Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2003

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Работа Максимовой Аллы, ученицы 10-го класса школы-лицея № 3 города Гатчины, была удостоена диплома I степени на областной олимпиаде по русскому языку в марте 2002 года.
Сочинение представляет собой рассуждение на основе анализа публицистического очерка В.М. Пескова.
Трудно назвать данную работу ученическим сочинением в привычном смысле слова. Это – серьезное исследование литературного произведения.
Глубокое проникновение в художественный текст, умение «видеть» слово писателя – это не только самостоятельный поиск ученицы, но и работа педагога-словесника Караваевой Ирины Юрьевны, заслуженного учителя школы России.
Курс словесности, который преподает Ирина Юрьевна Караваева, заключающийся в интегрированном изучении языка и литературы, – это путь к постижению содержания художественного текста через его образно-эстетическое и языковое богатство.
Кабинет русского языка и литературы Областного института развития образования предложил опубликовать сочинение Максимовой Аллы в одном из методических изданий как образец комплексного анализа текста.

Кафедра русского языка и литературы,
лицей № 3, г. Гатчина

Алла МАКСИМОВА,
10-й класс, школа-лицей № 3, г. Гатчина


Сочинение-рассуждение на основе лингвистического анализа текста

Перед нами текст рассказа Василия Михайловича Пескова – одного из талантливейших писателей-публицистов России, лауреата Ленинской премии, автора многочисленных книг, статей и зарисовок о природе нашей страны. Ответы на ее неразрешимые загадки Василий Михайлович ищет везде, где есть живое, заставляя читателя искренне удивляться, любоваться простым, но гениальным. Песков же – в числе первых, кто поднимает вопрос об острой проблеме современности: рассуждает о внутренней пустоте сегодняшней молодежи, ее равнодушии и слепоте к той красоте, которая окружает каждого из нас.

Итак, перед нами текст: все его предложения связаны между собой грамматически и по смыслу. Кроме того, абзацы объединены тематически и составляют единую композицию: здесь есть и экспозиция, и развитие действия, где Песков наслаждается «музыкальной» работой дятла. Кульминаций же в рассказе, по моему мнению, две. Первая – столь неожиданный и роковой для птицы выстрел, а вторая (ею заканчивается текст) – четыре вопросительных предложения, каждое из которых усиливает смысл предыдущего. Получается, что в целом композиция завершается вопросительной нотой, – ответить должен читатель. Поэтому, если бы мне дали возможность озаглавить ее, название было бы «Кто?..». Ведь, как сказал один из современников, заголовок – это идея, выраженная в одном слове.

Текст Пескова полностью соответствует законам публицистического стиля. Во-первых, его рассуждения логичны; выводы автора вытекают один из другого: мертвая тишина леса, радость от «музыки» дятла, внезапный выстрел, встреча с горе-охотником, безмолвный урок автора, его призыв прививать молодому поколению любовь к живому и прекрасному. Во-вторых, рассказ очень эмоционален; правда, нигде, кроме заключительной части, бурного состояния автора мы не видим, только ощущаем... Оценивая ситуацию, Песков призывает к искоренению проблемы. Наконец, текст интересен, доходчив и понятен читателю любого возраста, что немаловажно: делать выводы под силу даже самым юным.

С первого взгляда на рассказ вы скажете, что жанр его – путевый очерк: описание прогулки по лесу, лесной природы и обывателей, личные впечатления от увиденного писателем. Но это только на первый взгляд. В ходе развития сюжета о довольно типичной ситуации – убийства птицы «просто так» – по горечи и безнадежности в словах Пескова, а затем и по острым риторическим вопросам, обращенным в никуда, лишь усиливающим смысл, вложенный в них автором, понятно, что это далеко не путевой, а проблемный очерк: Песков обсуждает глубокую социальную проблему – воспитание человечности в молодежи.

Понять направление авторской мысли, его внутреннее состояние нам помогает лексика, в первую очередь, конечно, характерная для публицистического стиля: должен, беречь, любить – слова, обращенные именно к обществу. Точно отражает внутренний мир Пескова его простая фраза, сказанная под впечатлением от встречи с парнем: Я не ругался, но... Но! Хотел, хотел закричать на весь мир о несправедливости и бездушии людей!

Несомненно, главными лексическими составляющими текста являются стилистические фигуры и тропы.

Начинается очерк с парцелляции. Осенью лес молчит. Такая тишина. Ее использование как бы дает нам ощутить это безмолвие – будто кто-то тихонько шепчет в огромном зале. Это состояние автор усиливает повторной парцелляцией (Ни звука.), а также инверсией как убегает мышь (если бы слова стояли в другой последовательности, акцент делался бы не на слово мышь, а на убегает). Таким образом, Песков настраивает читателя на спокойный, умиротворенный лад (тем ярче контраст в последующем развитии!).

По отношению к дятлу и его работе автор использует множество перифраз, благодаря которым обычное превращается в необычное: дятел у него – музыкант, его произведение на древесной коре – узор, вместо привычного штампа стук дятла – красочное выражение костяной молоточек. Все это говорит о симпатии Василия Михайловича к лесному доктору.

На повинного в смерти птицы Песков обращает внимание с помощью инверсии, делая акцент не на возраст, а на личность юноши (не парень лет семнадцати, а лет семнадцати парень). Кроме того, этот человек у автора – полная противоположность природе, олицетворение совершенного в техническом смысле мира, что он показывает с помощью охотничьих терминов – двустволка, пистолет, пояс с патронами и т.д.

В конце текста автор прибегает к параллелизму, усиливая значение риторических вопросов.

Красочные сравнения, эпитеты и метафоры Песков использует только вначале, при описании природы и дятла (рабочая музыка дятла, тугая струна и пр.).

Главная функция публицистического текста, в том числе данного, – донести до читателя авторскую идею, сохраняя образность и красоту. В очерке Пескова этому способствуют синтаксические особенности текста: краткость предложений, причастные и деепричастные обороты, вводные слова и предложения.

Сказать о каком-либо преобладающем здесь типе речи нельзя. В целом это – описание ситуации, но каждая из микротем имеет свой подтип.

Первый абзац – описание: использование стилистических фигур, тропов, признаков предметов (например, тишины).

Второй и третий абзацы – повествование: сначала автор рассказывает об удивительной работе птицы, затем – о ее внезапной гибели и о виновнике этой смерти. Доказательством служат последовательное развитие сюжета, цепная связь в предложениях, логичность.

Наконец, заключительный абзац – авторское рассуждение о подрастающем поколении. Тезиса и аргументов, однако, мы не найдем: тезис – сам текст, а аргументы... Как говорится, слов не надо...

Этот рассказ-очерк очень взволновал меня. Подобные очерки необходимо читать не только в детских садах и начальных школах, но и ребятам старших классов. Ведь В.М.  Песков поднимает вопрос о воспитании в человеке Человека, и, думаю, эта тема сейчас актуальна, как никогда.


От редакции. Ученическое сочинение публикуется без редакционной правки. Этот вид работы является относительно новым и для учителей, и для учеников. Но его нужно осваивать. Хотя бы потому, что подобное задание включено в ЕГЭ (правда, там оно названо почему-то рецензией). Нам хотелось бы узнать, как вы относитесь к данному виду работы и к этому сочинению в частности.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru