ИНФОРМАЦИЯ
Мастер-класс на Марафоне-2003
Преемственность курса русского
языка от начального звена к среднему
Одним из значительных событий Дня учителя
русского языка стал мастер-класс, посвященный
проблемам преемственности в обучении русскому
языку. Он был организован сотрудниками
лаборатории «Проблемы построения школьных
учебников» Психологического института РАО,
руководителем которой является академик РАО Г.Г.
Граник. Она открыла мастер-класс, а затем
передала слово для основного доклада Н.А.
Борисенко. Все, что было сказано во время встречи
с учителями, – это итог многолетней работы всего
творческого коллектива. Доклады чередовались с
показом видеозаписей уроков.
Перед вами сокращенный отчет о мастер-классе.
Н.А. БОРИСЕНКО (Психологический
институт РАО, учитель гимназии № 18 г.
Королева).
Главная цель, которую ставили перед
собой создатели курса «Русская филология»1, –
пробуждение у школьников любви и интереса к
русскому языку, воспитание культурного человека,
свободно владеющего грамотной устной и
письменной речью.
Каждый из нас, словесников, понимает,
что означает слово нелюбовь, нелюбовь наших
учеников к предмету. Родной язык стал для многих
школьников чуть ли не врагом. Вот данные,
приведенные год назад в газете «Русский язык»2.
Старшеклассникам нужно было назвать пять
ключевых слов, с которыми у них ассоциируется
русский язык как предмет изучения в школе. 79%(!)
учащихся написали слова с отрицательной
оценочностью, и среди них на первом месте: скука,
тоска, нудно, однообразно, много правил, много
исключений, мало практики, ошибки, нелюбимый с
детства предмет…...
Эти факты взывают ко всем нам и требуют
незамедлительных действий, хотя все мы и так
давно знаем, что русскому языку в школе
принадлежит печальное первенство. Он
традиционно продолжает оставаться самым
нелюбимым школьным предметом.
В чем же причины этой нелюбви и почему
эта проблема до сих пор не решена? На этот вопрос
мы и попытаемся ответить в ходе нашего
мастер-класса.
Нередко говорят, что проблема может
быть решена с помощью создания новых учебников.
Но сегодня новыми учебниками уже никого не
удивишь, а школьники по-прежнему не любят русский
язык.
Нам кажется, что нужны не просто новые
учебники, – нужна база, на которой они
создаются. Без такой базы, без серьезных
комплексных фундаментальных и частных
исследований эта проблема не может быть решена.
У нового курса многолетняя
предыстория. Прежде чем появились
экспериментальные учебники по русской
филологии, было проведено большое число
многосторонних исследований в области
психологии, психодидактики, физиологии, методики
и ряда других наук, которые и позволили
реализовать идею создания целостного курса
русского языка с 1-го по 9-й класс, идею
преемственности.
Преемственность понимается нами как
непрерывность в усвоении знаний. В основу новых
учебников легли законы возрастной физиологии. И
здесь не обойтись без небольшого экскурса в эту
науку.
Исследования физиологов и психологов
(Д.А. Фарбер, М.М. Безруких и др.) позволили
установить, что в развитии человека существуют
периоды особой восприимчивости, повышенных
возможностей развития психики, активного
усвоения тех или иных знаний. Такие периоды
ученые называют сенситивными. Но есть и периоды
особой трудности. Успешность обучения во многом
зависит от того, учитываем ли мы закономерности
развития ребенка, его особенности и возможности.
Так, у детей 1–2-х классов слабо развиты
артикуляционные мышцы и мелкие мышцы рук, еще не
закончено окостенение запястья и фаланг пальцев,
еще несовершенна регуляция движений. Поэтому сам
процесс чтения и письма отнимает у них много сил
и времени. В этом возрасте наблюдается
перестройка всех систем мозга, происходят
мощнейшие энергетические процессы, которые в 2–3
раза превосходят энергетические затраты
взрослого человека. Вывод ученых: в этот
переломный период ребенка нельзя перегружать.
А вот 9–10-летний возраст (как правило,
этот период приходится на 3–4-е классы) физиологи
считают самым «золотым возрастом» детства, или
сенситивным периодом. К этому времени
совершенствуется мозговая организация,
созревают зрительное восприятие, механизмы
произвольного внимания и саморегуляции. У детей
еще не гаснет интерес к учебе; это возраст
развития, говорит знаток детства Ш. Амонашвили.
Иными словами, создаются благоприятные условия
для обучения.
На смену «золотому возрасту» приходит «самый
трудный» возраст – период полового созревания,
или, по образному выражению Д.А. Фарбер,
«полный раздрай!». Отмечается ряд отрицательных
явлений, в частности, нарушение такой важнейшей
функции, как произвольное и непроизвольное
внимание.
Вместе с тем в этот период повышается
способность детей к абстрактно-логическому
мышлению.
Таким образом, физиологами
установлено, что в развитии ребенка существуют
периоды как благоприятные для обучения, так и
трудные, переломные. Эти научные данные легли в
основу предлагаемых учебников.
Начальная школа в нашей системе в силу
возрастных особенностей учащихся разделяется на
1–2-е и 3–4-е классы. 1–2-е классы – это как бы
переход от дошкольного детства к школьному.
Экспериментальные учебники для 1–2-х классов
являются более щадящими, а учебники 3-го и 4-го –
более насыщенными (по сравнению с традиционными)
и по объему материала, и по содержанию. Вместе с
тем и вся начальная школа, и весь курс в
целом – это единый, целостный курс русского
языка, при создании которого удалось более
последовательно учесть законы природного
развития детей.
Таково научное обоснование идеи
преемственности.
Теперь остановимся на лингвистическом
содержании учебников. Особенность данного курса
состоит в том, что он построен на синтаксической
основе. Но при этом основные разделы русского
языка изучаются во взаимном, органическом
переплетении. Принципу взаимосвязи отвечает
особая структура учебников для 3–4-х классов. Для
каждого класса издан комплект из трех книг:
«Сказка о синтаксисе и пунктуации»,
«Предложение» и «Слово». Как осуществляется
взаимосвязь, покажу только на одном примере.
В 3-м классе учащиеся по книге
«Сказка…» знакомятся с предложением и его
основой. Знакомство начинается с простого
глагольного сказуемого (выделение основы
предложения начинается со сказуемого, ибо
наличие сказуемого является важнейшим признаком
предложения). Полученные знания закрепляются при
работе с книгой «Предложение». Только после
этого ребята обращаются к книге «Слово» и
изучают глагол и его грамматические категории
(наклонение, время, число, лицо, род). При таком
построении курса формируется естественное
различение членов предложения и частей речи,
которыми они выражаются. Анализируя предложение,
ребята говорят, чем выражается в нем простое
глагольное сказуемое – формой такого-то
наклонения, такого-то времени (в изъявительном
наклонении) и т.д.
Часто задают вопрос: не рано ли? Не рано
ли давать простое глагольное сказуемое и сам
глагол в таком объеме (ведь наклонения
традиционно изучаются в 6-м классе) в начальной
школе? Нет. Дети это «берут», и «берут» достаточно
легко. Потом будет уже поздно, да и многое
придется вначале ломать, а потом уже строить.
Практически весь курс русского языка
выстроен не по замкнутым концентрам, а по
расширяющейся спирали. Представьте себе спираль,
и вы сразу поймете, о чем идет речь. Каждый
следующий виток спирали как бы вбирает в себя
предыдущий и переходит в новый виток. Постепенно
спираль раскручивается и расширяется. Знания,
полученные в начальной школе, закрепляются и
углубляются в средних классах. Важно, чтобы
первичные представления о языке были грамотными
и фундаментальными, чтобы потом не происходило
ломки (коренной перестройки) устойчивых умений и
навыков, созданных в младших классах. Эту тему
продолжит в своем выступлении Галина Николаевна
Владимирская.
А я остановлюсь еще на одной очень
важной проблеме. Хотя новые учебники «вышли» из
известных всем учителям «Секретов орфографии» и
«Секретов пунктуации», изучение орфографии и
пунктуации для нас не самоцель. Главное – это
развитие ребенка, обогащение его
интеллектуального фонда, приобщение к культуре,
в том числе к языковой.
Как это происходит, покажу на примере
6-го класса. В учебник введены тексты о
Сервантесе, Рабле, Свифте и др. С какой целью это
делается? Это не просто тексты для чтения, хотя
читаются они удивительно легко. Здесь решается
целый ряд задач.
Не раз приходилось наблюдать, что дети
не понимают самых простых идиом, пословиц и
поговорок, не понимают, к примеру, выражений лебединая
песня; ветряные мельницы; спор о том, с
какой стороны разбить яйцо: с тупой или острой.
Два последних выражения пришли к нам из книг
Сервантеса и Свифта. Это то, что составляет
языковой культурный фонд, без которого нет
самого языка. Работа с текстами об этих писателях
– это работа над словом, речью, пониманием,
воображением. Непосредственная дидактическая
задача – изучение правописания н и нн –
перерастает в задачу развития ребенка,
обогащения его культурных знаний.
И так во всех учебниках. В 5-м классе
– отрывки из «Собачьего сердца» М.Булгакова,
«Маленького принца» А.Экзюпери, легенда о
манкуртах из романа Ч.Айтматова «И дольше века
длится день…» (последняя – в связи с разговором
о видах памяти). В 7-м – И.Ильф и Е.Петров (со своей
знаменитой Эллочкой-людоедкой), современные
авторы – Р.Казакова, Т.Крюкова и многие другие.
Так как в этом зале в основном
собрались преподаватели средней, а не начальной
школы, их, естественно, волнует вопрос: а можно ли
начинать обучение русскому языку по этим
учебникам не с 1-го класса, а с 5-го? Отвечаю на этот
вопрос: да, в принципе можно. И сегодня я немного
расскажу об этом, а мой коллега,
учитель-экспериментатор Сергей Игоревич
Райский, в конце нашего мастер-класса продолжит
разговор на эту тему.
В учебник 5-го класса введена
специальная рубрика «В стране воспоминаний», по
которой можно не только повторить изученный
материал, но и восполнить пробелы, если этот
материал ранее не изучался. Воспользовавшись
этой рубрикой, учитель может начать обучение по
нашей программе со средней ступени школы.
Расскажу о собственном опыте. Мой 5-й
класс учится по экспериментальному учебнику3.
За первые два месяца обучения мы прошли
программу 3–4-х классов. Коротко скажу о
результатах. То, что успеваемость равна 100%,
никого уже не удивляет (мы учимся без двоек). Но
нет почти и троек (точнее, три-четыре на класс из 30
человек). В начальной школе многие наши
экспериментальные классы вообще учатся без
троек. Проверяли не мы, а независимая экспертная
комиссия. Но главное даже не эти цифры. Все
учителя-экспериментаторы отмечают, что
изменилось отношение ребят к русскому языку, у
многих школьников русский язык стал любимым
предметом. Лучше всего об этом говорят данные
опроса: русский язык назвали любимым предметом в
экспериментальных классах 75,5%, в контрольных –
9,5%; любимым учебником назвали учебник «Русский
язык» соответственно 100 и 4,5% учащихся.
Г.Г. ГРАНИК, С.М. БОНДАРЕНКО (Психологический
институт РАО).
Не может не тревожить тот факт, что
русский язык продолжает оставаться одним из
самых нелюбимых школьных предметов. Об этом
говорила Наталья Анатольевна Борисенко в начале
своего доклада. Попробуем рассмотреть причины
этой нелюбви и показать, как в наших учебниках
решается эта проблема.
В начале 70-х годов ХХ века американский
исследователь Р.Сперри сделал открытие о
межполушарной функциональной асимметрии мозга.
Было обнаружено явление «разделения труда»
между полушариями. Левое полушарие мозга
«заведует» абстрактно-логическим мышлением,
правое – конкретным, образным, интуитивным
мышлением и богатой сферой эмоций. Только когда
оба полушария взаимодействуют, взаимодополняют
друг друга, постоянно «переговариваясь» между
собой, возможна полноценная деятельность
человека. Если же образное мышление подавляется
при развитии логического, это ведет к
расстройству нервного и физического здоровья.
Как известно, язык – это знаковая
система, и преподаваемый в школе предмет
адресован в основном левому полушарию. Усвоение
абстрактного грамматического материала
потребует от ребенка немалых усилий. Отсюда
психологический барьер между возможностями
школьника и «сухой», абстрактной системой
изучения языка.
Только при активном взаимодействии
обоих полушарий, обоих типов мышления –
абстрактно-логического и образного – возможны и
успешное усвоение предмета, и развитие любви к
нему, и гармоническое развитие личности. Одним из
первых, кто пытался найти образную форму для
знакомства детей с грамматикой, был польский
педагог Януш Корчак. Он придумывал
грамматические сказки для детей-сирот. Наши
исследования направлены на создание такой формы
изложения материала, которая была бы
одновременно адресована и
абстрактно-логическому, и
эмоционально-образному мышлению. «Сухие»
грамматические понятия гораздо эффективнее
усваиваются детьми, если их лингвистическое
содержание воплощено в образной форме, например:
«Главные члены предложения – большие друзья.
Подлежащее и сказуемое всегда связаны друг с
другом, как человечки на рисунке, которые крепко
держатся за руки»; «Союз да похож на актера. В
одних предложениях он играет роль союза но, в
других – роль союза и». Даже такая
абстрактная категория, как структура сложного
предложения, может найти образное воплощение:
если части сложного предложения следуют одна за
другой, они ассоциируются у детей с гусями на
прогулке. Придаточная часть предложения внутри
главной напоминает матрешку в матрешке. Легко
воспринимаемые и легко запоминаемые образы
предложений-«гусей» и предложений-«матрешек»,
синтаксических «карликов» и «великанов», границ
и пограничников между частями сложного
предложения активно работают при анализе
предложений как в учебниках для начальной школы,
так и в учебниках для старшеклассников.
Создать наглядный образ структуры
предложения помогает разнообразная работа со
схемами: не только составление схем по данным
предложениям, но и задание охарактеризовать
предложение, если известна только его схема,
поставив себя в положение ученого, который может
по скелету описать особенности давно вымершего
животного. Так школьник получает образное
представление инварианта любого возможного
количества предложений с данной синтаксической
структурой. Здесь сливаются и образное, и
логическое восприятие.
Развитию интереса, образного мышления,
воображения и многих других хороших
человеческих качеств способствует юмор, который
сопутствует работе наших школьников вопреки
всем сторонникам «строгой педагогики», «строгих
формулировок». Вот мнение писателя А.Алексина:
«Некоторые люди наивно полагают, что “весело” и
“несерьезно” – одно и то же. Еще и еще раз
хочу повторить: именно юмор и занимательность –
порой кратчайшее расстояние между самой
серьезной проблемой и сознанием ребенка».
Поэтому в наших учебниках постоянно
используются разнообразные приемы: и
исправление разного рода «лепых нелепиц», и
использование комического эффекта ошибок, и
юмористические тексты.
Все упомянутые нами способы создания
интереса к русскому языку и многие другие
проходят через весь цикл учебников. Материалы
проверок показывают, что наши усилия в этом
направлении не напрасны.
Г.Н. ВЛАДИМИРСКАЯ (школа № 1695, г.
Москва).
Продолжу тему преемственности. Как уже
сказала Наталья Анатольевна, мы строим курс по
расширяющейся спирали, которая позволяет не
ломать уже имеющиеся знания, а, опираясь на них,
формировать новые. Покажу это на одном примере.
Известно, что вплоть до окончания школы в
ученических работах встречаются ошибки: в
планетарие, на экскурсие, в армие. Объясняется
это тем, что учащиеся в начальной школе хорошо
усвоили: существительные 1-го скл. в дат.п. и
предл.п. и существительные 2-го скл. в предл. п.
имеют окончание -е. Сломать этот навык в 5-м
классе довольно трудно, отсюда многочисленные
ошибки на данное правило.
По нашей программе падежные окончания
существительных на -ия, -ие, -ий изучаются не в
средней школе, а в 3-м классе. Только в этом случае
не происходит обычной ломки и коренной
перестройки знаний, от которой страдают и дети, и
учителя.
Остановлюсь также на некоторых других
принципиально важных понятиях нового курса, или,
как мы говорим, наших «трех китах».
Фундаментом всего курса орфографии –
первым «китом» – является фонемный принцип. Фонема
вводится прежде всего потому, что иначе дети
никогда не смогут понять, почему звуков
бесконечное множество, а букв гораздо меньше,
почему не для всех звуков люди придумали значки,
«сшили для них форму». Большинство правил,
изучаемых в начальной школе, – фонемные. И это
тоже аргумент в пользу фонемы. В 1-м классе
термин фонема еще не дается, но дети, читая
занимательные стихотворения, подводятся к
правилу: люди придумали буквы для тех звуков,
которые отличают по смыслу одно слово от другого
(город – горох – порох и т.д.). В 5-м классе
вводится уже сам термин фонема, дается
понятие сильной и слабой позиции звуков и все
правила рассматриваются как фонемные и
нефонемные.
Так как фонема тесно связана с морфемой,
«живет» в морфеме (морфема – наш второй «кит»), то
вслед за фонемой изучается состав слова и
словообразование (5–6-е классы). Рассмотрение
фонемы в тесной связи с морфемой помогает
учащимся понять и хорошо усвоить большинство
орфографических правил (правописание гласных и
согласных в корне, правописание мягкого знака и
др.)
Третьим важнейшим понятием курса
(третьим «китом») является понятие блока, т.е.
буквосочетания, которое оседает в памяти как
целостная единица, запоминается, распознается и
воспроизводится на письме как целое. В учебниках
разработана система заданий, направленных на
формирование этих процессов. Блоки вводятся
постепенно. Начинается все с хорошо известных
любому учителю фонемных блоков чк, чн, жи, ши, ча,
ща и др., а также с исторических блоков,
связанных с полногласием и неполногласием (оро –
ра и др.). Затем вводятся морфемные блоки,
которые распадаются на блоки приставочные – с
приставками 1-й группы (хотя они и фонемные, но
проверка часто затруднена, и поэтому лучше их
запоминать как целое), суффиксальные -тель, -ник,
-ниц(а) – изучаются по частям речи и корневые –
нефонемные -зар- – -зор-, -гор- – -гар- и т.д.
Практическое знакомство с блоками оро
– ра, зар – зор, гор – гар в 1–2-х классах
помогает установить преемственность начальной
школы со средней. У учащихся не происходит ломки
привычных умений и навыков, когда в 5-м классе они
приступают к изучению корней с чередующимися
гласными. Более сложный этап наступает, когда
вводятся сросшиеся блоки ира, има, иста,
ина, состоящие из части корня и суффикса -а-,
и сложные блоки, образовавшиеся из нескольких
простых, например: глагол умирает (-ира- + -ет-)
или «крупноблочное» прилагательное мечтательный.
Итак, фонема, морфема, блок – ключевые
понятия экспериментального курса. Они не только
расширяют лингвистический кругозор учащихся, но
и способствуют формированию орфографической
зоркости и, следовательно, орфографической
грамотности.
Ю.Ю. БАЛАШОВА (Психологический
институт РАО).
Через все выступления рефреном прошла
мысль о том, что дети не любят русский язык. У этой
нелюбви есть еще одна сторона, о которой многие и
не подозревают. Это проблема тревожности. В
результате проводимых нами исследований было
установлено, что уже начиная со 2-го класса
можно говорить о высоком уровне ситуативной
тревожности примерно у половины детей. Назову
просто страшные цифры: 48% детей боятся писать
диктанты; 44% школьников ничего не помнят из
выученного дома, выходя к доске. Тревожность,
страх перед контрольной, ответом, экзаменом –
при любой проверке знаний – ведут к неверию в
собственные силы. От 72 до 81% детей считают, что они
никогда не осилят некоторые из школьных
предметов, а от 39 до 54% учащихся не верят в
возможность освоения русского языка и чтения.
С чем же связано подобное положение
вещей?
Исследования показывают, что одной из
основных причин, как ни парадоксально это звучит,
является школьный учебник. Снизить уровень
тревожности при проверке знаний может новый тип
учебника, создаваемый в рамках курса «Русская
филология».
Особая структура учебников и учет в
них психологических законов обучения
(познавательного интереса, самоконтроля и др.)
помогают избавиться от детских страхов.
Ученики, которые учатся по нашей
программе, спокойно реагируют на ситуацию
контрольных работ, а многие даже любят их писать.
Эксперимент выявил тенденцию к снижению
ситуативной тревожности. Вот последние данные:
число детей, которые боятся каких-то школьных
предметов, уменьшилось до 40% (до эксперимента –
77%), а детей, которые считают, что не смогут
выучить русский язык, нет вообще.
Как видим, экспериментальный курс
положительно влияет на процесс обучения, на его
мотивацию и может быть назван профилактическим.
С.И. РАЙСКИЙ (школа № 1695, г.
Москва).
Остановлюсь на том, как я работаю по
новому учебнику в 5-м классе, который был собран
из трех разных классов, не учившихся по
экспериментальным учебникам в начальной школе.
Значит, адаптация детей осложнялась их
привыканием к новой программе. Кроме того, многие
родители боялись самого слова эксперимент.
Понятно, что ученики должны были усвоить
значительный объем материала, предусмотренного
программой «Русская филология», но моим детям
неизвестного. Однако учебник нацелен на
возбуждение и поддержание познавательного
интереса, написан доступно и занимательно,
поэтому ученики охотно работают по нему, многие
читают параграфы, забегая вперед. Пробелы нам
удалось восполнить довольно легко. Кроме того, в
учебнике есть такая рубрика, как «В стране
воспоминаний». Она также помогала детям освоить
синтаксические темы, а образный язык учебника
облегчил эту задачу. Думаю, что апробация
учебника проходит успешно. Об этом говорят и сами
дети, и родители (никого уже не пугает слово эксперимент),
и учителя.
Мой собственный опыт и опыт многих
других учителей показал, что по
экспериментальным учебникам можно начинать
работать и со среднего звена, реализуя при этом
идею преемственности, заложенную в курсе.
Мастер-класс завершился обсуждением
докладов и живым общением авторов учебников с
учителями, приехавшими на Марафон не только из
Москвы и Подмосковья, но и из Санкт-Петербурга,
Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Сочи,
Волгограда…...
На нашем Марафоне выступила учитель
средней школы дер. Серково Щелковского района
Московской области Лариса Витальевна
Сапрыкина:
С книгами авторского коллектива под
руководством Г.Г. Граник я знакома со
студенческих лет. Наш преподаватель методики
русского языка приносил на занятия «Секреты
орфографии» и «Секреты пунктуации» как
величайшую ценность. С большим интересом узнала
сегодня о создании нового курса, который
называется «Русская филология». Думаю, что у него
есть будущее. Хочу попробовать работать по новым
учебникам в следующем году. Я получила
приглашение участвовать в семинарах, которые
проводятся для учителей-экспериментаторов
авторами курса. Буду ездить на них из Шелкова.
Спасибо газете «Русский язык», организовавшей
этот замечательный Марафон.
1 О новом типе учебника по
русской филологии газета «Русский язык» уже
писала в № 14 /2002.
2 См.: Лукашевич Е.В. Язык,
слово, экзамен, подросток // Русский язык. № 19/ 2002.
С.3.
3 Граник Г.Г., Бондаренко
С.М., Концевая Л.А. Русский язык: Учебник для 5-го
кл. В 2 ч. М.: Владос, 2001.
|