МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Я.Н. ИВАНОВА,
пос. Каблуково, Московская обл.
Изучение наречий
С методикой, созданной донецким
учителем В.Ф. Шаталовым, в большей или меньшей
степени знакомы сейчас учителя всех школ.
В основу методики положен простой
принцип – подача теории блоками, которые
раскрывают ученикам один из разделов учебной
программы целиком, не разрывая материал на
отдельные параграфы.
О достоинствах блочной системы
донецкого учителя появилось немало публикаций в
печати. Например, Александр Адамский после
показа В.Ф. Шаталовым своей методики в
Подмосковье писал: «Даже опытные в педагогике
люди были поражены абсолютным успехом этой
рискованной затеи. Шаталов в очередной раз вышел
победителем из спора с трудностями программы,
нелюбовью к зубрежке и подозрительностью детей к
учителю».
Для себя я отметила еще одно
немаловажное качество данной системы:
возможность для каждого учителя создать свои
опорные конспекты, варьировать в них
теоретический материал, учитывая возможности и
способности отдельного класса.
Работая с опорными сигналами с 1995 года,
я пришла к выводу: каждый класс изучает
программный материал по-своему, по-особому.
Именно поэтому из года в год приходилось
изменять таблицы. Для одного класса требовались
подробные сигналы, с большим количеством
примеров, для другого – сжатый, скомпонованный
материал, позволяющий ученикам самим дополнять,
«развертывать» предъявляемый для изучения блок,
а также анализировать и сопоставлять.
Наибольшую трудность для меня
представило составление таблицы по теме
«Наречие как часть речи». Сложностей при
изучении данной части речи хватает. Это и
разграничение наречий и других частей речи, и
словообразование наречий, и, конечно,
правописание целого ряда наречий, основанное не
на логическом рассуждении, а на запоминании.
Именно на теме «Слитное, раздельное и
дефисное правописание наречий» я и остановлюсь.
Вначале рассмотрим, как дается названная тема в
разных учебниках русского языка.
Например, в учебнике «Русский язык. 7-й
класс» авторов М.Т. Баранова, Л.Т. Григорян, Т.А.
Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, И.И. Кулибабы на
слитное, раздельное и дефисное написание наречий
отводится два параграфа. В параграфе,
раскрывающем тему «Слитное и раздельное
написание приставок в наречиях, образованных от
существительных и количественных числительных»,
сказано: «В некоторых наречиях приставка пишется
раздельно. Запомните те из них, которые помещены
в рамках на полях учебника. В остальных случаях
обращайтесь к орфографическому словарю». На
полях учебника пять столбиков слов в рамке, где в
основном приводятся примеры написания наречий,
которые необходимо запомнить.
В учебном комплексе В.В. Бабайцевой
тема «Наречие» дается в 6-м классе. Четко вынесены
правила дефисного написания наречий. Для
запоминания даны два слова: бок о бок,
точь-в-точь. В параграфе также указано на то,
что раздельное написание наречий нужно
проверять по орфографическому словарю.
Апробирован уже и учебный комплекс под
редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. Учебник
не требует формулировок правил правописания, в
нем «берется на заметку», «обращается внимание»,
например, на случаи, когда наречия и одинаковые с
ними по звучанию формы других частей речи
пишутся по-разному: наречия – слитно или через
дефис, а формы других слов – раздельно.
Много внимания уделено правописанию
наречий, образованных от существительных.
Отмечено, что правописание основной массы
наречий усваивается в словарном порядке, но есть
и некоторые закономерности правописания. Далее
дан небольшой перечень раздельного написания
слов, в состав которых входят предлоги без, в,
за, до, на, с (со), под.
Итак, во всех существующих учебниках
русского языка авторы указывают на
необходимость работы с орфографическим словарем
(от учебника к словарю).
Как же донести до детей этот словарик
наиболее употребительных наречий?
При составлении опорных схем я
разделила тему «Наречие» на две части: первая
должна познакомить детей с грамматическим
значением наречия как части речи, со смысловыми
группами данной категории, со степенями
сравнения, со словообразовательными типами
наречий, с орфографическими правилами, такими,
как «Правописание не с наречиями»,
«Правописание н, нн», «Мягкий знак на
конце наречий», «Буквы е, и в не-, ни-»,
«Буквы о, а на конце наречий с из-, до-,
с-».
Вторая часть должна помочь учащимся
раскрыть тему «Дефисное, слитное и раздельное
написание наречий».
Первая часть теоретического материала
помещается в основную таблицу, вторая – в
дополнительную. Материалом для сигналов
дополнительной таблицы послужили наречия,
предназначенные для запоминания, наречия,
правописание которых вызывает трудность.
Составляя дополнительную таблицу, я
учитывала следующие факторы: в процессе
восприятия сигнала прежде всего будут
участвовать три вида памяти: слуховая, моторная,
зрительная. Именно зрительное восприятие имеет
очень важное значение в жизни человека. Вспомним:
уже в самом раннем возрасте внимание ребенка
приковывают яркие, необычные окружающие
предметы. То же делаю и с таблицей: каждый сигнал
представляю в виде красочных и хорошо известных
ребятам рисунков, например, в виде ромашки, зайца,
клубнички и т.д. Что кому нравится – дело вкуса!
Такие необычные сигналы позволяют в
течение всего времени, отведенного на изучение
темы «Наречие», сохранять в ходе урока интерес и
внимание со стороны учеников без переутомления и
зубрежки. Ведь «то, что человек зрительно может
себе представить, он, как правило, легче
запоминает и воспроизводит» (Ф.С. Немов. Психология).
Нельзя забывать и об эмоциональной
стороне восприятия. Красочное оформление
сигналов вызывает у ребят живой интерес и
способствует лучшему и быстрейшему усвоению
материала. Вспомним вывод Шаталова: «Необычное
лучше запоминается».
Теперь о работе с дополнительной
таблицей, она, как и основная таблица, висит в
классе с первого занятия. В конце каждого урока я
оставляю пять минут на то, чтобы ребята
воспроизвели один из сигналов в своих альбомах.
Выполняют эту работу ученики с удовольствием.
Переписывая наречия, помещенные в любом из
сигналов, ученик уже непроизвольно запоминает
написание того или иного слова.
При завершении изучения темы опорные
сигналы используются для повторения правил
правописания наречий в сопоставлении с другими
частями речи. Таким образом, больше времени
остается на практическую работу по закреплению
навыков написания наречий.
Я привожу примеры нескольких сигналов
(оговорюсь: каждый учитель может составить свою
систему сигналов, целесообразную в конкретных
условиях).
I сигнал. Слитно пишутся наречия,
если между предлогом и существительным, из
которых образовалось наречие, не может быть без
изменения смысла вставлено определение или если
к существительному не может быть поставлен
надежный вопрос.
II сигнал. Слитно пишутся наречия,
образованные соединением предлогов в и на
с собирательными числительными.
III сигнал. Слитно пишутся наречия,
имеющие в своем составе такие слова, которые без
приставки в современном языке не употребляются;
образованные от полных и от кратких
прилагательных с приставками (бывшими
предлогами).
IV сигнал. Раздельно пишутся
наречия, имеющие переносное значение; сочетания
существительных с предлогами, употребленные в
роли наречия, если существительное сохранило
хотя бы некоторые падежные формы.
V сигнал. Раздельно пишутся
наречия, образованные от существительных с
предлогом в, если существительное
начинается с гласных о, у.
VI сигнал. Наречия с дефисным
правописанием: дефис в наречиях ставится при
наличии приставки по- и суффиксов -ому,
-ему, -ки, -ски, -ьи; при наличии приставки в-,
во- и суффиксов -ых, -их. Но!..
VII сигнал. Трудности правописания
наречий объясняются исторически: одни наречия
более древние, другие еще не утратили связи с
существительными. Правописание таких наречий
следует проверять по словарю.
VIII сигнал. Дефис ставится в сложных
наречиях, образованных повторением одинаковых
или близких слов (причем повторяется слово
полностью, или одно от другого отличается
приставкой или суффиксом, или второе слово
является синонимом или антонимом первого слова).
Красным цветом даются исключения.
IX сигнал. Наречия, употребляемые в
качестве вводных слов, выделяются запятыми.
|