МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Н.ШАПИРО
«Полезные мелочи»: предварительные
итоги и задание на лето
Сегодняшний выпуск «Полезных мелочей» –
четырнадцатый, не юбилейный (см. № 4, 8, 12, 16, 18, 20, 37, 41, 45/2002 и № 4, 8, 12, 16/ 2003). Но мы все
же решили по случаю окончания учебного года
подвести некоторые итоги. Спасибо!
Рубрика существует уже около полутора
лет благодаря учителям, которые откликнулись на
призыв рассказывать о том, что придумали сами или
узнали от своих учителей и коллег, и совместно
пополнять копилку находок, приемов,
мнемонических правил – всего, что помогает нам
учить детей эффективнее и веселее. Наибольший
вклад в общее дело внесли Георгий Кондратьевич
Данилов из Санкт-Петербурга, Светлана
Геннадиевна Зелинская из Воронежа, Марина
Ивановна Козлова из Нижнего Новгорода, Галина
Савельевна Крюкова из Москвы, Ирина
Александровна Сильвестрова из Барнаула,
Константин Иванович Прохоренко из
Зеленограда – им наша особая благодарность.
Учились писать и говорить
Что же вместили 14 выпусков? Больше
всего советов связано с правописанием. Они
помогут (а многим моим ученикам, и, наверное, не
только моим, уже помогли) избавиться от ошибок в
трудных словах – таких, как артиллерист,
бешеный, вареник, винегрет, галерея, гостиная,
гривенник, дилижанс, дирижер, дирижабль,
кавалерист, женщина, интеллигент, искусство,
капитан, корзина, лейтенант, матрос, мошенник,
мужчина, мученик, палисадник, параллельный,
племянник, подлинный, полтинник,
предварительный, президент, привилегия, путаник,
расчет, расчетливый, рассчитать, ровесник,
сверстник, священник, труженик, участвовать.
Есть среди наших «мелочей» приемы
запоминания отдельных орфографических правил
или групп слов, написание которых подчинено
определенному правилу. В нашей рубрике
представлены такие темы:
удвоенная согласная в корне;
непроизносимая согласная;
корни с чередованием -зор-/-зар-,
-гор-/-гар-, -клон-/-клан-, -твор-/-твар-, -скак-/-скоч-,
-плав-/-плов-/-плыв-;
о/е после шипящих и ц;
суффикс профессии -чик;
сложные слова с первым корнем пол-;
прилагательные-исключения с
суффиксом -янн-;
безударные окончания глаголов и
суффиксы причастий;
одна и две буквы н в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени и
прилагательных, образованных от глаголов;
суффиксы наречий, образованных от
прилагательных приставочно-суффиксальным
способом, правописание производных предлогов и
частиц.
Есть в рубрике и более общие
рекомендации – методические приемы обучения
запоминанию трудных слов.
Несколько советов и упражнений
связано с орфоэпией – с ударениями и
произнесением заимствованных слов. Опубликованы
предложения, помогающие запомнить буквы,
соответствующие звонким и глухим согласным.
Кое-что из грамматики
Все прочие разделы науки о языке пока
представлены более чем скромно – это
рекомендации о том, как запоминать названия
падежей, как различать существительные в
винительном и именительном падежах, как
запомнить глаголы II спряжения не на -ить, как
определять вид глагола, да прием, помогающий
осознать значение деепричастий.
Несколько разросшейся «мелочью» выглядят общие
соображения о том, как изучать тему
«Односоставные предложения».
И совсем мало – об остальном
Ровно год назад мы подробно
рассказывали о том, как должны наши ученики
проверять свои письменные работы. Несколько
реплик-«мелочей» помогут учителю эффективнее
работать на уроке с карточками и быстрее
проверять тетради.
Рекомендации для летнего отдыха
Что же получается? Как свидетельствуют
письма и устные отзывы, наша рубрика интересна
учителям. Но, кажется, все
фольклорно-педагогические источники исчерпаны
(это мы тоже заключили из писем, в которых
повторяются уже опубликованные нами стишки и
шутки). А захватывали они совсем небольшую часть
того, над чем мы бьемся в нашей постоянной
учительской заботе. Поэтому так нужны нам
персональные находки словесников –
рационализаторов и изобретателей.
Посмотрите, сколько тем еще ждет нетривиальных
подходов, остроумных решений, смешных стишков и
картинок, таблиц и историй. Например:
Как вы помогаете запомнить разряды
местоимений?
Как учите твердо различать не и ни
во всех случаях?
Как боретесь с ошибками на
слитное/раздельное написание наречий,
образованных от существительных и
прилагательных?
Как добиваетесь постановки ь
только в нужных местах в числительных и глаголах?
Как обучаете правописанию приставок?
Какие приемы придумали, чтобы ваши
ученики не путали причастия с деепричастиями,
правильно обособляли приложения, легко
определяли виды придаточных?
Как у вас получается мгновенно
включить класс в работу, если предыдущим уроком
была физкультура?
Пишите о том, что у вас уже давно
получается, и о том, что вы придумали только что и
не успели опробовать. Многие из вас уже испытали
это ни с чем не сравнимое удовольствие – знать,
что придуманное вами успешно и с благодарностью
используют и другие.
Конечно, летние каникулы – для
отдыха. Но ведь, как известно, «праздность
вольная – подруга размышленья». Так что желаем
вам, дорогие коллеги, не только счастливого
отдыха, но и творческих успехов.
Продолжение следует
|