КОНКУРС
Продолжение. См. № 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21/2003
Назовите автора
Конкурс читателей
Отрывок №10
УЧИТЕЛЬ
Замечательный человек, встретившийся
мне в начале жизненного пути, был Игнатий
Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. Он
преподавал в нашей школе русский язык и
литературу, и поразил нас учитель с первого
взгляда чрезмерной близорукостью. Читая, учитель
приближал бумагу к лицу, водил по ней носом и,
ровно бы сам с собою разговаривая, тыкал в
пространство указательным пальцем: «Чудо! Дивно!
Только русской поэзии этакое дано!».
«Ну, такого малахольненького мы быстро
сшамаем!» – решил мой разбойный пятый «Б» класс.
Ан не тут-то было! На уроке литературы
учитель заставил всех нас подряд читать вслух по
две минуты из «Дубровского» и «Бородина».
Послушав, без церемоний бросал, сердито сверкая
толстыми линзами очков: «Орясина! Недоросль! Под
потолок вымахал, а читаешь по слогам!».
На уроке русского языка учитель наш
так разошелся, что проговорил о слове яр
целый час и, когда наступила перемена, изумленно
поглядев на часы, махнул рукой: «Ладно, диктант
напишем завтра».
Я хорошо запомнил, что на том уроке в
классе никто не только не баловался, но и не
шевелился. Меня поразило тогда, что за одним
коротеньким словом может скрываться так много
смысла и значений, что все-то можно постичь с
помощью слова и человек, знающий его, владеющий
им, есть человек большой и богатый.
Впервые за все время существования
пятого «Б» даже у отпетых озорников и лентяев в
графе «поведение» замаячили отличные оценки.
Когда у нас пробудился интерес к литературе,
Игнатий Дмитриевич стал приносить на уроки
свежие журналы, книжки, открытки и обязательно
читал нам вслух минут десять–пятнадцать, и мы
все чаще и чаще просиживали даже перемены, слушая
его.
Очень полюбили мы самостоятельную
работу – не изложения писать, не зубрить
наизусть длинные стихи и прозу, а сочинять,
творить самим.
Однажды Игнатий Дмитриевич
стремительно влетел в класс, велел достать
тетради, ручки и писать о том, кто и как провел
летние каникулы. Класс заскрипел ручками.
Не далее месяца назад я заблудился в
заполярной тайге, пробыл в ней четверо суток,
смертельно испугался поначалу, потом опомнился,
держался по-таежному умело, стойко, остался жив и
даже простуды большой не добыл. Я и назвал свое
школьное сочинение «Жив».
Никогда еще я так не старался в школе,
никогда не захватывала меня с такой силой
писчебумажная работа. С тайным волнением ждал я
раздачи тетрадей с сочинениями. Многие из них
учитель ругательски ругал за примитивность
изложения, главным образом за отсутствие
собственных слов и мыслей. Кипа тетрадей на
классном столе становилась все меньше и меньше, и
скоро там сиротливо заголубела тоненькая
тетрадка. «Моя!» Учитель взял ее, бережно
развернул – у меня сердце замерло в груди, жаром
пробрало. Прочитав вслух мое сочинение, Игнатий
Дмитриевич поднял меня с места, долго пристально
вглядывался и наконец тихо молвил редкую и
оттого особенно дорогую похвалу: «Молодец!».
Когда в 1953 году в Перми вышла первая
книжка моих рассказов, я поставил первый в жизни
автограф человеку, который привил мне
уважительность к слову, пробудил жажду
творчества.
|