ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Е.А. КАЦ,
медико-биологическая школа «Vita»,
г. Москва
Тренировочные тексты по пунктуации и
орфографии
10 - 11-е классы
ТЕКСТ № 1
Прочитайте текст, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Аня помнила из ра_казов матер_ что она
родилась на юге под Одессой и уже годовалым
ребенком была перев_зена на север в Царское Село
в сырое великолепие царстве_ых парков под чьей
сенью гулял среди лицеистов ю_ый Александр
Пушкин.
Аня в подр_стковом возрасте была н_чем
(не)пр_мечательна. Тихоня замкнутая ст_снительная
девочка... Только близкие знали что эта тихоня
лазала по деревьям как кошка а в воде чу_ствовала
себя как рыба.
С Колей Гумилевым своим будущим мужем первым
мужем Аня позн_комилась в 1904 году в сочельник.
Ходили покупать игрушки для елки. Был чудес(?)ный
солнечный день. Легкая пороша выпала ночью а
утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В
лучах солнца они к_зались золотистыми
(не)натуральными словно нареза_ыми из фольги.
(На)встречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе.
Аня н_чуть (не)была заинтересована этими
щ_голеватыми гимназистами свысока заносч_во
посматр_вавшими на девочек. Не заинтересовал ее и
самый плечистый из них Коля Гумилев.
Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгнове_о
смутили пухлые губки... Нежное лич_ко... Волосы... В
ее облик_ было что-то (не)высказа_ое печальное
таинстве_ое... Нельзя было (не)влюби(ть,т)ся в эту
име_о в эту хрупкую девочку...
После этой встреч_ Коля Гумилев стал поджидать
Аню Горенко искать с ней (в)роде бы случайных
встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он
(не)нравился вероятно в этом возр_сте девушкам
нрав_(ть,т)ся разоч_рова_ые молодые люди старше
двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот ра_ий
пери_д несколько деревя_ым высокомерным (с)виду и
очень (не)увере_ым внутри. Роста высокого худощав
с очень красивыми руками несколько удлине_ым
бледным лицом не очень заметной внешности но не
лише_ой элегантности. Блондин каких на севере
можно часто встретить.
Позже возмужав и пройдя суровую к_в_лерийскую
школу он сделался лихим наез(?)ником храбрым
офицером. Благодаря своей пр_восходной дли_ой
фигуре и широким плечам Гумилев был очень пр_ятен
и даже интересен особе_о в мундире.
Но это будет много позже а пока он всего лишь если
и не гадкий то серый утенок ищущий встреч с этой
девочкой с пухленькими губками. А она уход_т
избега_т его. Почему?
Задание. Проиллюстрируйте данные
ниже правила примерами из текста.
1. При обособлении приложения
употребляется тире, если перед приложением можно
без изменения смысла вставить слова а именно.
2. Приложение, относящееся к имени собственному,
обособляется, если стоит после определяемого
существительного.
3. Обособляются распространенные определения,
выраженные причастием с зависящими от него
словами.
4. Точка с запятой ставится в бессоюзном сложном
предложении, если части его отдалены друг от
друга по смыслу.
5. Обособляется, как правило, деепричастный
оборот независимо от места, занимаемого по
отношению к глаголу-сказуемому.
6. Для смыслового выделения или для попутного
пояснения могут выделяться запятыми
обстоятельства, выраженные именами
существительными в косвенных падежах. Чаще всего
такие конструкции образуются именами
существительными с предлогами или предложными
сочетаниями благодаря, ввиду, в зависимости, во
избежание, вопреки, в отличие, в связи, в силу,
вследствие, несмотря на, при условии, согласно
и др.
ТЕКСТ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Аня помнила из рассказов матери, что
она родилась на юге, под Одессой, и уже годовалым
ребенком была перевезена на север – в Царское
Село, в сырое великолепие царственных парков, под
чьей сенью гулял среди лицеистов юный Александр
Пушкин.
Аня в подростковом возрасте была ничем не
примечательна. Тихоня, замкнутая, стеснительная
девочка... Только близкие знали, что эта тихоня
лазала по деревьям, как кошка, а в воде
чувствовала себя, как рыба.
С Колей Гумилевым, своим будущим мужем, первым
мужем, Аня познакомилась в 1904 году, в сочельник.
Ходили покупать игрушки для елки. Был чудесный
солнечный день. Легкая пороша выпала ночью, а
утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В
лучах солнца они казались золотистыми,
ненатуральными, словно нарезанными из фольги.
Навстречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе.
Аня ничуть не была заинтересована этими
щеголеватыми гимназистами, свысока, заносчиво
посматривавшими на девочек. Не заинтересовал ее
и самый плечистый из них, Коля Гумилев.
Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгновенно
смутили пухлые губки... Нежное личико... Волосы... В
ее облике было что-то невысказанное, печальное,
таинственное... Нельзя было не влюбиться в эту,
именно в эту хрупкую девочку...
После этой встречи Коля Гумилев стал поджидать
Аню Горенко, искать с ней вроде бы случайных
встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он не
нравился; вероятно, в этом возрасте девушкам
нравятся разочарованные молодые люди старше
двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот
ранний период несколько деревянным,
высокомерным с виду и очень неуверенным внутри.
Роста высокого, худощав, с очень красивыми
руками, несколько удлиненным бледным лицом, не
очень заметной внешности, но не лишенной
элегантности. Блондин, каких на севере можно
часто встретить.
Позже, возмужав и пройдя суровую кавалерийскую
школу, он сделался лихим наездником, храбрым
офицером. Благодаря своей превосходной длинной
фигуре и широким плечам Гумилев был очень
приятен и даже интересен, особенно в мундире.
Но это будет много позже, а пока он всего лишь
если и не гадкий, то серый утенок, ищущий встреч с
этой девочкой с пухленькими губками. А она
уходит, избегает его. Почему?
(А.Н. Петров)
ТЕКСТ № 2
Прочитайте текст, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Все сроки вышли. Т_нуть дальше было
нельзя. И вот 25 апреля 1910 года Анна Андреевна
Горенко и Николай Степанович Гумилев
обвенчались в Никольской церкви села Никольская
Слободка под Киевом. Прошло более трех лет с
момента когда Гумилев просил руки Анны.
Хрупкая стройная девушка станов_(ть,т)ся женой
поэта. Но она и сама поэт! И разве (не)знала
(не)пр_двид_ла Анна судьбу этого брака свою судьбу
судьбу мужа? Что волею врем_ни чудовищно нелепо
совпавших (не)благопр_ятных обстоятельств
направля_мая большевиками внутре_яя орда
перелома_т хребет царству_щей д_настии а потом и
самой Российской империи?! И пойдет крушить
громить грабить?!
И что она сама Анна Ахматова поэт женщина с
царстве_ой осанкой и такой(же) душой менее чем
через десять лет будет ввергнута в пучину
жесточайших испытаний?!
По пути в церковь Анна стала ра_казывать Гумилеву
свой сон. Ей пр_снилось что будет жить она в
убогой обстановк_ (одна)одинеш_нька ветхое
единстве_ое одеяло дырявый д_ван изноше_ый
узорч_тый халат который (в)течени_ долгого врем_ни
будет ее единстве_ой домашней одеждой.
Брось это хандра сказал на это Гумилев. Подожди
нас ждет Париж Италия. Все пройдет.
Анна задумалась. Всегдашняя п_чаль не сходила с
ее лица. Будучи в подв_нечном наряде она к_залась
еще п_чальней. Лишь глаза бл_стели делая ее лицо
пр_красным и одухотворе_ым.
Анна (не)ошиблась в своем пророчестве. Будет
будет лучшая поэтесса России через годы бедна
пр_вычной бедностью от которой даже не попыта_тся
избави(ть,т)ся а ее единстве_ой утв_рью станет
потертый чемодан_шко набитый блокнотами стоящий
в углу (на)готове как и вся громадная д_ржава
(государство)к_лония где все население как(будто)
в каком(то) к_шмарном тв_рении
(западника)п_(сс,с)имиста выстро_лось в очереди в
тюрьму лагеря к_лонии... В очереди на ра(сс,с)трел.
Но тогда в 1910 году был апрель мир был наполн_н
солнечным светом чернобородые мужики завидев
свадебный кортеж радос(?)но махали шапками.
Задание. Проиллюстрируйте данные
ниже правила примерами из текста.
1. Одиночное приложение обычно
присоединяется к определяемому нарицательному
существительному посредством дефиса.
2. Обособляются слова и словосочетания,
уточняющие смысл предшествующих слов.
3. Приложение, относящееся к имени собственному,
обособляется, если стоит после определяемого
существительного.
4. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в
строку. Если же прямая речь начинается с абзаца,
то перед началом ее ставится тире. Если на месте
разрыва прямой речи авторскими словами должна
была бы стоять точка, то перед авторскими словами
ставятся запятая и тире, а после них – точка и
тире; вторая часть прямой речи начинается с
прописной буквы.
ТЕКСТ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Все сроки вышли. Тянуть дальше было
нельзя. И вот 25 апреля 1910 года Анна Андреевна
Горенко и Николай Степанович Гумилев
обвенчались в Никольской церкви села Никольская
Слободка под Киевом. Прошло более трех лет с
момента, когда Гумилев просил руки Анны.
Хрупкая, стройная девушка становится женой
поэта. Но она и сама поэт! И разве не знала, не
предвидела Анна судьбу этого брака, свою судьбу,
судьбу мужа? Что волею времени, чудовищно, нелепо
совпавших неблагоприятных обстоятельств,
направляемая большевиками внутренняя орда
переломает хребет царствующей династии, а потом
и самой Российской империи?! И пойдет крушить,
громить, грабить?!
И что она сама, Анна Ахматова, поэт, женщина с
царственной осанкой и такой же душой, менее чем
через десять лет будет ввергнута в пучину
жесточайших испытаний?!
По пути в церковь Анна стала рассказывать
Гумилеву свой сон. Ей приснилось, что будет жить
она в убогой обстановке: одна-одинешенька, ветхое
единственное одеяло, дырявый диван, изношенный
узорчатый халат, который в течение долгого
времени будет ее единственной домашней одеждой.
– Брось, это хандра, – сказал на это Гумилев. –
Подожди, нас ждет Париж, Италия. Все пройдет.
Анна задумалась. Всегдашняя печаль не сходила с
ее лица. Будучи в подвенечном наряде, она
казалась еще печальней. Лишь глаза блестели,
делая ее лицо прекрасным и одухотворенным.
Анна не ошиблась в своем пророчестве. Будет,
будет лучшая поэтесса России через годы бедна
привычной бедностью, от которой даже не
попытается избавиться, а ее единственной утварью
станет потертый чемоданишко, набитый блокнотами,
стоящий в углу наготове, как и вся громадная
держава, государство-колония, где все население,
как будто в каком-то кошмарном творении
западника-пессимиста, выстроилось в очереди в
тюрьму, лагеря, колонии... В очереди на расстрел.
Но тогда, в 1910 году, был апрель, мир был наполнен
солнечным светом, чернобородые мужики, завидев
свадебный кортеж, радостно махали шапками.
(А.Н. Петров)
ТЕКСТ № 3
Прочитайте текст, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Это было стра_ое загадочное существо
(царско)сельский (лейб)гусар живш_й на Колпинской
улице и ездивш_й в П_тербург верхом потому что
бабушк_ к_залась опас(?)ной железная дорога хотя
не к_зались опас(?)ными передовые позиции где
кстати говоря поручик Лермонтов был представлен
к награде за храбрость. Он не увидел царские
парки с их растреллиями камеронами лжеготикой
зато заметил как сквозь туман кремнистый путь
блестит. Он оставил без вн_мания знаменитые
п_тергофские ф_нтаны чтобы глядя на Маркизову
Лужу задумч_во произнести Белеет парус
одинокий...
Он может быть много и (не)дослушивал но твердо
запомнил что «пела русалка над синей рекой полна
непонятной тоской»...
Он подр_жал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг
начал писать нечто такое где он (н_)кому не
подр_жал зато всем уже целый век хочет(?)ся
подр_жать ему. Но соверше_о очевидно что это
(не)возможно ибо он владеет тем что у актера
называется «сотой интонацией». Слово слушается
его как змея заклинателя от почти площадной
эпигра_ы до молитвы. Слова сказа_ые им о
влюбле_ости не имеют себе равных ни в какой из
поэзий мира.
Это так неожида_о так просто и так бездо_о
Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно.
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Если бы он написал только это
стихотворение он был бы уже великим поэтом.
Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал
самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает
миф о том что проза достояние лишь зрелого
возраста. И даже то что принято сч_тать
(не)доступным для больших лириков театр ему было
подвлас(?)но.
...До сих пор не только могила но и место его
гибели полны памяти о нем. Кажется что над
Кавказом витает его дух перекликаясь с духом
другого великого поэта:
Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье...
Задания:
1. Составьте схему первого
предложения, объясните знаки препинания.
2. Проиллюстрируйте данные правила примерами из
текста.
1. Цитаты заключаются в кавычки. Если
цитата оформляется как прямая речь, т.е.
сопровождается словами автора, приводящего ее,
то применяются соответствующие для прямой речи
правила пунктуации. Если цитата приводится не
полностью, то пропуск обозначается многоточием,
которое ставится после цитаты (перед
закрывающими кавычками).
2. Если цитата синтаксически связана с авторским
текстом, образуя придаточное предложение, то
первое слово цитаты пишется, как правило, со
строчной буквы.
3. Вводные слова и словосочетания выделяются
запятыми. Различаются несколько основных групп
вводных слов по их значению:
– вводные слова, выражающие оценку говорящим
степени достоверности сообщаемого (уверенность,
предположение, возможность, неуверенность и т.д.);
– вводные слова, указывающие на приемы и способы
оформления мыслей и др.
4. Если цитируется стихотворный текст, в котором
соблюдаются стихотворные строки и строфы
подлинника, то кавычки обычно не ставятся;
стихотворный текст размещается между строчками
и отделяется от них знаками препинания, как при
прямой речи.
5. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при
отсутствии связки, если оба главных члена
предложения выражены существительным в
именительном падеже.
ТЕКСТ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Это было странное, загадочное существо
– царскосельский лейб-гусар, живший на
Колпинской улице и ездивший в Петербург верхом,
потому что бабушке казалась опасной железная
дорога, хотя не казались опасными передовые
позиции, где, кстати говоря, поручик Лермонтов
был представлен к награде за храбрость. Он не
увидел царские парки с их растреллиями,
камеронами, лжеготикой, зато заметил, как «сквозь
туман кремнистый путь блестит». Он оставил без
внимания знаменитые петергофские фонтаны, чтобы,
глядя на Маркизову Лужу, задумчиво произнести:
«Белеет парус одинокий...».
Он, может быть, много и недослушивал, но твердо
запомнил, что «пела русалка над синей рекой,
полна непонятной тоской...».
Он подражал в стихах Пушкину и Байрону – и вдруг
начал писать нечто такое, где он никому не
подражал, зато всем уже целый век хочется
подражать ему. Но совершенно очевидно, что это
невозможно, ибо он владеет тем, что у актера
называется «сотой интонацией». Слово слушается
его, как змея заклинателя: от почти площадной
эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о
влюбленности, не имеют себе равных ни в какой из
поэзий мира.
Это так неожиданно, так просто и так бездонно:
Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно.
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Если бы он написал только это
стихотворение, он был бы уже великим поэтом.
Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал
самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает
миф о том, что проза – достояние лишь зрелого
возраста. И даже то, что принято считать
недоступным для больших лириков, – театр, –
ему было подвластно.
...До сих пор не только могила, но и место его
гибели полны памяти о нем. Кажется, что над
Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом
другого великого поэта:
Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье...
(А.Ахматова)
|