МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
п. Жуково, Смоленский р-н,
Смоленская обл.
Подготовка к изложению с элементами
сочинения на нравственную тему
Урок развития речи (2 часа)
9 класс
Сегодня мы с вами будем говорить о
человеке, о его душевных качествах и
потребностях души на материале текстов.
Задание 1. Спишите, расставляя
знаки препинания. Объясните знаки препинания в
этом тексте. Определите типы придаточных
предложений.
Два качества определяют настоящего
человека – добро и справедливость. Горе
ушло(бы) с земли если(бы) каждый прежде чем
сказать или поступить думал о другом человеке о
том к кому относится его слово или поступок.
Человек становится человеком когда забота о
других делается потребностью его души. Име(н,нн)о
с этого начинается человек.
(В.Корнилов)
1) Какое качество поэт Владимир
Корнилов считает самым важным в человеке? (Забота
о других.)
2) Каково ключевое слово в тексте В.Корнилова? (Человек.)
3) Как вы понимаете выражение потребность души?
(Потребность – необходимость, часть души.)
Задание 2. Прочтите
стихотворение поэта Михаила Львова, догадайтесь,
какое слово в нем пропущено, и вставьте его.
Нет, не права ________ душа,
Собой живя, одной собой дыша,
За той душой богатства – ни гроша.
Ни люди, ни зверье ее не примут –
Не даст житья ее __________ климат.
Ее лучи _________ и нищи.
Причины очерственья не ищи –
Условия... ошибки воспитанья.
Ей нету никакого оправданья.
За ней нет правды, даже небольшой,
И нету права числиться душой.
Ее и с камнем сравнивать не должно.
Из камня все же дом построить можно.
Пропущенное слово – холодный (в
разных формах).
1) О ком говорят холодная душа? (О
безразличном человеке, эгоистичном,
самовлюбленном, никому не нужном.)
2) Какое богатство за душой подразумевает автор? (Это
доброта, чуткость, умение сопереживать,
отзывчивость, милое сердце.)
3) Какой семантический ряд развивает смысл
словосочетания холодная душа, лучи холодны и
нищи? (Холодная душа – холодный климат – нет
богатства – нет житья – очерствение.)
4) Какими морфологическими средствами выражена
идея «неправильности» существования холодной
души? (Все стихотворение пронизано
отрицаниями – с первого слова-предложения; далее
следуют отрицательные частицы, союз ни – ни,
отрицательные глагольные формы нет, нету.)
Задание 3. Работа с
экзаменационным текстом «О милосердии» (по
Д.Гранину).
Дома ученикам предлагается выполнить
одно из заданий к тексту 24.
|