Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №17/2003

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Работаем по учебнику М.В. Панова

И.А.ГРОМОВ,
Владимирская обл.

Продолжение. См.  № 16, 20, 27–28, 30, 34, 45/2002, 1, 5/2003


Словообразование

Дидактический материал к учебнику М.В. Панова

6 класс

§ 13. Слова вне словообразовательных типов

Задание 186. Достройте словообразовательные квадраты, предварительно составив из предложенных слов первые части; вставьте пропущенные буквы.

Сдоба, л_зать (рану), бе_хитростный, грести, _добный, властелин, зал_зать (рану), те(н,нн)ис, хитрость, власть, клеветать, правительственный, те(н,нн)исист, правительство, _грести, оклеветать.

Все ли квадраты удалось построить? Если не все, то почему?

Производное слово властелин образовалось с помощью суффикса, который не повторяется в других словах. А мы знаем, что суффиксы и приставки должны повторяться с тем же значением в других словах, хотя бы в одном. Части слова, подобные суффиксам и приставкам по своей роли в составе слова, но единичные, не повторяющиеся в ряде слов, называются унификсами (латин. unikus – «единственный» и fixus – «прикрепленный»). Унификсы – единичные, встречающиеся лишь в одном слове аффиксы. В образовании других слов они не участвуют.

Задание 187. Познакомьтесь со словообразовательными гнездами.

Докажите принадлежность того или иного производного к определенному словообразовательному типу.
Укажите слова вне словообразовательных типов.
Каким способом образованы все производные?

Задание 188. Прочитайте текст.

Суффиксы и приставки отличаются от корней тем, что они не имеют в языке самостоятельного употребления. Они всегда находятся при корне слова, как бы «привязанные» к нему. Корни же слова употребляются и в соединении с суффиксами и приставками (стол-ик, при-вкус, бес-сон-ниц-а), и самостоятельно (стол, вкус, сон). Однако в русском языке есть слова, корни которых тоже живут в языке только в соединении с суффиксами и приставками, т.е. в связанном виде.
Связанные корни мы находим в словах: свергнуть, отвергнуть, низвергнуть; вонзить, пронзить; достигнуть, постигнуть, настигнуть; зрячий, зрение, зрелище, обозревать, обозреватель. Когда-то в прошлом корни подобных слов употреблялись и самостоятельно, но с течением времени такие слова ушли из языка, а сохранились лишь те, в которых эти корни соединены с суффиксами и приставками. Так, глагол зреть в значении «смотреть» употреблял Ломоносов: «Зрю на вас, поля широки». У сатирического поэта XIX века Козьмы Пруткова встречается выражение «Зри в корень». Это выражение архаично, но широко известно, сейчас оно употребляется в телерекламе. Оно понятно современному человеку (= смотри в корень). Мы, однако, так не говорим. Нельзя сказать: «Зри в окно! Кто там идет?».

(Е.А. Земская)

Определите стиль текста. Поясните свою точку зрения.
Дайте определение «связанных» корней.
Что общего между приставками и суффиксами и «связанными» корнями?

Задание 189. Найдите исходные для следующих производных глаголов. Какие производные оказались «лишними»? Почему? Вставьте буквы на месте пропусков.

Ус_мниться, обл_житься, пр_обрести, запрячь, отстр_нить, изл_чить, пр_сутствовать, отчалить, вынудить, отл_читься, отв_рить (окно), отп_реть, изл_читься, обуть, окаймлять, ни_провергнуть, дезорганизовать, пр_мерещиться, объед_нить.

Задание 190. Лингвистическое изложение.

СЛОВА ЧЛЕНЯТЬСЯ ПО-РАЗНОМУ

Все слова языка делятся на два четко противопоставленных класса – слова производные, основы которых состоят из двух и более морфем (бор-ец, нож-ик, раз-брос-а-ть), и слова непроизводные, основы которых не делятся на морфемы (дом, стол, стен-а, неб-о, город, трав-а и много-много подобных). Однако, кроме этих двух четко разграниченных, имеется большое число промежуточных, опорных, не волне ясных случаев. Оказывается, что, помимо слов производных, входящих в словообразовательную пару, образующих словообразовательные квадраты, имеются слова, которые нет оснований считать производными, но они делятся на какие-то части, членятся. Присмотримся для начала к одному из таких слов: добавить. Мы легко выделяем показатель инфинитива -ть, суффикс -и-. А дальше? Хочется выделить приставку до-, она так и просится в ряд с долить, досыпать, досолить и другими глаголами. И значение аналогичное: произвести добавочное действие. Ну что ж. Выделим приставку до-, остался корень -бав-. Но у нас нет глагола бавить. Где же производящее слово для добавить? Ищем-ищем – не нашли. Зато легко нашли еще слова с этим «корнем» и другими приставками: прибавить, отбавить, сбавить. Получается загадочная вещь. Приставка у глагола добавить, несомненно, есть, а корень дефектный, несвободный (без приставок не встречается) – значит, у глагола добавить нет производящего слова, и поэтому нет оснований его считать производным. Но этот глагол делится на части, членится.
Чтобы устранить такое вопиющее противоречие, было введено понятие членимости. Слова, подобные добавить, называют членимыми, но непроизводными. Легко заметить, что понятие членимости более широкое, чем понятие производности: класс слов членимых включает все производные слова и часть слов непроизводных.

(Е.А. Земская)

Задание 191. Часто в речи путают глаголы одеть и надеть. (Охарактеризуйте их с позиции производности и членимости.) Чтобы избежать ошибки, запомните антонимические пары: одеть – раздеть, надеть – снять. Например, плащ – надеть (потому что его можно снять), сына – одеть (ср. раздеть). А теперь потренируйтесь. С данными словами составьте предложения (а еще лучше связный текст!), используя словосочетания «глагол одеть/надеть + существительное в винительном падеже без предлога».

Свитер, носки, галстук, братишка, рубашка, шапочка, варежки, сестренка, племянница, дочь, «Мисс России», джемпер, пуловер, жена, кроссовки, кукла Дуся.

Образец

– Миша, у тебя сегодня важная встреча, а ты надел несвежую рубашку.
Состояние Алексея Алексеевича позволяет ему одевать жену в изысканные наряды от лучших французских модельеров.

Задание 192. Письменно докажите, дополните или опровергните справедливость следующих утверждений.

Образец

УТВЕРЖДЕНИЕ:
– Омонимичных аффиксов не бывает.
Ответ (в скобках приведены возможные варианты построения ответа).
– Данное утверждение неверно (ложно, несправедливо, нелепо, абсурдно, не выдерживает никакой критики...), потому что (так как) достаточно сравнить два слова – переписка и тулячка, как сразу становится ясно: суффиксы -к- в них являются омонимами – в первом слове суффикс обозначает «действие как предмет», а во втором – «женщина».

Или:

– В данном ряду слов представлены 4 способа словообразования: бессердечный, расчет, Забайкалье, прыжок.
– С этим утверждением полностью согласиться нельзя, так как в нем представлены только три способа словообразования:

1) приставочно-суффиксальный:

2) безаффиксный (суффикс нулевой):

расчет ¬ рассчитать (как вы объясните разницу в написании этих однокоренных слов?);

3) суффиксальный:

(Следовательно, значит...), как мы видим, этот ряд нужно дополнить примером приставочного способа образования (префиксации):

УТВЕРЖДЕНИЯ:

1. В русском языке количество непроизводных и производных слов примерно одинаковое.
2. Исходное слово всегда является непроизводным.
3. Словообразовательное значение представляет собой разность между значением производного слова и значением исходного слова.
4. В данном ряду представлены глаголы с приставкой при-, имеющей значение «немного, чуть-чуть»: приумолкла, приуныла, приоткрыла.
5. Среди аффиксов синонимов быть не может.
6. Словообразовательный тип объединяет производные слова, имеющие такие общие признаки:

– они относятся к одной и той же части речи;
– находятся в одинаковых смысловых отношениях со своими производящими, т.е. выражают одно и то же словообразовательное значение (писать – расписать; красить – раскрасить).

7. Данная словообразовательная цепочка является полной:

окрасить --> окрашивать --> окрашивание.

8. Непроизводное слово может быть членимым.

Задание 193. Этимологическая страничка.

ВОЛОС. Общеслав. Восходит к vols (ol > оло). Образовано с помощью суффикса -съ от той же основы (вол-), что и древнерусское ВОЛОДЬ (суффикс -дь) – «волосы на голове», диал. ВОЛОТЬ (суффикс -ть) – «нить волос», ср. персидское vars – «волос» (ср. ВОРС), немецкое Wolle – «шерсть» и др.

ГЛАЗ. Искон. Современное значение «орган зрения» является вторичным и свойственно только русскому языку. Экспрессивное образование на основе ГЛАЗЪ «блестящий шарик, камешек», ср. просторечное шары выкатить, польское galy – «глаза» и др. ГЛАЗ был назван по его похожести на блестящий шарик, камешек.

ГОЛОВА. Общеслав. Корень тот же (с перегласовкой о/е), что и в ЖЕЛВАК, древнерусское желва – «черепаха, желвак». Исходное golwa (ср. родств. литовск. galva – «голова») > ГОЛОВА в результате развития полногласия. Слово является экспрессивным вторичным именем головы. Первоначальное значение – «череп(ок)». Подобное явление наблюдается во франц. языке, где tete – «голова», лат. testa – «череп, черепок, горшок», ср. testudo – «черепаха». Ср. также метафорич. названия головы – КОТЕЛОК, ГОРШОК, ЧЕРЕПОК.

НОС. Общеслав. Того же корня, что немец. Nase, литовск. nosis, латышск. nass – «ноздря», норвежск. nos – «морда».

РОТ. Общеслав. Исходное rъtъ – суффикс. производное (суф. -tъ) (с перегласовкой ъ/ы) от той же основы, что РЫТЬ. Буквально – «то, чем, разрывая, выкапывая, добывают пищу». Ср. древнерусское РЪТЬ– «острие, клюв».

§ 14–16. Сложное слово.
Производные от сложных слов.
Правописание сложных слов

Задание 194. Ответьте письменно на вопросы. Отличаются ли записанные вами слова по своему строению от тех, с которыми вы работали на предыдущих занятиях? Чем?

– Что помогает превратить мясо в фарш?
– Дом в пять этажей называется...
– Поговори-ка ты со мной, гитара... (А еще какая бывает гитара?)
Какого цвета зебра?
– Беда! Все затряслось, стали рушиться дома и падать деревья. Началось...
– По проезжей части едут машины, а по тротуару идут...
– Мебель, используемая и как диван, и как кровать, – ...
– С помощью какого механизма можно выжать сок из апельсина?

Вы записали сложные слова. Подумайте: почему они так называются?

Задание 195. Образуйте сложные слова от данных сочетаний. Выделите корни.

Образец

Круглый год, с голубыми глазами, высокой квалификации, хранить картофель, мало соли, сорок лет, тридцать градусов, солнце печет, русский и французский, сено косить, любить труд, юг и запад, премьер и министр, мясной и молочный, Древняя Русь, длинная шея.

От каких сочетаний можно образовать не одно сложное слово?

Задание 196. Задание, обратное предыдущему: объясните значения сложных слов через сочетания слов.

Рукопожатие, словообразование, овощехранилище, тысячелетие, низкоурожайный, вагоноремонтный, шестидесятилетие, нефтерезервуар, радиостанция, свинопас, профессионально-технический, правонарушение, дальневосточный, чернобровый, бледно-зеленый, бело-сине-красный, Средиземноморье.

Задание 197. (Домашнее задание.)

а) Девочкам.

Совершите «экскурсию» по кухне, обращая внимание на предметы и приборы, названные сложными словами (мясорубка, соковыжималка...). Запишите их. А теперь напишите сочинение, как вы (или с помощью взрослых) готовили праздничный обед. Кто больше использовал «кухонных» сложных слов?

б) Мальчикам.

Существует много сложных слов, обозначающих средства передвижения, сельскохозяйственные орудия. Вспомните их (бензовоз, луноход, картофелекопалка...). Попробуйте придумать с ними историю о необычном ралли (это такие гонки на специальных спортивных машинах) или расскажите об особенностях их назначения и работы.

Задание 198. Прочитайте фрагменты из повести «Золотая роза» К.Г. Паустовского. Укажите сложные слова, объясните их значение по аналогии с фрагментами 2, 6.

1) Шли мы с лесником по мелколесью. В незапамятные времена здесь было большое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нем напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие колодцы в этом мху да обилие багульника.

2) Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверье, что зарницы зарят хлеб – освещают его по ночам, – и от этого хлеб наливается быстрее. В Калужской области зарницы называют хлебозар.

3) Клава возразила:
– Их тут сотни, этих цветов. А что он знает? Ничегошеньки он не знает. Даже как зовется вот этот цвет – и то не знает.
– Курослеп, – сказал мальчик.
– Да не курослеп это, а медуница. Сам ты курослеп!
– Мядуница! – даже с некоторым восхищением повторил мальчик.
– Да не мядуница, а медуница. Скажи правильно.
– Мядуница, – поспешно повторил мальчик.

4) Мальчик, посапывая, добросовестно повторял за Клавой названия цветов. А она так ими и сыпала:
– Вот глянь, это подмаренник. А это купава. Вот та, с белыми колокольцами. А это кукушкины слезки.
Я слушал и только удивлялся. Девочка знала множество цветов. Она называла дрему, ночную красавицу, гвоздику, пастушью сумку, копытень, мыльный корень, шпажник, валерьяну, чабрец, зверобой, чистотел и много других цветов и трав.

Этимологическая справка

ЗВЕРОБОЙ. Искон. Переоформление – в силу народно-этимологического сближения со словом ЗВЕРЬ – ДИРОБОЙ, сложения ДИРА (производного от глагола ДИРАТИ драть, ср. СДИРАТЬ) и БОЙ (производного, с перегласовкой) от БИТИ бить. Растение названо по листьям, покрытым маленькими дырочками.

5) Почти все паромщики – люди словоохотливые, острые на язык и бывалые. Особенно они любят поговорить к вечеру, когда спокойно опускается солнце за крутояром – высоким берегом – и толчется в воздухе и зудит мошкара.

6) Среди местных слов попадаются слова, превосходные по своей выразительности, – например, старинное, до сих пор бытующее во Владимирской и Рязанской областях слово окоем – горизонт.
На высоком берегу Оки, откуда открывается широкий горизонт, есть сельцо Окоемово. Из Окоемова, как говорят его жители, «видно половину России».
Горизонт – это все то, что способен охватить глаз на земле, или, говоря по-старинному, все то, что «емлет око». Отсюда и происхождение слова окоем.

7) – Поимейте в виду, – сказал Жора, – что издали вы похожи на вылитых фальшивомонетчиков.

Задание 199. Спишите текст, вставляя буквы на месте пропусков.

Александр (Македонский), цв_тущий молодостью и кр_сотой, прое_жал по у_ким, извил_стым улицам Бактры на г_рячем вороном ж_ребце в сопр_в_ждении бл_стающего латами отряда копейщиков. Он пож_лал увидеть знаменитый древний храм огнепоклонников, ра_положенный среди т_нистой рощ_, с_ст_ящей из вековых св_щенных платанов и вязов. В пр_хладной тени этих столетних в_ликанов с_дели на к_мыш_вых ц_новках уч_ные жрецы храма и ра(с,сс)казывали собравшимся вокруг уч_никам и случайным богомольцам пр_дания м_нувших времен: о создании светлым Ормуздом неба и земли, о жизни народов, давно и_чезнувших после ж_стоких, кровопролитных войн.
В_ехав в з_п_ведную рощу храма, Александр легко вск_чил с огнеглазого коня, покрытого барсовой шкурой. Два статных эфиопа-скорохода с курчавыми, как овеч_е руно, волосами, схв_тили бе_покойного коня за повод_я, украшенные золотыми бляшками и ц_почками, и зам_рли, неподвижные, как изв_яния.

(В.Ян)

Вопросы и задания

1. Понятно ли вам лексическое значение слова копейщиков? Какой слог вы поставите в нем под ударение? Найдите исходное для него. Легко ли это сделать? Почему? Приведите свои версии образования названия самой мелкой российской монеты.

Этимологическая справка

КОПЕЙКА. Искон. Уменьшит.-ласкат. суффикс, производное на базе словосочетания копейная деньга (ср. ВИНТОВКА  < винтовое ружье и т.п.) Монета названа по изображению на ней всадника с КОПЬЕМ.

2. Выпишите все сложные слова, растолкуйте их значения через исходные сочетания.

3. Подумайте (или проконсультируйтесь у старших): является ли сложным словом сочетание эфиоп-скороход? Чем еще интересно это сочетание с точки зрения словообразования? Можете ли вы привести примеры подобных сочетаний? (Немец-мореплаватель, француз-книголюб...)

Задание 200. Вернитесь к заданию 196. Сравните сложные слова и исходные для них сочетания. Что с чем складывалось? Какие фонемы находятся на стыке двух корней большинства сложных слов? (Буквы о и е называют соединительными гласными, или интерфиксами.) В образовании каких слов, кроме основ, участвовали и аффиксы? В чем особенность морфем, которые выполняют соединительную роль после основ слов, называющих число? (Шестидесятилетие, сорокалетний, трехместный...)

Задание 201. Сделаем выводы об образовании сложных слов. Рассмотрите таблицу.

Образование слов путем сложения

Примечание. К сложным словам относятся и существительные, имеющие в своем составе интернациональные элементы: фото-, авто-, авиа-, мото-, кино- и др. Самостоятельно подберите примеры таких слов.

Что общего и в чем различие в образовании сложных и простых слов?

Задание 202. Определите способы образования сложных слов. Свои ответы разместите в графы таблицы по аналогии с заданием 201.

Хлебокомбинат, кофе-пауза, громкоговоритель, двухсаженный, одноклассник, светло-коричневый, домовладелец, сельскохозяйственный, плащ-палатка, пиломатериалы, ковер-самолет, мелкокристаллический, пылесос, ледоруб, русско-немецкий, сороконожка, сорокакилометровый, муравьед, средневековый, какао-порошок, звездопад.

Задание 203. Кто больше? Даны первые части сложных слов:

а) мальчикам – ново-,
б) девочкам – много-.

Запишите с ними сложные слова. Например, нововведение..., многословный... Все ли сложные слова образованы одинаково?

Задание 204. Прочитайте текст. Охарактеризуйте Кешу на основании его реплик.

Кеша был в центре внимания. Его голос разносился по всему двору. И жара ему нипочем. Чем жарче, тем лучше. Как дома, в родимой Африке.
– ...Прилетаем на полюс... Мороз – жуть! Кровь стынет. Минус пятьдесят в тени.
– А на солнце? – спросила Ворона.
– А солнца там вообще нет! Круглый год ночь. А холод такой... Плюнешь... А изо рта вылетает сосулька!
– Пр-релестно!
– Так вот. Сидим мы в кают-компании, обедаем... Вдруг – хрясь! Льдина пополам! Радиостанция уплывает! Что делать? Спасать ее или нет?
– Спасать! – воскликнула Ворона.
– А как спасать?
– Не знаю, – сказала Ворона. Хотя хорошо знала как. Раз десять эту историю слышала.
– Что делаю я? – не унимался Кеша. – Несмотря на холод? Несмотря на пронизывающий ветер и полярную ночь?
– Что?
– Крылья – в руки! И полный вперед!
– И я – полный вперед, – обиделся воробей Коля.
– И ты, – поправился Кеша. – Конечно. И ты. Мы вместе – полный вперед!
– И вертолеты, – добавил Коля. – И они – полный вперед!
– Вертолеты – потом. Они потом – полный вперед. А сначала мы. Одни. В жуткий холод... И полярную ночь.

(А.Курляндский)

Выпишите сложные слова. Как они образованы?
Попытайтесь с каждой их частью записать другие сложные слова (например: радиостанция: радиопередача – метеостанция). Удалось ли вам выполнить это задание до конца?
Укажите в тексте признаки разговорного стиля.

Задание 205. Попробуйте заменить сложные слова в предложениях из задания 204 исходными сочетаниями. Получается?
Но бывает, что при построении предложений мы можем использовать как сложные слова, так и исходные для них. Ср.: Николай Иванович, старик восьмидесяти лет, одиноко сидел на завалинке. – Николай Иванович, восьмидесятилетний старик, одиноко сидел на завалинке.
Произведите, где возможно, такую замену в следующих предложениях. Какой вариант более употребителен?

Седой джентльмен, бросив на постель отвоеванное одеяло, сдернул со стены двустволку, поспешно надел очки и, выставив ружье из окна дулом к небу, зажмурил глаза и выстрелил. (А.Гайдар)
Скинув с плеча бидон, молочница обернулась и увидела выходящего из кустов косматого, одетого в лохмотья хромоногого старика, который держал в руке кривую обнаженную саблю. (А.Гайдар)
Подле Якова стоял мужчина лет сорока, широкоплечий, широкоскулый, с низким лбом, узкими татарскими глазами, коротким и плоским носом, четвероугольным подбородком и черными блестящими волосами, жесткими, как щетина. (И.Тургенев)
На ветках деревьев сидели красногрудые попугаи и кричали высокими странными голосами. (А.Волков)
Разламывая тишину, журчат воды Сороти, вода отзывается многоголосым эхом, несущимся навстречу заре, а на заре слышно пение многочисленных птиц. (С.Гейченко)
С левой стороны спускаются склоны Ливанских гор, справа – синее море, по которому плывут крутобокие корабли. (В.Ян)
Однословные ответы сына обескураживали мать, недоумевавшую, где он мог так долго пропадать.
Амфибрахий – трехсложный размер стиха с ударением на втором слоге.
В купе мы разговорились со Львом Николаевичем, который оказался моим однофамильцем: он тоже был Сорокин.
Его лицо с белыми зубами озаряла ослепительная улыбка.

Задание 206. Прочитайте фрагмент удивительно веселой и доброй книги В.Нестайко «Тореадоры из Васюковки».

Ява склоняется ко мне и шепчет:
– Так что – испробуем?
– Давай, – говорю я.
Мы наклоняемся и прячемся под парту. Кукурузо вынимает из-за пазухи плоскую жестяную коробочку от конфет, из которой торчат разные винтики, шпунтики и проволочки. Это изобретенное нами механическое приспособление для расстегивания пуговиц.
Официального названия оно еще не имеет и называется пока условно штукакенция (не штука и не штукенция, а именно штукакенция, потому что каждое новое изобретение обязательно должно иметь свое название). Действует штукакенция очень просто: прикладываешь к пуговице, нажимаешь кнопку – и готово. Только сперва надо завести пружину. И вот Кукурузо берет и начинает заводить.
Крраккк! – вдруг звонко на весь класс ударяет пружина и, выскочив из коробочки, бьет снизу Карафольку, который сидит впереди нас.
– Ввой! – диким голосом вскрикивает Карафолька.
– У-у, растяпа! – шепчу я своему другу.
Но – поздно. Как гром с неба слышится над нами сердитый голос Галины Сидоровны:
– Завгородний и Рень, выйдите из класса!
Как образовали ребята слово штукакенция? Зачем?
Каким сложным словом можно назвать изобретенное ребятами «приспособление»? Продуктивен ли этот способ образования сложных слов? Для доказательства запишите несколько подобных слов или попробуйте придумать свои сложные слова, называющие привычные всем предметы (ложка – супочерпалка, вешалка – одеждодержатель...) или несуществующие (пока?) механизмы, к примеру, прибор для восстановления лопнувших мыльных пузырей...

Задание 207. Деревенский ст_р_жил сад пришкольный ст_р_жил.

Вставьте пропущенные буквы.
Определите морфемы в этих словах. Есть ли здесь сложное слово? Как оно образовано?

Задание 208. Придумайте и запишите словосочетания «прилагательное + существительное», в которых и главное, и зависимое слова были бы сложными: мучительно-пестрые сновидения (А.Куприн), сельскохозяйственное машиностроение... В случае необходимости заглядывайте в словообразовательный словарь! Какие способы образования сложных слов представлены в ваших примерах?

Задание 209. Какова особенность морфемного состава слова вековечный? Чем отличается оно от других сложных слов? Может быть, кто-то рискнет создать собственные подобные слова?

Задание 210. Вернемся к словам с интернациональными элементами. Автопортрет, автопробег... Одинаковое ли значение имеет элемент авто- в этих словах? Запишите свои примеры сложных слов с разным значением основы авто-.

Задание 211. Информация для любознательных!

Со словами типа мотоспорт, авиаконструктор, автоответчик, фотомодель, киноэпопея и многими другими, которые выше мы назвали сложными, не все так просто. У языковедов до сих пор нет единого, четкого ответа, что это: слово или словосочетание? Выдающийся ученый-лингвист А.А. Реформатский (см. о нем в учебнике для 5-го класса, с. 270) назвал их «мнимыми сложными словами», М.В. Панов считает их словосочетаниями, состоящими из существительного и «примкнувшего» к нему неизменяемого определения – «аналитического» прилагательного.
В 90-е годы XX века список подобных языковых единиц стал очень активно пополняться (как вы думаете: почему?): компакт-диск, джаз-фестиваль, диско-клуб, мастер-класс, компьютер-холл, ток-шоу, бизнес-план, свч-печь, топ-модель (продолжите этот ряд самостоятельно). Один Интернет чего стоит: интернет-письма, интернет-услуги, web-технологии, www-страницы... В нашем словообразовании идет активное освоение заимствованных компонентов (в основном англо-американского происхождения) и включение их в процесс образования существительных. Большинство из них построено по давно известному в русском языке типу (автовокзал – видеоклип), представляющему сложные наименования, в состав которых входит аналитическое прилагательное. Подобные наименования наиболее употребительны в сфере спорта, досуга, деловых контактов и др. Их распространению способствует пресса, радио- и телепередачи, различные объявления и материалы рекламы.

Задание 212. – А к нам мастер по ремонту водопроводов заходил, – похвалилась Настя Кувшинчикова. – У нас кран подтекал.
– Ну и как, исправил? – поинтересовался Вова Бутузов.
– Ага, больше не течет. Опытный специалист оказался.
– Вот и хорошо. Только почему ты его так чудно назвала: «мастер по ремонту водопроводов»? Это же обычный водопроводчик!
– Да захотелось посолиднее назвать представителей этой профессии. А то столько анекдотов про водопроводчиков сочиняют да всяких небылиц рассказывают!

Как образовалось слово водопровод? А водопроводчик?
Образуют ли они словообразовательную пару?

Задание 213. Образуйте, где это возможно, производные от данных сложных слов.

Звукоизоляция, землевладелец, водолаз, естествоиспытатель, единомышленник, тысячелетие, кораблекрушение, грузоперевозка, великовозрастный, вертолет, видоизменить, пресноводный, воздухоплавание, времяпрепровождение, глубокомысленный, скороговорка, общегородской, грушевидный, густонаселенный, краснодеревщик.

Задание 214. Разбейте слова на три группы: простые производные; сложные; производные от сложных слов. Все ли слова войдут в группы? Почему? Вставьте пропущенные буквы.

Бе_пр_страс_ный, предвес_н_ца, тысяч_верс_ный, ра_ж_вывание, струн_держатель, к_нтр_банда, тр_н_ж_р, двух_ярус_ный, дев_тиба(л,лл)ьный, железн_дорожник, скал_ла_ка, дес_тикил_метровка, рыб_ловство, железн_дорожный, к_нтр_бандист, др_г_цен(н,нн)ый, к_нфе(т,тт)и, а(т,тт)р_кц_он, бл_г_ж_лательница, хл_днокровный.

Задание 215. Прочитайте теоретический материал о правописании сложных существительных на с. 62–63 учебника. Изложите его в виде схемы, таблицы, опорного конспекта – кому как удобнее. Объясните дефисное или слитное написание следующих существительных.

Гостеприимство, кожемяка, книготорговля, юго-запад, северо-восток, норд-вест, североамериканец, полпорции, полкомнаты, полсвета, пол-лимона, пол-усадьбы, пол-ящика, пол-Парижа, полгорода, пол-Волги, полеводство, пол-Белоруссии, полугодие, полузащитник, полутяжеловес, премьер-лига, пресс-атташе, киловатт-час.

Задание 216. Раскройте скобки, распределите слова на группы в соответствии с условиями правописания.

(Пол)банки, (пол)года, (пол)Европы, (пол)километра, (пол)литра, (пол)минуты, (пол)оборота, (пол)ставки, (полу)бокс, (полу)остров, (полу)фабрикат, (пол)цены, (пол)сардельки, (пол)Лены, (пол)лагеря, (пол)беды, (пол)жизни, (пол)кирпича, (пол)ложки, (пол)неба, (пол)огурца, (полу)ботинки, (полу)пальто, (полу)шарие, (пол)часа, (пол)горбуши, (пол)Вологды, (пол)Владимира, (пол)лавки, (пол)Миссисипи, (пол)бутылки, (пол)дня, (пол)игры, (пол)круга, (пол)имения, (пол)месяца, (пол)очка, (пол)страны, (полу)дрема, (полу)пустыня, (пол)училища, (пол)шага, (пол)лося, (пол)Липецка, (пол)Лимпопо.

Задание 217. С помощью корня пол (полу-) образуйте существительные от данных слов, составьте с ними словосочетания.

Образец

Ведроналил полведра.

Дорога, Москва, метр, ночь, смена, тонна, тьма, ягненок, Кострома, Мурманск, век, лист, миллион, Байкал, лес, тысяча, мрак, финал, царство, ягода.

Задание 218. Используя как можно больше слов с корнем пол (полу-), напишите рассказ на одну из тем: «Обед обжорки», «Необычное путешествие», – или придумайте свою тему.

Задание 219. «Узелок на память».

Кто еще не очень хорошо запомнил правило дефисного и слитного написания пол со словами, может воспользоваться такой подсказкой: пол пишется через дефис перед ЛАПой! То есть перед л, а символизирует все гласные буквы, п – прописная буква. А сам дефис и есть та самая лапка, которую протягивает пол второму корню (помните, как щенков учат: «Дай лапу!»).
Если есть ЛАПа – пиши пол через дефис!
Кстати, это же правило распространяется и на правописание прилагательных и очень похожих на них числительных: пол-одиннадцатого, полпервого, полвторого... полуживой, полувековой, полупустой... Самостоятельно продолжите этот список.
А как вы напишете: всыпал (пол) столовой ложки соли?

Задание 220. Спишите предложения, расставьте знаки препинания и раскройте скобки.

У Гаврюши голосище был такой что (пол)деревни зараз на ноги поднимал.
Внизу корова Мурка лежала и с любопытством на всех поглядывала. Как по ней яблоки застучат как она вскочит как бросится бежать – (пол)забора снесла!
– Нет думает Шарик если я еще (пол)километра пробегу меня удар хватит. Меня прямо в этом ящике и закопают. Надо передохнуть.
– Подъем у нас будет в семь говорила тетя Тамара. Это поздновато но для зимнего времени хорошо. После этого бег босиком по снегу (пол)километра.
Они с этими танками (пол)года мучились.
От рукопожатия тети Тамары товарищ Федоров присел и потом целых (пол)часа не мог свои пальцы расклеить.
Шарик кабану сверху кричит
Эй ты окорок (поло)умный! Вот сейчас охотники придут из тебя шашлык сделают а потом чучело.
У нас за рекой (пяти)этажный дом построили, как в городе. Так (пол)деревни туда переехало а свои дома оставили.
Кот говорит
Я такой дом нашел! Весь проконопаченный. И печка там теплая! На (пол)кухни! Пошли туда жить.

(Э.Успенский)

Задание 221. Из данного текста выпишите слова с пол (полу).

Все были заняты делом. Кот Матроскин за последними грибами ходил и капусту засаливал. Дядя Федор задачник для третьего класса осваивал. А пес Шарик теленка воспитывал. Он (полу)годовалого Гаврюшу на сторожевого быка дрессировал, (полу)сторожевого, (полу)охотничьего. Увидит он зайца в поле и кричит Гаврюше:
– Ку-си!
Бычок после этого до самой речки за зайцем гонится. Заяц через речку в два прыжка «блинчиком» перелетит – и в поля. А Гаврюша так не может. Он в речку трактором врежется и такой веер брызг поднимет, что радуга (пол)часа над рекой висит.

(Э.Успенский)

Одинаковое ли значение имеет суффикс -ник- в словах задачник и дворник? Чем отличается от них слово механик?
Запишите несколько своих слов с полу-, которые помогли бы вам охарактеризовать знакомое вам животное или знакомого человека, и используйте их в небольшом рассказе о нем. (Полусонный, полураздетый...)

Задание 222. Вы уже знаете, как пишется корень с полу- с прилагательными (только слитно). А как быть с другими сложными прилагательными? Как вы, наверное, заметили из предыдущих заданий, одни из них пишутся через дефис, другие – слитно. От чего это зависит? Давайте разберемся.
Сравните исходные сочетания и производные от них сложные прилагательные в 1-м и 2-м столбиках:

1. Лечебный и профилактический --> лечебно-профилактический;

горький и соленый --> горько-соленый;
английский и французский --> англо-французский;
густой и зеленый --> густо-зеленый;
декоративный и прикладной --> декоративно-прикладной;
красный и коричневый --> красно-коричневый;
молочный и мясной --> молочно-мясной;
серебристый и серый --> серебристо-серый.

2. Внешняя политика --> внешнеполитический;

голубые глаза --> голубоглазый;
густая листва --> густолиственный;
Дальний Восток --> дальневосточный;
двадцать градусов --> двадцатиградусный;
красные щеки --> краснощекий;
строительство мостов --> мостостроительный;
черные плоды --> черноплодный.

Какой связью связаны слова в верхнем столбике? А в нижнем?
Как влияет сочинительная и подчинительная связь в исходных сочетаниях на правописание сложных прилагательных? (В случае затруднения вам на помощь придет материал на с. 64 учебника.)

Внимание! Правописание большинства сложных прилагательных подчиняется этому правилу. Но именно большинства, а не всех! В частности, несколько по-иному пишутся прилагательные с первыми частями восточно-, западно-, южно-, северно-. Выбор дефисного или слитного написания зависит здесь от отнесенности к географическому объекту. Географические собственные имена пишутся через дефис (и обе части с прописной буквы!), нарицательные же – слитно и со строчной буквы. Ср.: Западно-Сибирская низменность – западносибирская тайга, Южно-Африканская Республика – южноафриканский народ.
Об этих и других сложных (а порой и недостаточно ясных) случаях правописания лучше всего справляться в орфографических словарях.

Задание 223. В орфографическом словаре слова белоголовый и бело-голубой стоят рядом. Подумайте: почему они пишутся по-разному?

Задание 224. Одинаково ли вы напишете прилагательные (зелено)бурый и (зелено)глазый? Почему? А (воздушно)ракетный и (воздушно)десантный?

Задание 225. Найдите сумму (в ней должно быть представлено сложное прилагательное!).

Образец

Вокальный + сценический = вокально-сценический;
любить + свободу = свободолюбивый.

багровый + красный =
билетный + кассовый =
бледный + лицо =
валютный + финансовый =
Древняя + Русь = (язык) восемь + грань =
бледный + розовый =
болгарский + турецкий =
влага + стойкий =
Западная + Европа = (валюта)
сельское + хозяйство =
пышный + волос =
военный + полевой =
тонкий + бровь =
учебный + тренировочный =
нога + сшибать =
русский + итальянский =
крупный + масштаб =

Задание 226. Сгруппируйте сложные прилагательные в соответствии с дефисным или слитным написанием.

(Мелко)водный, (медно)красный, (машинно)тракторный, (народно)поэтический, (пыле)защитный, (мало)габаритный, (много)километровый, (перво)классный, (монтажно)строительный, (научно)фантастический, (мягко)кожий, (физико)математический, (музыкально)танцевальный, (дально)видный, (мусоро)уборочный, (низко)пробный, (ново)годний, (мутно)серый, (одно)комнатный, (пепельно)серый, (пепельно)волосый, (сума)сшедший.

Задание 227. Запишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

...Решение должно было быть (едино)душным.
Гроза поднималась над Михайловским росла на вечернем небе, как громадный (средне)вековый город.
Внизу за суходолом виднелась пойма реки, вся в зарослях (бледно)розовой таволги.
(Светло)глазая девочка вышла на улицу и снова села у калитки.
Городок уходил в солнечный тусклый туман в тишину и даль летнего дня и (низко)рослые леса уже охватывали нас темным кругом.
За рекой стояли, как шары (серо)зеленого дыма, вековые ивы и ракиты.
На глухой станции за Владимиром Берг пересел на поезд (узко)колейной дороги.
Это оказался тощий (огненно)рыжий кот с белыми подпалинами на животе.
Дед пощупал лодку корявыми пальцами понюхал ее поковырял похлопал по надутым бортам и сказал с уважением (воздухо)дувная вещь!
В бездонном провале пряталось заколдованное озеро с (темно)оливковой хвойной водой.
Далеко по дворам кричали (разно)голосые петухи предсказывали ясные дни легкие морозы зимнюю тишину.
У самой воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные (голубо)глазые незабудки.
(Широко)трубный пароход сверкал протертыми до кристальной игры стеклами.
Лавров посмотрел в ее серые (застенчиво)веселые глаза и сказал обязательно вас напишу. Только не сейчас а зимой.
Кучевые облака были на взгляд такие тугие что можно было очевидно лежать на их (ослепительно)белых громадах и смотреть оттуда на приветливую землю с ее лесами просеками полянами цветущей рожью поблескиваньем тихой воды и пестрыми стадами.

(К.Паустовский)

Задание 228. Зачастую сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, отражают особенности авторского видения окружающего мира, характеризуют говорящего или пишущего как человека внимательного, наблюдательного, умеющего замечать самые разнообразные оттенки и полутона и выражать их в слове. Кажется, мы все видим одно и то же: зеленую траву, желтые листья, голубое небо, белый снег... На деле же все оказывается немного сложнее, и мир наполнен гораздо большим количеством самых разнообразных красок. Посмотрите, сколько оттенков цвета видит И.А. Бунин в привычных на первый взгляд явлениях и предметах. А попутно потренируйтесь и в правописании прилагательных, называющих эти оттенки.

(Воздушно)голубое море; (золотисто)лиловые облака; (мутно)малиновый шар солнца; (серебристо)зеркальные затоны с островками (тонко)листой осоки; (перламутрово)голубые стрекозы с треском распускают длинные стеклянные крылышки; брезжит (зелено)серебристый рассвет; (темно)серый страшный паук выскакивает из щели и быстро бежит по паутине; я подолгу смотрел на меркнущий (нежно)алый закат; дымчатые облака с (золотисто)алыми краями; неподвижно лежат (темно)свинцовые озера; красота (бледно)ясной лазури; изумрудные льдины лежали вокруг (темно)лиловой проруби; темнела и вся двигалась (мутно)фиолетовая снежная равнина; две звезды как два (алмазно)голубых глаза; петухи как бы убаюкивали (нежно)усталый полумесяц; в ворота въезжала знакомая тройка, вся (серо)курчавая от инея...

По дороге в школу или из школы посмотрите повнимательнее на привычные вам кусты и деревья, асфальт и крыши, облака и солнце... Какие они? Запишите свои «цветовые открытия» отдельными предложениями или используйте их в лирической миниатюре, например, такой: «Мы живем на разноцветной земле...».

Задание 229. Прочитайте текст.

– Возьмите меня к себе! – говорит пес. – Я буду вам дом охранять.
Кот не согласен:
– Нечего у нас охранять. У нас и дома-то нет. Ты к нам через год прибегай, когда мы разбогатеем. Тогда мы тебя возьмем.
Дядя Федор говорит:
– Ты, кот, помолчи. Хорошая собака еще никому не мешала. Давай мы лучше узнаем, где он разговаривать научился.
– Я дачу охранял одного профессора, – отвечает пес, – который язык зверей изучал. Вот и выучился.
– Это, наверное, мой профессор! – кричит кот. – Семин Иван Трофимович! У него еще была жена, двое детей и бабушка с веником. И он все словарь составлял «(Русско)кошачий».
– «(Русско)кошачий» не знаю, а «(Охотничье)собачий» составлял. И «(Корово)пастухачий» тоже. А бабушка теперь уже не с веником. Ей пылесос купили.
– Все равно это мой профессор, – говорит кот.
– А где же он сейчас? – спрашивает мальчик.
– Он в Африку уехал. В командировку. Язык слонов изучать. А я с бабушкой остался. Только мы с ней характерами не сошлись. Я люблю, когда у человека характер веселый – (колбасно)угощательный. А у нее наоборот – тяжелый характер. (Венико)выгонятельный.
– Это точно,– поддерживает кот. – И характер тяжелый, и веник тоже.

(Э.Успенский)

Выпишите сложные прилагательные. Верно ли образовано слово (корово)пастухачий?
Перечислите названия словарей, которые вы знаете. Встретились ли среди них сложные прилагательные?
А людей с какими характерами вы любите? А не любите? В своих ответах постарайтесь сохранить шутливый тон повести Э.Успенского и использовать сложные прилагательные.

Задание 230. Тест.

I. Допишите ответ:
Сложные слова – это слова, образованные...

II. Согласны ли вы с утверждением:
В данном ряду все слова образованы путем сложения основ с одновременным прибавлением суффикса – жаровыносливый, жаровыносливость, жаропрочный, жаропрочность?
Варианты ответа: да, нет.

III. В каком ряду нет сложного слова?
а) Шестинедельный, землечерпательный, проиллюстрированный, индивидуалистический.
б) Закупоривание, изобретательность, новолуние, копьеметатель.
в) Невосприимчивость, неприспособленность, заинтересованность, безответственность.
г) Преднамеренный, пренеприятный, преподавательский, пресноводный.

IV. В каком ряду есть только сложные слова?
а) Глубокомысленный, приглушенный, изголодавшийся, непригодный.
б) Скороговорка, полноценность, смехопанорама, семеноводство.
в) Комфортабельный, бескомпромиссный, кровеносный, языковедческий.
г) Неузнаваемость, многоступенчатость, рассредоточенность, правдоподобие.

V. Укажите производное от сложного слова.
а) Гимнастика;
б) лесозаготовитель;
в) первокурсник;
г) легкоатлетика.

VI. Выберите правильный ответ:
Через дефис пишутся прилагательные, образованные:
а) от равноправных слов;
б) от словосочетаний.

VII. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
а) (Кофейно)белый, (темно)коричневый, (светло)зеленый, (кроваво)красный.
б) (Разно)цветный, (мелко)звездный, (кирпично)красный, (синевато)свинцовый.
в) (Пол)ананаса, (пол)апельсина, (пол)лимона, (пол)мандарина.
г) (Полно)властный, (жестко)крылый, (рыже)хвостый, (железо)рудный.

VIII. В каком ряду все слова пишутся слитно?
а) (Пол)минуты, (пол)кирпича, (пол)огурца, (пол)книги.
б) (Лево)бережный, (ново)модный, (морально)этический, (много)программный.
в) (Лавино)опасный, (кругло)лицый, (крупно)плодный, (коротко)ногий.
г) (Литературно)музыкальный, (лечебно)гимнастический, (кучево)дождевой, (культурно)массовый.

IX. В каком слове используется соединительная гласная о?
а) Птиц_ферма;
б) жертв_приношение;
в) месяц_слов;
г) овц_водство.

X. В каком слове пишется буква и?
а) Стал_литейный;
б) нефт_добывающий;
в) камн_дробильный;
г) десят_литровый.

Задание 231. Информация для любознательных!

При пропуске второй части сложного слова, повторяющейся в соседнем слове, после незаконченного первого слова ставится висячий дефис: радио- и телепрограмма. (К.И. Былинский, Н.П. Никольский)
Первой частью слов с таким написанием могут быть существительные, прилагательные, числительные, наречия.

Существительные:

свекло- и кукурузоуборочные комбайны, металло- и деревообрабатывающая промышленность, водо- и морозостойкость, грузо- и пассажироперевозки, нефте- и газохранилище, птице- и мясокомбинаты и др.

Прилагательные:

красновато- и фиолетово-бурые листья, елово- и сосново-березовые леса, мелко- и крупномасштабные карты, медико- и ветеринарно-санитарные мероприятия и т.д.

Наречия:

низко- и среднеоплачиваемые работники, вечно- и летнезеленые растения, выше- и нижележащие отделы и т.д.

Числительные:

одно- и двудольные растения, одно- и двулетники, четырех- и семидневные экскурсии, двух- и четырехместные автомобили, четырех- и семнадцатитомный словарь и др. При цифровом обозначении чисел слова пишутся так: 1- и 2-этажные дома, 2- и 3-стопные размеры, 25- и 45-летний возраст и т.д.

Задание 232. Лингвистическое изложение с элементами сочинения.

Прочитайте текст.

СЛОЖНЫЕ СЛОВА В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

Немецкий язык обладает способностью образовывать сложные слова, подобные нашим электроплитка или самолетостроение. В немецких военных книгах, например, то и дело натыкаешься на такие термины, как вер/махт (оружие + сила = армия), панцер/шиф (броня + корабль = броненосец), люфт/цойг (воздух + снаряд = самолет) и т.п.
Между этими терминами и нашими сложными словами есть разница: мы образовываем их ________________. Немцы же, хотя и могут применять в таких случаях вместо соединительной гласной суффикс родительного падежа -с- (райх-с-вер, криг-с-гэ фантэнэ), нередко обходятся без него, а используют они такой способ словопроизводства буквально на каждом шагу.
Правда, это свойственно и китайскому, и английскому языкам. Но если в Китае или в Англии допускается образование по этому способу слов из двух, много из трех корней, то немецкому языку никаких границ в этом смысле иметь не положено. Сравнительно недлинные, односложные и двусложные слова, как намагниченные, притягиваются друг к другу и соединяются в единое целое без каких-либо «заклепок» – изменений.
Любители собирать марки могут найти в старых каталогах немецкую марку, выпущенную когда-то в память путешествия последнего кайзера Вильгельма II в Иерусалим. Она называлась так: кайзервильгельмиерузалэмсрайзегедэхтниссбрифкартенпостмаркэ.

(Л.В. Успенский)

Дополнительные задания

Закончите предложение об особенностях образования сложных слов в русском языке, приведите соответствующие примеры.
Подумайте, обязательно ли из двух корней могут состоять русские сложные слова. Свои размышления выскажите в изложении. В тексте есть подсказка!)

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru