ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Работа Максимовой Аллы, ученицы 10-го класса
школы-лицея № 3 города Гатчины, была удостоена
диплома I степени на областной олимпиаде по
русскому языку в марте 2002 года.
Сочинение представляет собой рассуждение на
основе анализа публицистического очерка В.М.
Пескова.
Трудно назвать данную работу ученическим
сочинением в привычном смысле слова. Это –
серьезное исследование литературного
произведения.
Глубокое проникновение в художественный текст,
умение «видеть» слово писателя – это не только
самостоятельный поиск ученицы, но и работа
педагога-словесника Караваевой Ирины Юрьевны,
заслуженного учителя школы России.
Курс словесности, который преподает Ирина
Юрьевна Караваева, заключающийся в
интегрированном изучении языка и литературы, –
это путь к постижению содержания
художественного текста через его
образно-эстетическое и языковое богатство.
Кабинет русского языка и литературы Областного
института развития образования предложил
опубликовать сочинение Максимовой Аллы в одном
из методических изданий как образец
комплексного анализа текста.
Кафедра русского языка и литературы,
лицей № 3, г. Гатчина
Алла МАКСИМОВА,
10-й класс, школа-лицей № 3, г. Гатчина
Сочинение-рассуждение на основе
лингвистического анализа текста
Перед нами текст рассказа Василия
Михайловича Пескова – одного из талантливейших
писателей-публицистов России, лауреата
Ленинской премии, автора многочисленных книг,
статей и зарисовок о природе нашей страны. Ответы
на ее неразрешимые загадки Василий Михайлович
ищет везде, где есть живое, заставляя читателя
искренне удивляться, любоваться простым, но
гениальным. Песков же – в числе первых, кто
поднимает вопрос об острой проблеме
современности: рассуждает о внутренней пустоте
сегодняшней молодежи, ее равнодушии и слепоте к
той красоте, которая окружает каждого из нас.
Итак, перед нами текст: все его
предложения связаны между собой грамматически и
по смыслу. Кроме того, абзацы объединены
тематически и составляют единую композицию:
здесь есть и экспозиция, и развитие действия, где
Песков наслаждается «музыкальной» работой
дятла. Кульминаций же в рассказе, по моему мнению,
две. Первая – столь неожиданный и роковой для
птицы выстрел, а вторая (ею заканчивается текст)
– четыре вопросительных предложения, каждое из
которых усиливает смысл предыдущего. Получается,
что в целом композиция завершается
вопросительной нотой, – ответить должен
читатель. Поэтому, если бы мне дали возможность
озаглавить ее, название было бы «Кто?..». Ведь, как
сказал один из современников, заголовок – это
идея, выраженная в одном слове.
Текст Пескова полностью соответствует
законам публицистического стиля. Во-первых, его
рассуждения логичны; выводы автора вытекают один
из другого: мертвая тишина леса, радость от
«музыки» дятла, внезапный выстрел, встреча с
горе-охотником, безмолвный урок автора, его
призыв прививать молодому поколению любовь к
живому и прекрасному. Во-вторых, рассказ очень
эмоционален; правда, нигде, кроме заключительной
части, бурного состояния автора мы не видим,
только ощущаем... Оценивая ситуацию, Песков
призывает к искоренению проблемы. Наконец, текст
интересен, доходчив и понятен читателю любого
возраста, что немаловажно: делать выводы под силу
даже самым юным.
С первого взгляда на рассказ вы
скажете, что жанр его – путевый очерк: описание
прогулки по лесу, лесной природы и обывателей,
личные впечатления от увиденного писателем. Но
это только на первый взгляд. В ходе развития
сюжета о довольно типичной ситуации – убийства
птицы «просто так» – по горечи и безнадежности в
словах Пескова, а затем и по острым риторическим
вопросам, обращенным в никуда, лишь усиливающим
смысл, вложенный в них автором, понятно, что это
далеко не путевой, а проблемный очерк: Песков
обсуждает глубокую социальную проблему –
воспитание человечности в молодежи.
Понять направление авторской мысли,
его внутреннее состояние нам помогает лексика, в
первую очередь, конечно, характерная для
публицистического стиля: должен, беречь, любить
– слова, обращенные именно к обществу. Точно
отражает внутренний мир Пескова его простая
фраза, сказанная под впечатлением от встречи с
парнем: Я не ругался, но... Но! Хотел, хотел
закричать на весь мир о несправедливости и
бездушии людей!
Несомненно, главными лексическими
составляющими текста являются стилистические
фигуры и тропы.
Начинается очерк с парцелляции. Осенью
лес молчит. Такая тишина. Ее использование как
бы дает нам ощутить это безмолвие – будто кто-то
тихонько шепчет в огромном зале. Это состояние
автор усиливает повторной парцелляцией (Ни
звука.), а также инверсией как убегает мышь
(если бы слова стояли в другой
последовательности, акцент делался бы не на
слово мышь, а на убегает). Таким образом,
Песков настраивает читателя на спокойный,
умиротворенный лад (тем ярче контраст в
последующем развитии!).
По отношению к дятлу и его работе автор
использует множество перифраз, благодаря
которым обычное превращается в необычное: дятел
у него – музыкант, его произведение на
древесной коре – узор, вместо привычного
штампа стук дятла – красочное выражение костяной
молоточек. Все это говорит о симпатии Василия
Михайловича к лесному доктору.
На повинного в смерти птицы Песков
обращает внимание с помощью инверсии, делая
акцент не на возраст, а на личность юноши (не парень
лет семнадцати, а лет семнадцати парень).
Кроме того, этот человек у автора – полная
противоположность природе, олицетворение
совершенного в техническом смысле мира, что он
показывает с помощью охотничьих терминов – двустволка,
пистолет, пояс с патронами и т.д.
В конце текста автор прибегает к
параллелизму, усиливая значение риторических
вопросов.
Красочные сравнения, эпитеты и
метафоры Песков использует только вначале, при
описании природы и дятла (рабочая музыка дятла,
тугая струна и пр.).
Главная функция публицистического
текста, в том числе данного, – донести до
читателя авторскую идею, сохраняя образность и
красоту. В очерке Пескова этому способствуют
синтаксические особенности текста: краткость
предложений, причастные и деепричастные обороты,
вводные слова и предложения.
Сказать о каком-либо преобладающем
здесь типе речи нельзя. В целом это – описание
ситуации, но каждая из микротем имеет свой
подтип.
Первый абзац – описание:
использование стилистических фигур, тропов,
признаков предметов (например, тишины).
Второй и третий абзацы –
повествование: сначала автор рассказывает об
удивительной работе птицы, затем – о ее
внезапной гибели и о виновнике этой смерти.
Доказательством служат последовательное
развитие сюжета, цепная связь в предложениях,
логичность.
Наконец, заключительный абзац –
авторское рассуждение о подрастающем поколении.
Тезиса и аргументов, однако, мы не найдем: тезис –
сам текст, а аргументы... Как говорится, слов не
надо...
Этот рассказ-очерк очень взволновал
меня. Подобные очерки необходимо читать не
только в детских садах и начальных школах, но и
ребятам старших классов. Ведь В.М. Песков
поднимает вопрос о воспитании в человеке
Человека, и, думаю, эта тема сейчас актуальна, как
никогда.
От редакции. Ученическое сочинение
публикуется без редакционной правки. Этот вид
работы является относительно новым и для
учителей, и для учеников. Но его нужно осваивать.
Хотя бы потому, что подобное задание включено в
ЕГЭ (правда, там оно названо почему-то рецензией).
Нам хотелось бы узнать, как вы относитесь к
данному виду работы и к этому сочинению в
частности.
|