Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №23/2003

КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ

Е.П.ПЕТРУХИНА,
Н.П.ШУЛЬГИНА
г.Курск


Региональный компонент:
обучение русскому языку

Как приобщить школьников к изучению истории и культуры родного края? Какими средствами воспитывать духовность и нравственность, чувство патриотизма и национальной гордости?

Эти вопросы всегда волновали педагогов. В последнее время появились государственные решения этой проблемы: концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001–2005 гг., программы развития воспитания в системе образования России на 2002–2004  гг. и др.

В Курске принята муниципальная программа духовно-нравственного воспитания детей на 2003–2005 гг., целью которой является «создание благоприятных условий для подготовки разносторонне развитой личности гражданина, ориентирующегося в системе ценностей, в потребностях современной жизни, готового к активной социальной адаптации в обществе, к самостоятельному жизненному выбору».

За счет муниципального компонента содержания образования в школах изучаются православная культура, история Курского края и города Курска, литературное краеведение. Разработан и издан «Дневник курского школьника», а в День знаний в школах и гимназиях города традиционно проводится урок «Мой любимый город».

Познакомить школьников с литературой родного края и приобщить к систематическому чтению художественной литературы – главная задача учебного пособия «Связь времен. Поэтическое слово земли курской». Оно создано учеными Курского государственного университета и Научно-методическим центром г. Курска. Его можно использовать на факультативных занятиях и спецкурсах по литературному краеведению, а также для дополнительного чтения на уроках литературы.

Н.АсеевВ пособие включены не только тексты современных курских писателей (В.Деткова, В.Корнеева, Ю.Першина, П.Сальникова и др.), но и произведения устного народного творчества, рассказы о святых земли Русской – Феодосии Печерском и Серафиме Саровском, произведения И.Богдановича, «Записки актера Щепкина», стихотворения А.Фета и Н.Асеева, рассказы А.Гайдара, Ю.Германа, В.Овечкина, Е.И. Носова и др.

Н.Асеев

Название «Связь времен» не случайно. Авторы так объясняют его выбор: «В русском языке связь – слово многозначное. Связью на Руси, например, называли вид постройки, самый крепкий и надежный. Века стоял такой дом, и было в нем тепло и уютно. Связь не менее важна. Она укрепляет нашу память о прошлом, дает силы, высвечивает ориентиры, делает мудрее».

Предлагая ученикам для анализа тексты, включенные в пособие, мы сможем решить важную задачу филологического образования – ознакомиться с историей и культурой народа.

Улицы нашего города, родная курская земля хранят память о прошлом, а произведения, написанные земляками, позволяют услышать живую речь курян. Из них, кроме того, можно узнать о растительном, животном мире, географии и топонимике края.

Приведем примеры работы с поэтическими текстами из пособия «Связь времен. Поэтическое слово земли курской».

Сколько любви к своей малой родине в стихотворении курского поэта Вадима Корнеева «Курск родной!». Как не использовать его в качестве дидактического материала на уроке русского языка!

Курск родной! Под вечер нежно
Крон коснется – и по листьям дрожь...
Ты и летом, и зимою снежной
Для меня пленительно хорош.

Под твоей родительскою сенью
Для меня начало всех начал.
Здесь закаты провожал над Сеймом,
Зори здесь над Тускарью встречал...

Никуда от прошлого не деться...
Близок стал, как речка к берегам,
К улицам, где я в далеком детстве
Утром соловьиным пробегал.

С добрым чувством день встречая новый,
Кланяюсь знакомым по пути –
Мне по Мирной, Золотой, Садовой
И легко, и радостно идти.

Дорог Курск мне строгий и веселый,
Так светло слились в душе моей
Долгий звонкий детский смех у школы,
Благовест соборов и церквей.

Древний – никогда не будешь старым,
Спину пред врагами ты не гнул,
Предков в «Слове о полку» недаром
Добрым словом автор помянул.

Вихрь веков над городом, над лугом...
И, спасая вновь свою страну,
Курская дуга разящим луком
В сердце вражье выпустит стрелу...

Задания

1. Выпишите из текста стихотворения географические названия (топонимы). Найдите в толковом словаре значение слова топоним и запишите его.

2. Город Курск получил название от той реки, в окрестностях которой на высоком бугре, окруженном естественными водными преградами, и возникло городище. Почему река получила название Кур? Поразмышляйте над этим, опираясь на следующие данные: на гербе г. Курска изображены летящие куропатки; место впадения реки Кур в реку Тускарь образовало курью – тихую заводь.

3. Обратитесь к строчкам стихотворения:

Мне по Мирной, Золотой, Садовой
И легко, и радостно идти...

Определите, какой частью речи выражены названия улиц в этом отрывке. Вспомните названия улиц родного города и продолжите этот ряд (Рябиновая, Сиреневая, Смородиновая, Спортивная, Малиновая, Фестивальная, Веселая, Институтская и др.). Почему возникли такие названия? О чем они свидетельствуют?

4. Главные улицы г. Курска до Октябрьского переворота имели названия Московская и Херсонская. Почему?

5. О каком историческом прошлом свидетельствует название некоторых улиц (Хуторская, Почтовая, Рассыльная, Литовская)?

6. Как вы понимаете строчку из стихотворения Благовест соборов и церквей? Что вы скажете о структуре слова благовест и его происхождении?

7. В стихотворении есть такие слова:

Предков в «Слове о полку» недаром
Добрым словом автор помянул...

Запишите эти слова, используя предложение с прямой речью.

Певцом Курского края можно по праву назвать Николая Николаевича Асеева. Чувство гордости за родную землю охватывает каждого курянина, читающего его строки:

Город Курск на веков гряде,
неподкупный и непокорный,
на железной залег руде,
глубоко запустивши корни.
Он в овчине густых садов,
в рукавицах овсяных пашен
не боится ничьих судов,
никакой ему враг не страшен.

Задания

1. Какие языковые средства помогают автору нарисовать образ родного города?

2. Сравните деепричастия запустив – запустивши. Есть ли разница в употреблении суффикса? С какой целью автор использует именно устаревшую конструкцию?

Историческая справка.

(Панов М.В. Русский язык. 7-й класс. С. 19.)
Деепричастия на -вши/-ши от глаголов без -ся раньше употреблялись более широко, чем в современном языке. Вы можете встретить их в художественной литературе (особенно в произведениях писателей XIX века). Вместо них в современном языке употребляются деепричастия с суффиксом .

3. Опираясь на примеры из текста, расскажите о правописании не – ни с различными частями речи.

4. Объясните графически знаки препинания в первом предложении:

Город Курск на веков гряде,
неподкупный и непокорный,
на железной залег руде,
глубоко запустивши корни.

5. Напишите небольшой рассказ, основанный на фактах истории, географии или культуры родного края. Эпиграфом к нему возьмите стихотворение Н.Асеева.

Языковой анализ и культурологический комментарий текстов вызывают неизменный интерес у курских школьников. Работа с текстом помогает развить чувство слова, языковое чутье, создать языковую индивидуальность ученика (М.М. Бахтин).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru