МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Е.А. КАЦ,
медико-биологическая «Vita»,
г.Москва
Контрольные итоговые тесты по
русскому языку
СТРУКТУРА ТЕСТА
Орфография
1. Чередующиеся гласные а/о.
2. Двойные согласные.
3. Чередующиеся гласные е/и.
4. О–ё после шипящих.
5. И–ы после ц.
6. Непроизносимые согласные.
7. Разделительные ъ и ь.
8. Приставки на -з и -с.
9. Приставки пре- и при-.
10. Гласные ы и и после приставок.
11. Окончания имен существительных.
12. Суффиксы имен существительных.
13. Суффиксы имен прилагательных.
14. Соединительные гласные о и е.
15. Правописание сложных прилагательных.
16. Личные окончания глаголов.
17. Суффиксы глаголов.
18. Суффиксы причастий.
19. Н и нн в причастиях и
отглагольных прилагательных.
20. Гласные на конце наречий.
21. Слитное и раздельное написание наречий и
наречных выражений.
22. Слитное и раздельное написание предлогов.
23. Не с различными частями речи.
24. Правописание не и ни.
Пунктуация
25. Тире между подлежащим и сказуемым.
26–27. Знаки препинания в предложениях с
однородными членами.
28. Обособленные определения.
29. Обособленные обстоятельства.
30. Обособленные приложения.
31. Обособленные уточняющие члены предложения.
32. Вводные слова и обращения.
33. Знаки препинания в сложносочиненном
предложении.
34. Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении.
35. Знаки препинания при сравнительных оборотах.
36. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном
предложении.
37. Двоеточие и тире в бессоюзном сложном
предложении.
Культура речи
38. Значение слов.
39. Употребление форм имен существительных и имен
прилагательных.
40. Употребление имен числительных и местоимений.
41. Употребление форм глагола, согласование
сказуемого с подлежащим.
42. Согласование определений и приложений.
Управление.
43. Причастные и деепричастные обороты.
ТЕСТ № 1
1. Вставьте а или о. На листе
обозначьте а – цифрой 1, о – цифрой 2.
Возг_раемость, м_кание, предпол_жение,
откл_нять, р_сток.
2. Вставьте л или лл. На листе
обозначьте л – цифрой 1, лл – цифрой 2.
Га_ерея, а_юминий, криста_ьный, и_юзия,
ка_играфия.
3. Вставьте е или и. На листе
обозначьте е – цифрой 1, и – цифрой 2.
Соч_тание, уп_реться, бл_стательный,
зам_реть, выт_рать.
4. Вставьте ё или о. На листе
обозначьте ё – цифрой 1, о – цифрой 2.
Ш_пот, ш_рох, ш_рты, ш_лк.
5. Вставьте и или ы. На листе
обозначьте и – цифрой 1, ы – цифрой 2.
Ц_клевать, ц_ркуль, ц_пленок, ц_гейка,
акац_я.
6. Вставьте, где нужно, букву т. На
листе обозначьте наличие – цифрой 1, отсутствие
– цифрой 2.
Окрес_ность, вкус_ный, чудес_ный,
ровес_ник, лес_ница.
7. Вставьте ь или ъ. На листе
обозначьте ь – цифрой 1, ъ – цифрой 2.
Лос_он, меж_ярусный, п_еса, фел_етон,
ад_ютант.
8. Вставьте з или с. На листе
обозначьте з – цифрой 1, с – цифрой 2.
Бе_корыстный, бе_печный, бе_мятежный,
и_бранник, и_царапать.
9. Вставьте е или и. На листе
обозначьте е – цифрой 1, и – цифрой 2.
Пр_школьный, пр_милый, пр_чудливый,
пр_даное, пр_смыкаться.
10. Вставьте и или ы. На листе
обозначьте и – цифрой 1, ы – цифрой 2.
Меж_нститутский, сверх_зысканный,
без_нициативный, дез_нформация, под_скать.
11. Вставьте е или и. На листе
обозначьте е – цифрой 1, и – цифрой 2.
В землянк_, в санатори_, в библиотек_, в
ине_, к Анастаси_.
12. Вставьте е или и. На листе
обозначьте е – цифрой 1, и – цифрой 2.
Плам_чко, горош_к, плеч_ко, нян_чка,
мяч_к.
13. Вставьте н или нн. На листе
обозначьте н – цифрой 1, нн – цифрой 2.
Подли_ый, безветре_ый, ко_ый, песча_ый,
берестя_ой.
14. Вставьте е или о. На листе
обозначьте е – цифрой 1, о – цифрой 2.
Жизн_описание, сорок_ножка, звер_бой,
кров_обращение, овц_водство.
15. Раскройте скобки. На листе
обозначьте слитное написание цифрой 1, дефисное
– цифрой 2.
(Военно)служащий, (военно)полевой,
(горно)спасательный, (первобытно)общинный,
(юго)западный.
16. Вставьте е или и. На листе
обозначьте е – цифрой 1, и – цифрой 2.
Внемл_шь, крикн_шь, обид_шь, бор_шься,
завис_шь.
17. Вставьте о или ы. На листе
обозначьте о – цифрой 1, ы – цифрой 2.
Проповед_вать, завед_вать, заклад_вать,
додел_вать, команд_вать.
18. Вставьте у(ю) или а(я). На
листе обозначьте у(ю) – цифрой 1, а(я) –
цифрой 2.
Колыш_щийся, гон_щий, леч_щий, завис_щий,
скач_щий.
19. Вставьте н или нн. На листе
обозначьте н – цифрой 1, нн – цифрой 2.
Посыпа_ый песком, некоше_ая трава, лицо
было заплака_о, незва_ый гость, асфальтирова_ая
дорога.
20. Вставьте а или о. На листе
обозначьте а – цифрой 1, о – цифрой 2.
Изредк_, вправ_, занов_, досух_, снов_.
21. Раскройте скобки. На листе
обозначьте слитное написание цифрой 1,
раздельное – цифрой 2.
(Без)удержу, (в)упор, (с)налету,
(в)придачу, (в)добавок.
22. Раскройте скобки. На листе
обозначьте слитное написание предлогов цифрой 1,
раздельное – цифрой 2.
(В)виду, (в)роде, (в)течение,
(в)заключение, (в)следствие.
23. Раскройте скобки. На листе
обозначьте слитное написание цифрой 1,
раздельное – цифрой 2.
(Не)смотря на жару; (не)хватило денег;
(не)яркий, а бледный фон; (не)широкая, но глубокая
река; (не)надо.
24. Вставьте е или и. На листе
обозначьте е – цифрой 1, и – цифрой 2.
Н_куда идти; н_ чем иным, как; н_чем иным
это не объяснялось; н_кого просить; н_ раз
переписывал.
25. Поставьте, где нужно, тире. На листе
обозначьте наличие тире цифрой 1, отсутствие –
цифрой 2.
Данаиды _ самые распространенные
бабочки Северной Америки. Вечером озеро _ точно
черное, косо поставленное зеркало. Чай пить_ не
дрова рубить.
26. Поставьте, где нужно, тире или
двоеточие. Наличие тире обозначьте цифрой 1,
двоеточия – цифрой 2.
Terra incognita, земля трех полушарий, оазис
заполярной флоры и Ноев ковчег дикой фауны _ все
это остров Врангеля. В Андалусии много
прекрасных мест, но, наверное, три города
особенно важны _ Кордова, Гранада, Севилья. И все
это _ и река, и прутья верболаза, и этот мальчишка _
напоминало мне далекие дни детства.
27. Поставьте, где нужно, запятые. На
листе обозначьте наличие запятой цифрой 1,
отсутствие – цифрой 2.
Татьяна верила преданьям
простонародной старины _ и снам _ и карточным
гаданьям _ и предсказаниям луны. Он стоял ни жив _
ни мертв. Поворчал он _ да не посмел ослушаться.
Обычно пользуются белой _ рисовальной бумагой.
28. Поставьте, где нужно, запятые. На
листе обозначьте наличие запятой цифрой 1,
отсутствие – цифрой 2.
Птицы прекрасно знакомы с лечебными и
антисептическими свойствами растений _ богатых
эфирными маслами. Орошенная каналами и
искусственными озерами _ пустыня превратилась в
оазис. Одолеваемая любопытством _ она стала
допытываться, почему _ бедно одетый_ юноша вызвал
к себе столько внимания.
29. Поставьте, где нужно, запятые. На
листе обозначьте наличие запятой цифрой 1,
отсутствие – цифрой 2.
Он сидел _ положив ногу на ногу _ и
устремив взгляд на дверь в зал. Войдя в камеру_
следователь с любопытством взглянул на
Давенанта. Он всегда читал _ лежа. Видно было, что
он примчался сюда _ не переводя дух. Лонгрен _
помедлив _ вынул трубку изо рта.
30. Поставьте, где нужно, запятые или
тире. На листе обозначьте наличие запятой цифрой
1, тире – цифрой 2.
Прирожденный бродяга _ белый медведь
круглый год кочует в Северном Ледовитом океане. В
основе всех политических концепций Горчакова
лежало насущное и необходимое во все времена _
борьба за мир! Казалось бы, ему _ знатоку истории и
политики _ только и делать карьеру.
31. Поставьте, где нужно, запятые. На
листе обозначьте наличие запятой цифрой 1,
отсутствие — цифрой 2.
На окраине Петербурга _ на кладбище
Александро-Невской Лавры _ тихая тропинка
приводит нас к могиле российского канцлера
Горчакова. По нынешним неуверенным временам во
Владимир отправлять мальчика не стали и учили
дома _ в Переяславле _ при Никитском монастыре.
Где-то _ на болотах_ кричали журавли.
32. Поставьте, где нужно, запятые. На
листе обозначьте наличие запятой цифрой 1,
отсутствие – цифрой 2.
Наконец _ он приехал. Каждый из вас _
конечно _ помнит воздух после грозы. Старик _ я
слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
Может быть _ мы больше не увидимся.
33. Поставьте, где нужно, запятые. На
листе обозначьте наличие запятой цифрой 1,
отсутствие – цифрой 2.
В сенях пахло свежими яблоками _ и
висели волчьи шкуры. В понедельник весь день дул
холодный ветер _ и это обстоятельство
значительно облегчило работу _ превратившуюся в
страдание. Луна стояла уже над горою _ и ясным
зеленоватым светом заливала город.
34. Поставьте, где нужно, запятые. На
листе обозначьте наличие запятой цифрой 1,
отсутствие – цифрой 2.
Аккуратный человек в очках
снисходительно объяснил ей _ что он должен
разориться _ ежели начнет торговать нехитрыми
изделиями Лонгрена. По мере того _ как звучала
мелодия _ в его воображении рисовались все более
яркие картины. Вот мы сидим сиротливо и не знаем _
куда поплывем _ и что ожидает нас в будущем.
35. Поставьте, где нужно, запятые. На
листе обозначьте наличие запятой цифрой 1,
отсутствие – цифрой 2.
Европейские газеты писали о нем _ как
об очень большом политике. Ночь приближалась и
росла _ как грозовая туча. Как дым _ рассеялись
мечты. Он такой же человек _ как и все. Все шло _ как
по маслу.
36. Поставьте, где нужно, запятую или
точку с запятой. На листе обозначьте наличие
запятой цифрой 1, точки с запятой – цифрой 2.
Уже склонились к темному краю земли
многие звезды, еще недавно высоко стоявшие на
небе _ все совершенно затихло кругом, как
обыкновенно затихает все только к утру.
Бледно-серое небо светлело, холодело, синело _
звезды то мигали слабым светом, то исчезали.
Сильные ветры внезапно загудели в вышине _
деревья забушевали _ крупные капли дождя резко
застучали.
7. Поставьте, где нужно, двоеточие или
тире. На листе обозначьте наличие двоеточия
цифрой 1, тире – цифрой 2.
В трудные для России времена
правительство всегда вспоминало о патриотах _
Горчакова срочно перевели послом в Вену.
Горчаков был тщеславен и сейчас испытывал
честолюбивое удовольствие _ война в Италии и
паника среди монархов привели к смене кабинетов
Вены, Парижа и Лондона. Договорить он не успел _
из-за кустов неожиданно прянул на них медведь.
Два выстрела грянули разом _ бедняга рухнул.
38. Подберите к данным
существительным подходящие прилагательные. На
листе выбранное прилагательное обозначьте
соответствующей цифрой (1, 2).
Ответ – обидный, обидчивый. План –
тактичный, тактический. Участок – земляной,
земельный. Горшок – глиняный, глинистый.
Художник – искусный, искусственный.
39. Прочитайте предложения.
Правильное построение обозначьте цифрой 1,
неправильное – цифрой 2.
Покупатель попросил дать ему
примерить правую туфлю. Стрелочник вовремя
заметил, что лопнула левая рельса. На лицо
женщины был накинут траурный вуаль. У мальчика
появились более худшие привычки. Ученик был
способен к математике.
40. Прочитайте предложения.
Правильное построение обозначьте цифрой 1,
неправильное — цифрой 2.
Трое юношей и трое девушек исполняли
танец. Школьная библиотека располагает двумя
тысячами четырьмястами пятьюдесятью тремя
книгами. До начала экзаменов осталось полтора
учебного месяца. Сзади его шла нагруженная
вещами телега. Первое выступление артистки
принесло ей большой успех.
41. Прочитайте предложения.
Правильное построение обозначьте цифрой 1,
неправильное – цифрой 2.
Надо помогать молодежи расти и
проявить свои способности. Не порть мебель, ставя
на стол горячий чайник. Не махай так сильно
руками. Ряд столов стояли посередине аудитории.
Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале
поставить правильный диагноз болезни.
42. Прочитайте предложения.
Правильное построение обозначьте цифрой 1,
неправильное — цифрой 2.
Три большие магазина были открыты в
районе. Лето мы проведем в Рязанской и Тульской
областях. Докладчик оперировал с непроверенными
данными. Посевы производились согласно указаний
агронома. Движение на дороге было прервано
вследствие снежных заносов.
43. Прочитайте предложения.
Правильное построение обозначьте цифрой 1,
неправильное – цифрой 2.
Смельчаки, попытающиеся совершить
восхождение на вершину этой горы в зимних
условиях, поплатятся жизнью. Прочитанная лекция
для учеников о мирном использовании атомной
энергии вызвала большой интерес. Задание,
выполняемое нами, не вызывает особых
затруднений. Все изложение в книге сделано
предельно коротко, учитывая бюджет времени
студента. Подходя к лесу, мне стало холодно.
Ответы к тесту № 1
1. 2, 1, 2, 2, 2 2. 1, 1, 1, 2, 2 3. 1, 1, 2, 1, 2
4. 1, 2, 2, 2, 1 5. 1, 1, 2, 1, 1 6. 1, 2, 2, 2, 1 7. 1, 2, 1,
1, 2 8. 2, 2, 1, 1, 2 9. 2, 1, 2, 2, 1 10. 1, 1, 2, 1, 2 11.
1, 2, 1, 1, 2 12. 1, 1, 2, 1, 2 13. 2, 2, 2, 1, 1 14. 1, 2, 2, 2, 1 15.
1, 2, 1, 1, 2 16. 1, 1, 2, 1, 2 17. 1, 1, 2, 2, 1 18. 1, 2, 2, 2, 1 19.
2, 1, 1, 1, 2 20. 1, 2, 2, 1, 1 21. 2, 2, 2, 1, 1 22. 1, 1, 2,
2, 1 23. 1, 2, 2, 1, 2 24. 1, 1, 2, 1, 1 25. 1, 2, 1 26.
1, 2, 2, 1 27. 1, 1, 1, 2, 1, 2 28. 1, 1, 1, 2, 2 29. 1, 2, 1, 2, 2,
1, 1 30. 1, 2, 1, 1 31. 1, 1, 1, 1, 2, 2 32. 2, 1, 1, 1, 1 33.
2, 1, 2 34. 1, 1, 2, 1, 1, 2 35. 2, 1, 2, 1, 2 36. 2, 2, 1, 1 37. 2,
1, 1, 2 38. 1, 2, 2, 1, 1 39. 1, 2, 2, 2, 1 40. 2, 1, 2, 2, 1 41.
2, 1, 2, 2, 1 42. 2, 1, 2, 2, 1 43. 2, 2, 1, 2, 2
Продолжение следует
|