УЧЕНИКИ ИССЛЕДУЮТ
260 лет со дня рождения Г.Державина
Альбина МУХАМЕТШИНОВА,
11-й класс, татарская гимназия № 2 имени
Ш.Марджани, г. Казань
Лингвистический анализ стихотворения
Державина «Арфа»
АРФА
Не в летний ль знойный день прохладный
ветерок
В легчайшем сне на грудь мою приятно дует?
Не в злаке ли журчит хрустальный ручеек?
Иль милая в тени древес меня целует?
Нет! арфу слышу я: ее волшебный звук,
На розах дремлющий, согласьем тихострунным,
Как эхо, мне вдали щекочет нежно слух
Иль шумом будит вдруг вблизи меня перунным.
Так ты, подруга муз! лиешь мне твой
восторг
Под быстрою рукой играющей Хариты,
Когда ее чело венчает вкуса бог
И улыбаются любовию ланиты.
Как весело внимать, когда с тобой она
Поет про родину, отечество драгое,
И возвещает мне, как там цветет весна,
Как время катится в Казани золотое!
О колыбель моих первоначальных дней!
Невинности моей и юности обитель!
Когда я освещусь опять твоей зарей
И твой по-прежнему всегдашний буду житель?
Когда наследственны стада я буду
зреть,
Вас, дубы камские, от времени почтенны!
По Волге между сел на парусах лететь
И гробы обнимать родителей священны?
Звучи, о арфа! ты все о Казани мне!
Звучи, как Павел в ней явился благодатен!
Мила нам добра весть о нашей стороне:
Отечества и дым нам сладок и приятен. |
Стихотворение «Арфа» было
написано поэтом в 1798 году.
Печальные звуки арфы, волшебная
мелодия струн, которых едва касались нежные
пальцы Пелагеи Михайловны Бакуниной, пробуждали
в поэте воспоминания о родном Поволжье, о Казани,
рождая стих, так похожий на музыку.
Посетив Казань в последний раз в 1784
году, Гаврила Романович уже не застал в живых
свою старую матушку. Однако город, знакомые
берега Волги и Камы вновь пленили поэта.
При первом же знакомстве со
стихотворением «Арфа» я была поражена
проникновенным чувством любви лирического героя
к родному краю.
В чем секрет магической силы
воздействия державинского стиха?
Определяя место Державина в русской
поэзии, Белинский писал: «Поэзия не родится
вдруг, но, как все живое, развивается исторически;
Державин был первым живым глаголом юной поэзии
русской». Именно в его творчестве лирика обрела
свободу, мир стал изображаться таким, каким он
виден глазу и слышим уху обыкновенного земного
жителя – пестрым, разнородным, многоцветным,
многозвучным, – и единым в своей разнородности.
Богатство поэтики «Арфы» выявляется
уже в первой строфе стихотворения, которая
является зачином, создает нужную поэту
эмоциональную настроенность.
Не в летний ль знойный день прохладный
ветерок
В легчайшем сне на грудь мою приятно дует?
Не в злаке ли журчит хрустальный ручеек?
Иль милая в тени древес меня целует?
Стихотворение можно разделить на две
части. Первая связана с образом арфы,
воздействием ее волшебного звука на душу
лирического героя. Во второй части поэт делится
воспоминаниями о родных местах, создавая образы
Казани, Волги, камских пейзажей. Темы двух частей
гармонично соединяются в последней строфе, в
которой происходит разрешение эмоционального
напряжения, делается своеобразный вывод,
обобщение.
Вопросы, прозвучавшие в зачине, не
получают утвердительного ответа. Блаженные
чувства лирического героя вызваны не дуновением прохладного
ветерка, не журчанием хрустального ручейка,
не поцелуем милой в тени. Гармоническое
состояние души героя создается волшебным
звуком арфы. На протяжении трех катренов поэт
описывает мелодию арфы, создавая яркие образы. На
арфе играет харита – богиня красоты в
древнегреческой мифологии, когда ее чело
венчает вкуса бог / И улыбаются любовию ланиты.
Поэт использует богатство тропов (например, как
эхо – сравнение; щекочет нежно слух –
метафора; улыбаются любовию ланиты –
метонимия; время золотое – лирический
эпитет). Герой обращается к арфе, одушевляя ее,
называет подругой муз, покровительницей поэзии,
искусства. В мелодии арфы звучит и нежность эха, и
сила грома. Звукопись создается благодаря
ассонансам (шумом будит вдруг... перунным),
стечению гласных и сонорных (слышу я: ее
волшебный...). Читатель воспринимает мелодию
арфы, тонкие переливы ее звуков. Приподнятое
настроение создается и на лексическом уровне.
Державин использует слова высокого стиля;
устаревшие слова; старославянизмы; мифологизмы (в
том числе, чело, отечество, ланиты, перунный;
драгое; Харита, муза). Система образов,
ассоциаций, лексика, звукопись гармонично решают
тему арфы.
Вторая часть стихотворения начинается
с обращения: О колыбель моих первоначальных
дней! Возникает тема родины – Волги, Камы,
Казани. Экспрессия стихотворения возрастает,
интонация становится напряженней, о чем
свидетельствует поэтический синтаксис: повторы
слов, обилие восклицательных конструкций.
Вопросительные предложения второй
части создают в композиции скрытый кольцевой
повтор (1-, 5-, 6-я строфы). Глаголы настоящего
времени уступают место формам будущего: буду
зреть, освещусь и т.д. Лирический герой мечтает
посетить священные для него могилы родителей,
лететь на парусах по Волге, встретить зарю
в родном имении.
В последней строфе поэт соединяет тему
арфы и родины. Лирический герой, в голосе
которого звучат авторские интонации, обращается
к арфе, призывая ее петь о любимой Казани, которую
посетил Павел I в 1798 году, потому что мила нам
добра весть о нашей стороне: / Отечества и дым нам
сладок и приятен. Последнюю строку
стихотворения в ее первоначальной редакции А.С.
Грибоедов вложил в уста Чацкого в комедии «Горе
от ума». Творчество Державина стало основой
реминисценций не только у Грибоедова, но и
Жуковского, Батюшкова, Пушкина, Некрасова.
Содержательно значима и ритмическая
организация стихотворения. Если четырехстопный
ямб часто используется поэтами для передачи
динамики чувств, напряжения, то шестистопный ямб,
к которому обращается автор в «Арфе», удлиняет
строку и усиливает мелодику стиха.
Перекрестная рифмовка усиливает
симметрию строк, строф, не нарушая музыкального
течения текста. Большая часть (63%) всех ударных
гласных – звук [а]. Наверное, это не случайно: в
самом названии стихотворения этот звук
доминирует, и арфа звучит от начала до конца
текста. Анафорические повторы звучи, как,
когда, инверсия создают эффект
эмоционального возрастания.
Державин не ограничивается приемами
классицизма, он создает сложную композицию
стиха, которая позволяет ввести в поэзию
богатство внутреннего мира человека. Поэзия
Гаврилы Романовича таит в себе «зерна будущего,
соединяет концы и начала» (Д.Д. Благой),
подготавливая почву для творений Пушкина.
|