ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
В.И.КАПИНОС,
г. Москва
О Едином государственном экзамене по
русскому языку
Единый государственный экзамен по
русскому языку – это новая форма проведения
экзамена. Она нова по целям, по содержанию, по
структуре экзаменационной работы в целом, по
характеру тех заданий, которые ее составляют,
наконец, по технологии обработки результатов и
подходам к их оценке.
Цель единого экзамена одна –
объективно оценить состояние подготовки
школьников по русскому языку, а вот задачи,
решаемые на этой основе, разные: а) провести
аттестацию выпускников общеобразовательных
школ; б) отобрать наиболее подготовленных
учащихся, желающих продолжить обучение в вузах.
Задачи, как нетрудно заметить, существенно
разнятся: с одной стороны, надо аттестовать всех,
оканчивающих среднюю школу, с другой – отобрать
из них лучших. Отсюда вывод, определяющий
структуру и содержание ЕГЭ: в нем должны быть по
крайней мере две части, а программный материал
должен быть представлен на двух уровнях
сложности – базовом и повышенном.
Рассмотрим содержание
экзаменационной работы. Несмотря на различия в
задачах, содержание работы в целом должно
соответствовать требованиям к подготовке по
русскому языку, зафиксированным в нормативных
документах. В ней не должно быть элементов
содержания, которые выходили бы за пределы
общеобразовательного минимума и школьных
программ по русскому языку. Однако, имея в виду
вторую задачу ЕГЭ – отбор абитуриентов, следует
предусмотреть в тесте задания повышенного
уровня сложности. Эти задания, оставаясь в
пределах школьных программ, отличаются от
заданий базового уровня характером
предлагаемого языкового материала и видом
деятельности, которая требуется для их
выполнения. С их помощью должны быть выделены из
общей массы экзаменующихся наиболее
подготовленные учащиеся.
По полноте охвата курса родного языка
экзаменационная работа точно соотносится с
конечными целями обучения русскому языку в
школе. В нее включены задания, проверяющие:
– элементарную лингвистическую
компетенцию учащихся, то есть знания о языке и
речи и умения пользоваться ими в работе с
языковым материалом;
– языковую компетенцию учащихся, то есть
практическое владение русским языком,
соблюдение в устных и письменных высказываниях
языковых норм (орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических,
орфографических, пунктуационных);
– коммуникативную компетенцию, или владение
разными видами речевой деятельности, умениями
воспринимать чужую речь и создавать собственные
высказывания: читать, понимая смысл, выраженный в
словах и содержащийся в подтексте, писать с
учетом условий и задач общения.
Соответственно,
контрольно-измерительные материалы для ЕГЭ
содержат задания, проверяющие подготовку
выпускников по всем основным содержательным
линиям школьного курса. Они проверяют:
1) знания о языке как системе (знания по
фонетике, лексике, словообразованию, морфологии,
синтаксису);
2) речеведческие знания (о тексте: основная мысль,
средства связи; о типах речи: повествовании,
описании, рассуждении; о стилях речи:
разговорном, официально-деловом,
публицистическом, научном, художественном; об
использовании языковых средств в тексте в
зависимости от темы, цели, адресата и ситуации
общения, стиля и типа речи);
3) специальные учебные умения (владение способами
работы с языковым материалом на основе понятий и
правил);
4) владение нормами литературного языка
(орфоэпическими, лексическими; морфологическими;
синтаксическими, стилистическими,
орфографическими и пунктуационными);
5) умения, связанные с разными видами речевой
деятельности – чтением (проводить смысловой,
речеведческий, языковой анализ текста) и письмом
(создавать на основе прочитанного вторичный
текст – сочинение в жанре отзыва, рецензии или
эссе).
По форме экзаменационная работа
представляет собой тест из 41 задания.
В ней используются тестовые задания
трех типов: задания с выбором ответа, задания с
кратким ответом, задания с развернутым ответом.
По типу заданий экзаменационная работа делится
на три части.
Первая часть состоит из 33 тестовых
заданий с выбором ответа. В заданиях с выбором
ответа все ответы даны, ученик должен выбрать из 4
готовых ответов один правильный. По содержанию
эти задания охватывают все основные разделы и
аспекты курса. Задания данного типа используются
главным образом для проверки знаний учащихся,
понимания изученного материала, способности
опознавать языковые единицы, классифицировать
их, выявлять соответствия (или несоответствия)
языковым нормам. Эти задания рассчитаны на
среднего ученика – предполагается, что они
посильны для абсолютного большинства учащихся.
Приведем пример подобных заданий.
Приехав в столицу,
1) всех поражает шум и суета;
2) у вас не будет времени сходить в музей;
3) идите сразу на Красную площадь;
4) у меня было прекрасное настроение.
Вторая часть состоит из 7 заданий с
кратким ответом. Выполняя его, ученик должен
одним-двумя словами ответить на поставленный
вопрос. Обычно в вопросе требуется
продемонстрировать знание терминов: назвать
соответствующий термин, выписать иллюстрирующее
его слово или словосочетание, обозначить цифрой
нужное предложение.
В заданиях с кратким ответом для
анализа предлагается более сложный языковой
материал, причем предъявляется он не в виде
изолированных языковых примеров (слов,
словосочетаний, предложений), а в тексте. По сути,
все эти задания представляют собой разные
варианты анализа текста – смысловой,
композиционный, типологический, стилистический,
языковой.
Третья часть работы состоит из одного
задания с развернутым ответом. Это
сочинение-рассуждение в жанре отзыва, рецензии
или эссе.
Вторая и третья части работы, так же
как и последние три задания первой части ( с
выбором ответа), объединены общим текстом:
сначала учащиеся проводят его анализ, отвечая на
предложенные вопросы, затем на основе этого
текста пишут сочинение.
Задания по тексту проверяют главным
образом речевое развитие учащихся:
– умения и навыки чтения (понимание,
зрелость суждений при интерпретации текста);
– умения создавать на основе предложенного
текста собственное высказывание в определенном
жанре, ясно, логично выражать свои мысли в
письменной форме, пользоваться выразительными
средствами языка;
– практическую грамотность учащихся – владение
орфографическими, пунктуационными, языковыми
нормами;
– наконец, общее развитие, общую культуру
ученика.
Первая и вторая части, проверяющие
определенные языковые знания и умения учащихся,
дают нам информацию только о специальной
подготовке ученика. Последнее же задание
позволяет «увидеть» ученика как личность,
понять, каким он выходит из школы. Здесь он
остается наедине с незнакомым текстом, и то, как
он его прокомментирует, покажет и уровень его
общего развития, и его общекультурную
подготовку, его зрелость, способность
по-взрослому, вежливо и корректно, вести диалог с
автором текста. Ведь ничто так точно не
характеризует человека, как его речь. Недаром
Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел».
Опыт экзамена предыдущих лет показал, что именно
такого рода письменная работа соответствует
второй задаче ЕГЭ.
Формально (по типу заданий) в работе
выделяются, как уже было показано, три части. Если
же учитывать две разные функции единого
экзамена, то следует говорить о двух частях.
Первая часть – это 30 заданий с выбором
ответа, построенных на изолированном языковом
материале (отдельных словах, словосочетаниях или
предложениях). Она проверяет подготовку по
русскому языку на базовом уровне и предназначена
в основном для аттестации выпускников средней
школы.
Вторую часть составляют задания,
объединенные общим текстом. Это 11 тестовых
заданий разного типа – 3 с выбором ответа, 7 с
кратким ответом – и сочинение. Все они
повышенного уровня и ориентированы на
аттестацию учащихся, претендующих на высокий
школьный балл («4», «5»), и на отбор абитуриентов
для вузов.
Подходы к оценке работы. За каждое
правильно выполненное задание с выбором ответа
или с кратким ответом ученик получает один
тестовый балл. Результаты выполнения этих
заданий обрабатываются машинным способом.
Сочинение проверяется экспертами вручную и
оценивается по специальной шкале, разработанной
на основе действующих норм. Максимальное число
тестовых баллов за сочинение – 22. Таким образом,
за всю работу ученик может получить 62 балла.
Набранное каждым выпускником количество
тестовых баллов пересчитывается по стобалльной
шкале и переводится в школьную пятибалльную
отметку. По результатам ЕГЭ 2002 года для получения
в аттестат об окончании средней школы
минимальной положительной отметки («3») ученику
достаточно было набрать не менее 22 баллов по
стобалльной шкале (при этом сочинение можно было
и не писать). Для получения отметки «5» нужно было
выполнить все три части работы и набрать не менее
70 баллов из 100.
Единый государственный экзамен проводится в
школах России уже третий год. Результаты
эксперимента показали, что новая форма экзамена
соответствует своему назначению. Она дает
возможность основательно, на большом объеме
изучаемого курса проверить и объективно оценить
состояние подготовки школьников по русскому
языку. Она демократична, так как ставит всех
учащихся в равное положение, предлагая всем
выполнить одинаковый по охвату содержания и
уровню трудности тест. Она технологична, так
как позволяет использовать машинный труд, и
потому экономически целесообразна. Наконец,
она гуманна, так как избавляет огромное число
абитуриентов от нервных стрессов и перегрузок,
вызываемых необходимостью в одно и то же время
сдавать два экзамена – выпускной и
вступительный.
|