Я ИДУ НА УРОК
Работаем по учебнику М.В.Панова
М.Н. ПРИКУЛЕ,
учитель школы № 19,
г. Чита
Неизменяемые существительные
Урок 1
Цель: знать, что категории
числа, падежа и рода неизменяемых
существительных выражаются синтаксически, с
помощью форм согласуемых с ними слов, уметь
определять род, число, падеж неизменяемых
существительных.
ХОД УРОКА
I. Повторение
Учитель: Давайте вспомним, на
каком основании существительные распределяются
по трем типам склонений.
Зачем нам нужно знать, какие
существительные к какому типу склонения
относятся?
Ученики: Склонения
существительных нужно знать, чтобы правильно
определить безударное падежное окончание
существительного, т.к. здесь действует фонемный
принцип: безударное падежное окончание
проверяется ударным падежным окончанием
существительного того же склонения.
Учитель: Запишем четверостишие
и продемонстрируем действие фонемного принципа
в падежных окончаниях существительных. (Один
ученик у доски.)
Учитель: Правописание каких
падежных окончаний существительных нельзя
проверить, опираясь на фонемный принцип?
Приведите примеры.
Ученики приводят примеры и
объясняют принцип написания падежных окончаний
в случаях типа к станции, на лекции.
II. Создание проблемной ситуации
Учитель: На доске вы видите
написанные слова:
конфета;
эскимо;
арбуз;
монпансье;
пирожное.
Докажите, что все записанные слова
принадлежат к одной части речи.
Ученики: Это существительные,
т.к. они обозначают рпедметы, отвечают на вопрос что?,
относятся к одному из трех родов, изменяются по
числам и падежам, в предложении чаще играют
синтаксическую роль подлежащего или дополнения.
Учитель: Чем отличаются от
других существительных слова эскимо и монпансье?
(Все слова специально подобраны так, что они
составляют одну тематическую группу.)
Ученики: Эти слова не
изменяются.
Учитель: В связи с этим в
определении каких грамматических категорий
возникнут трудности?
Ученики: У этих
существительных трудно определить род, падеж,
число.
Учитель: А теперь
сформулируйте тему нашего урока и цель.
Ученики: Тема «Неизменяемые
существительные», и цель – научиться определять
их род, а также устанавливать, в каком числе и
падеже они употреблены в тексте.
Учитель на доске записывает
тему и слова:
род?
падеж?
число?
III. Предъявление нового материала
Учитель: В существительных эскимо
и монпансье выделите основу и
окончание.
(Провокация.) У существительных какого
рода бывает нулевое окончание?
Мужского и женского рода: например, стол,
ночь. Можем ли мы предположить, что эти слова
нужно отнести либо к мужскому роду, либо к
женскому?
Ученики должны доказать, что
этого делать нельзя, т.к. окончание не помощник в
определении рода у существительных. Также должны
привести примеры, подтверждающие это
Учитель: По какому же признаку
мы узнаем, что существительное принадлежит к
одному из трех родов?
Ученики: Нужно придумать
словосочетание «прилагательное +
существительное» или «глагол прош.вр.+
существительное», чтобы родовая форма
согласованного слова помогла определить род.
У доски учащийся придумывает
словосочетание с записанными ранее словами и
определяет род существительного:
Учитель: Давайте поиграем: я
говорю существительное, вы придумываете
словосочетание и определяете род:
купе, такси, пальто, кофе.
Учитель: Теперь одни называют
неизменяемые существительные, другие
придумывают с ними словосочетание и определяют
род.
Ученики с увлечением работают;
в течение 1–2 минут будет названо много
неизменяемых существительных и закреплен способ
определения их рода. Если кто-то из ребят
предложит трудное слово, учитель предлагает
заглянуть в словарь: например, пенальти употребляется
и в мужском, и в среднем роде. (Вопрос, стоящий
рядом со словом род, стирается.)
Учитель: Следующий вопрос: как
определить падеж неизменяемых слов? Вспомните:
какие грамматические средства помогают нам
определить грамматическое значение изменяемых
слов?
Ученики должны назвать:
окончание согласованных слов, ударение,
чередование фонем в основе словоформ – и
привести примеры.
Учитель: Как же у неизменяемых
слов определить падеж?
Ученики: Можно использовать
для этого окончание согласованных слов (сегодня
нет вкусного эскимо – р.п.).
Учитель: Определите падеж: вкусное
эскимо (и.п. или в.п.?).
Почему этого нельзя сделать? Что
поможет? (Нужно дать время догадаться.)
Ученики: Поможет предлог, т.к.
он уточняет, конкретизирует значение: я смотрю
на вкусное эскимо – в.п.
Учитель: В трудных случаях
определения падежа можно использовать известный
нам прием подстановки (вспомните начало урока):
вместо неизменяемого существительного
подставляем существительное склоняемое, в том
числе местоименное – кто, что:
пуговицы для пальто (р.п.) – ср. (для
чего? шубы).
Учитель: Потренируемся в
определении рода – задание 318 (стр. 249).
Ученики устно или письменно
определяют род и падеж слова бра и
доказывают верность ответа.
Учитель: Почему не во всех
случаях легко определяется род слова бра?
(Вопрос, стоящий рядом со словом падеж,
стирается.)
Учитель: А теперь, я думаю, вы
без труда скажете, как определить число
неизменяемых слов.
Ученики: Ответ будет один: по
окончаниям согласованных с существительным
слов. Приводят примеры:
нарядное пальто
эти пальто
Стирается вопрос рядом со словом число.
Остается на доске запись: род, падеж, число.
(Цель достигнута.)
IV. Самостоятельная работа
Лучше выполнить на листках, собрать их,
проверить и выяснить уровень усвоения знаний,
необходимость отработки каких-то частей темы.
Учитель читает вслух задание 320
(стр. 250).
Разговор с двумя малышами из детского
сада
Только двое остались на площадке. Они
были привязаны скакалками к ножке скамейки.
– А вы кто такие? – поинтересовался я.
– Разве не видно? – спросил мальчик, который был
повыше ростом. – Я конь.
– А я понь, – представился второй, ростом
поменьше.
– Отчего же один – конь, а другой – понь?
– Потому что большие лошади – кони, а маленькие
– пони, – удивляясь моей недогадливости,
разъяснил младший.
А вы догадались, почему возникло
недоразумение? Объясните, чем различаются
словоформы кони и пони.
Ученики 5–7 минут пишут свое
рассуждение о данном недоразумении. Затем, если
позволит время, 2–3 рассуждения заслушиваются
– и выясняется причина недоразумения.
V. Обобщение
Учитель задает вопросы,
учащиеся четко отвечают, если нужно, приводят
примеры.
– В чем сходство неизменяемых и
изменяемых существительных?
– В чем их различие? (Изменяемые существительные
обладают собственными грамматическими
средствами для определения грамматических
значений.)
– Как можно определить род, число, падеж
неизменяемых существительных?
– А к какому склонению мы отнесем неизменяемые
существительные? (Учащиеся могут высказать
разные предположения, но обязательно прозвучит: ни
к какому.) Неизменяемые существительные не
относятся ни к одному из 3 типов склонений, т.к. не
обладают необходимой парадигмой окончаний.
В заключение хочу сказать, что таких
слов в русском языке немного, около 1000. Эти слова
иноязычного происхождения, они новички в нашем
языке. Их состав в настоящее время активно
пополняется. Обстоятельнее с группой
неизменяемых слов мы познакомимся на следующих
уроках.
Домашнее задание – упр. 319.
Продолжение следует
|