МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Т.М. РОМАШКО,
г. Троицк
Повторим синтаксис и пунктуацию
9-10 классы
Э.Сетон-Томпсон. Домино
Карточка № 1
1. Закат пылал а маленькие долинки были
наполнены кротким сиянием лишенным теней.
2. Охотники рассказывают что лиса никогда не
приносит добычу к самой норе если лисята дома.
3. Они пытались подойти к норе но каждый раз
услышав голоса людей отбегали и прятались в
кустах.
4. Но лисица мать уже встревожилась ее дом стал
теперь опасным.
5. В старой норе первым встретил лисицу тот
лисенок который был самым бойким и самым сильным.
6. Если бы мальчики вернулись сюда ночью они
увидели бы как лисы разрывали лапами землю и
напрасно грызли осколки гранаты стараясь
попасть в родную нору.
7. На третью ночь явилась только мать а затем и она
оставила безнадежные попытки.
8. В широкой лощине окруженной скалами где густо
переплетались корни осин и берез лисы устроили
новое жилище.
9. Сосна вечно шумит и вздыхает осина все время
дрожит и трепещет.
10. У входа в нору начались густые заросли которые
спускались к заросшей осокой тихой речной
заводи.
Задания
1. Спишите, вставьте знаки препинания,
сделайте графическое обоснование.
2. Подберите схемы, соответствующие данным
предложениям.
КЛЮЧ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
г б е в а д ж к и з
Карточка № 2
1. Теперь отец и мать устраивали так
чтобы детям приходилось добывать пищу как бы
самостоятельно.
2. Заслышав призыв матери дети бросались в лес и
там начиналась серьезная игра от результатов
которой зависел обед.
3. Надо было видеть как они носились в чаще
кустарника как рыскали и кружили по заросшим
травой склонам разглядывая и обнюхивая каждую
ямку.
4. Как радостно они летели вперед когда ветер
подсказывал им куда бежать.
5. Однажды за Домино погнались две собаки и
спасаясь от них долго бегая по скалам он изрезал
в кровь свои лапы.
6. Молодой лис спрятался в кустах на островке и из
своего безопасного убежища с удовольствием
наблюдал как собаки добежав до берега потеряли
след носились взад и вперед стараясь отыскать
снова и наконец не найдя ничего совершенно
сбитые с толку повернули домой.
7. Быть может лис не понимал отчетливо что вода
скрывала следы но у него все же создалось
представление что река хорошее место куда можно
уйти от неминуемой опасности.
8. Когда настала зима и река покрылась тонким
слоем блестящего льда Домино увидел что этот лед
прекрасно держит его и ломается под собакой
которая проваливается в воду.
9. Добыть шкуру черно-бурой лисицы величайшее
счастье о котором только может мечтать охотник.
10. Пришла зима и деревенские мальчишки принялись
за свою беспорядочную охоту на лисиц.
Задания
1. Спишите, вставьте знаки препинания,
сделайте графическое обоснование.
2. Подберите схемы, соответствующие данным
предложениям.
КЛЮЧ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
е ж г а д к б з в и
Карточка № 3
1. Домино научился преодолевать свой
страх и мужество его все возрастало.
2. Любимое время животных мягкий полумрак.
3. Земля здесь была покрыта глубоким снегом под
которым лежал толстый слой опавших листьев и
потому сохранила свою мягкость.
4. Проработав около часа лисица вылезла из норы и
Домино сменил ее.
5. У Геклы был замечательный голос громкий и
низкий и такой звучный что в тихие ночи он был
слышен за несколько миль.
6. Бурный поток с диким воем нес собаку целых две
мили подкидывая швыряя об острые камни и крутя в
водоворотах пока не выбросил несчастное
животное на песчаную отмель.
7. Выйдя на свою вечернюю охоту Домино тотчас
поднял вверх нос чтобы узнать откуда доносится
этот запах и пустился бегом по направлению к
нему.
8. Напрасно Домино прыгал и напрягался напрасно
грыз зубами ненавистный капкан стальные челюсти
не выпускали его лапу.
9. Глупому нужно много раз попасться чтобы
научиться чему-нибудь а для умного довольно и
одного раза чтобы стать еще умнее.
10. Домино давно чутьем угадывал что гуси хорошая
дичь но однажды он убедился в этом на деле найдя в
болоте только что убитого гуся.
11. Домино поступил так как может поступить лишь
самый лучший друг он взял всю опасность на себя и
побежал навстречу собакам.
Задания
1. Спишите, вставьте знаки препинания,
сделайте графическое обоснование.
2. Подберите схемы, соответствующие данным
предложениям.
КЛЮЧ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
в б г л ж а е з д к и
Продолжение следует
|