К. В начале урока в результате выполнения словарной работы создается ситуация успеха. Формированию положительной мотивации способствует также похвала учителя.
Осознанность выполнения домашнего задания контролируется в процессе групповой работы: составить с данными словами словосочетания или дополнить их словами из списка. Понятно, что учащиеся, выполнив задания, усвоили лексические значения слов.)

УСТНО!

№ 1

Составьте словосочетания № 1–5 (с. 52) со словами из списка: 1) (запечатлеть) приятное событие, 2) ... проект, 3) ... внимание, 4) (монтаж) оборудования, 5) ... корабль.

№ 2

Составьте словосочетания № 6–10 (с. 52) со словами из списка: 6) ... действия, 7) (реставрация) памятника архитектуры, 8) ... металла, 9) (очинить) карандаш, 10) ... молока.

№ 3

Придумайте словосочетания со словами: газифицировать, электрификация, эксперимент, контакт, пеленговать.

№ 4

Придумайте словосочетания со словами: закупоривать, выкорчевывать, клеить, конопатить, опорожнить.

(Оценка работы учителем – вербальная. Каждая группа помогает отвечающему, если необходимо, дополняет и проверяет ответы предыдущей.)

II. Постановка учебной задачи.

Вы, ребята, составляли словосочетания со словарными словами, а ученикам 7-го «В» класса было предложено придумать с ними предложения. Некоторые я записала. Проверьте: в правильном ли значении здесь употреблены глаголы? (Предложения записаны на тыльной стороне доски.)

Тренер в два дня формировал команду из легкоатлетов, которая проиграла в соревновании. Почему?
Я дома законопатил окна, но не хватило подходящего материала.
Мальчик так аккуратно клеил порванную страницу в книге, что теперь ее не отличишь от новой.

Итак, ваше мнение?
(Ответы учеников.)
Да, глаголы употреблены в соответствии с их лексическим значением. А почему же предложения звучат неестественно?
В каких из прочитанных предложений глаголы обозначают действие в его течении, а по форме глагола результат не ясен? На какой вопрос отвечают данные глаголы?
В чем же здесь противоречие? (Ответы учеников.) Что нужно сделать, чтобы противоречие между формой глагола и контекстом исчезло? Как исправить предложения?
В каких предложениях глаголы обозначают действие, которое достигло предела, завершилось? На какой вопрос отвечают эти глаголы?
Как называются такие глаголы? А глаголы, которые обозначают незавершенное действие в его течении, продолжении?
Правильно, есть глаголы совершенного и несовершенного вида. Как вы думаете, какая стоит сегодня перед нами задача и как можно сформулировать тему урока?
(Тема и учебная задача (УЗ) записываются на доске и в тетрадях.)
УЗ: Выяснить различия между глаголами совершенного и несовершенного вида.
(К. Понятие «совершенный и несовершенный вид глагола» частично знакомо учащимся из начальной школы.
Знание детьми лексических значений слов используется для создания учебной ситуации, которая приведет к постановке УЗ; рефлексивный контроль и оценка – для создания ситуации дефицита способностей (уровень освоенности).
В результате логического развертывания темы возникает нужная задача, которая зафиксирована в словесной и графической форме.)
Что уже сейчас вы можете сказать в ответ на вопрос о различии глаголов совершенного и несовершенного вида?

III. Рассмотрим значение видов еще на одном примере.

Учитель. Прочитайте предложения, записанные на доске.

Федя решал задачу. Федя решил задачу.

В форме какого времени употреблены глаголы? То есть как действие соотносится с моментом речи в каждом из предложений?
Какой из глаголов обозначает, что действие завершено и есть результат?

1-й ученик: – Решал?
2-й ученик: – Решил.

Хорошо, решал – значит, мог решить, а мог и не решить. А во 2-м предложении?
Да, действие достигло предела. Мог ли решивший задачу продолжать ее же решать?
Итак, подведем итог: что обозначают глаголы совершенного и несовершенного вида?
– Но это мы рассмотрели на примерах глаголов прошедшего времени.

IV. Сохраняются ли в других грамматических формах значения вида?

1) Проверим! Можно ли построить предложения с этой же парой решать – решить, выполнив следующие условия (устно!):

  • 1-я группа. Выберите один глагол из данной пары + слово нужно. Глагол выберите несовершенного вида.

  • 2-я группа. В вашем предложении должен содержаться приказ. Используйте глагол совершенного вида из данной пары.

  • 3-я группа. В вашем предложении также должен содержаться приказ, но с глаголом несовершенного вида из пары решать – решить.

  • 4-я группа. Постройте предложение, употребив из пары решать – решить глагол несовершенного вида + слова нужно бы.

В предложениях каких групп нужно... (что делать?) – именно решать?
А в каких предложениях нужно... (что сделать?)? То есть довести дело до получения результата, решения?
Таким образом, вывод о значении совершенного и несовершенного вида для глагола может быть следующим..
(Оба вида присущи всем формам глагола.)
(К. Вывод на данном этапе может и не быть сформулирован.)

2) Выполним еще одно задание, проверим, все ли глаголы относятся к названным видам.

Каждая группа составляет (коллективно) и записывает рассказ в 3–5 предложений по данному началу:

Павел вышел за калитку и вдруг увидел...

  • 1-я группа подчеркивает глаголы совершенного вида.

  • 2-я группа подчеркивает глаголы несовершенного вида.

  • 3-я группа определяет вид и время глаголов.

  • 4-я группа подчеркивает глаголы, которые не относятся ни к глаголам совершенного, ни к глаголам несовершенного вида.

(Проверка и коррекция: 1-я гр. --> 2 --> 3 --> 4 --> 1.)
(К. В процессе выполнения задания создается ситуация, при которой ученики применяют найденный способ действия (разницу в значениях глаголов) и используют ее как инструмент для решения конкретной задачи.
Кроме того, в данном задании присутствуют моменты, активизирующие мыслительную деятельность учащихся (ловушка, провокация). А в результате выполнения задания ученики способны сделать – и делают – вполне обоснованный вывод и выдвигают гипотезы с указанием конкретных аргументов о способах определения видов глагола.)
Итак, значение глаголов совершенного вида – действие, достигшее своего предела, и глаголов несовершенного вида – действие без указания на его предел; эти значения свойственны всем глагольным формам.
А как вы определяли вид глагола в предыдущем задании?
(По вопросу и значению законченности – незаконченности действия.)
Есть и другие способы, о которых мы поговорим на следующем уроке.

V. Итог урока. Оценка работы групп.

На следующем уроке дополняем способы определения видов глаголов, уточняем понятие предела и отрабатываем умение определять вид глагола (любым способом).

1. Как вы определяли вид выделенных глаголов в домашнем задании № 70 (с. 55)?
Кто по-другому?
А есть еще способ, который предложил И.Г. Милославский (автор книги «Зачем нужна грамматика»):

буду + инфинитив;

буду решать --> несовершенный вид (правильная глагольная форма);

буду решить – неправильно! ® совершенный вид.

2. Правильно говорили те, кто определял вид глагола по различию действия относительно предела.
Мне хотелось бы уточнить понятие предела.
Ученики: Если вид совершенный, значит, глагол обозначает действие, достигшее предела, законченное.
А на что указывает значение следующих глаголов: запеть, загореться, заговорить? Действие закончено? Есть результат?
(Нет, действие только началось!)
Может быть, эти глаголы несовершенного вида? Проверьте!
(Нет, просто они обозначают, что начало действия состоялось, – в отличие от глаголов запевать, загораться, заговаривать (здесь действие повторяется или длится долго).)
Таким образом, всегда ли предел обозначает результат?
(Нет.)

3. С учетом сказанного попробуем определить вид глагола любым способом. Можно двумя или тремя – для верности.

1) Витя приводит на уроке примеры глаголов совершенного вида.
Отрубил, приехал, записал – совершенный вид, – говорит он.
– А заболел к какому виду отнесем? – спрашивает его учительница.
Заболел – несовершенный вид, – нашелся Витя. – Во-первых, заболел, но не умер – значит, действие еще не закончилось, а во-вторых, тот, кто заболел, может еще и поправиться.
Согласны ли вы с Витей?

2) Определите, к какому виду относятся глаголы-омонимы. (Омонимы ли?)
Больной походил и лег. Характером он походил на отца. Он зашел в библиотеку почитать новинки. Дети должны почитать своих родителей. К вечеру рабочий сносит все дрова в сарай. Течение сносит лодку.

3) Сравните два предложения и определите, в каком из них выстрел получится случайно.
Мальчик натянул рогатку и выстрелил.
Мальчик натягивал рогатку и выстрелил
.

4) К какому виду вы отнесете глагол проводить в предложениях:
Преподаватель решил проводить семинар со студентами вечером. Лена тоже поехала на вокзал: она хотела проводить сестру.

4. Есть, ребята, еще один способ, который помогает в определении вида глаголов. Давайте рассмотрим систему временных форм в каждом виде.
Задание 72, с. 56.
Сколько получилось временных форм у глаголов совершенного вида? У глаголов несовершенного вида?

5. Таким образом, подведем итог.
Разрешили ли мы учебную задачу, поставленную на первом уроке?
Попробуйте сформулировать общий вывод.
А теперь сравним его с выводом учебника на с. 56.
(К. Учебный материал изначально был рассчитан на один урок, но практически мы успели сделать то, что запланировано, + задание 72 (его в плане не было) ровно за 2 учебных часа. Поэтому в конспекты были внесены коррективы. Домашнее задание – задание в рамке на с. 58–59 – частично выполнено в классе + устные задания 75–76 с комментированным чтением параграфа 21. Также было предложено домашнее задание по желанию: из 16-й руны «Калевалы» выберите понравившийся отрывок для списывания, примерно 15 строк, определите вид глаголов.)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru